Материал комментируют:
Станислав Бышок
В ноябре этого года мнения россиян о том, насколько правильным курсом движется Россия, разделились почти поровну. Что дела идут в нужном направлении, считают 47% россиян, а 42% придерживаются противоположного мнения, следует из данных опроса «Левада-центра», размещенных на сайте организации.
При этом 11% опрошенных не смогли определиться со своей оценкой выбранного страной пути.
При этом данные опроса Левада-центра показывают, что деятельность президента России Владимира Путина одобряют 66% респондентов, а 33% её не поддерживают. Работу премьер-министра Дмитрия Медведева поддержали 34% россиян, в то время как отрицательно относятся к ней почти вдвое больше — 65% опрошенных.
Около 57% участников опроса не одобряют деятельность правительства, 63% - работу Госдумы.
При этом ещё в начале года число тех, кто считал, что страна идёт верным курсом почти вдвое превышала тех, кто думал иначе. Так, согласно данным «Левада-центра», в январе верили в «правильное направление» 55% против 28% скептиков. А, например, в декабре 2015 года соотношение было — 53% поддерживающих курс государства против 27% считающих, что идём не туда. Как видим, именно в этом году впервые после начала Русской весны произошёл кардинальный сдвиг в настроениях граждан России.
Смотрите также
На границе с Украиной российскую систему ПВО усилили «Панцирем-С»
Четвертый дивизион С-400 получил поддержку
— Надо понимать, что Россия существует не в безвоздушном пространстве, — говорит политический аналитик международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок. — Мы живём в состоянии напряжённых отношений со многими странами, некоторые из которых гораздо сильнее нас экономически. Поэтому в условиях санкций у людей всё меньше надежд для того, чтобы с оптимизмом смотреть на курс страны. Надо ещё понимать, что большинство людей не очень вникают в глобальные политические тренды. Для них важным признаком правильного пути является их личное финансовое самочувствие и благосостояние окружающих людей. А с этим у нас, несмотря на заявления о «беспрецедентном росте зарплаты», не очень хорошо.
На мой взгляд, оборотной стороной растущего пессимизма относительно ближайшего будущего является то, что нет понимания, как сделать так, чтобы курс страны снова «стал правильным», ведущим к быстрому улучшению благосостояния населения. У большинства граждан есть понимание, что у России в нынешнем положении нет рычагов, чтобы кардинально улучшить свою экономическую ситуацию. Мы не можем, например, заставить мировые цены на нефть вырасти в два раза. Не можем убедить Запад отменить санкции и так далее.
Кто-то может включить в ухудшение отношения россиян к власти и курсу страны проведённую пенсионную реформу, но, на мой взгляд, влияние её не столько велико, как принято считать.
На этом фоне отсутствие позитивной, поддерживаемой значительной частью населения повестки у оппозиции, как системной, так и не системной, это показатель того, что ждать серьёзных социальных потрясений, несмотря на падение процента тех, кто считает курс страны правильным, не приходится. Потрясения случаются, когда в обществе присутствует некий образ ожидаемого «светлого будущего». Во время Майдана на Украине это был «европейский выбор», который якобы должен был привести к высокому уровню жизни, отсутствию коррупции и прочим «печенькам». На момент распада СССР многие ждали благ от присоединения к «сытому Западу». А вот сейчас, в том числе потому, что Запад надежд не оправдал, а перед глазами есть ещё свежий пример последствий Майдана, большинство россиян понимают, что невозможно придумать программу «500 дней», сменить глобальный негативный тренд на позитивный и через пару лет всей страной зажить весело и сыто.
«СП»: — Однако уже во второй половине 2016 года, а тем более в 2017 году, когда эйфория от воссоединения с Крымом ушла, стало ясно, что санкции надолго и повышения доходов для большей части граждан России маловероятно. Однако всё равно большая часть россиян была уверена, что страна движется в правильном направлении — в декабре 2017 года таких было 59% против 28% недовольных и 14% неопределившихся.
— Если говорить про массовое сознание, оно всё же не столько реактивное, сколько аккумулятивное. Негатив накапливается в обществе, а потом проявляется в таких трендах, о которых свидетельствует и опрос «Левада-центра». Если говорить про 2017 год, то в нашем обществе ещё была некая надежда на «большую сделку» с Дональдом Трампом. Ждали какого-то чудесного превращения США из недружественного партнёра в партнёра хотя бы нейтрального. Теперь же понятно, что смены курса США в отношении России ждать в обозримой перспективе не стоит. И поэтому растёт недоверие и к курсу России в целом. Так проявляется накопившийся пессимизм.
«СП»: — У нас традиционно народ больше одобряет действия президента страны, чем правительства и Госдумы. Хотя, по идее, ведь Путин уже много лет за всё отвечает и Госдума по большей части лишь принимает законы, спущенные сверху.
— У нас традиционно в народном сознании первое лицо государства стоит особняком. Это проявляется, в том числе и на результатах голосований, на президентских выборах и на парламентских. Очень часто люди, голосующие за президента, не голосуют за главную, поддерживающую президента партию — «Единую Россию».
Читайте также
Реванш Кудрина: Экс-министр метит в кресло премьера
Глава Счётной палаты припомнил Медведеву обиды за 2011 год
Что касается того, что Путина сейчас поддерживает две трети россиян, то это возвращение к «докрымским» результатам. И мы здесь видим, что любые даже грандиозные позитивные события имеют довольно ограниченный ресурс прочности в современном гиперинформационном обществе. Я думаю, случись нечто подобное воссоединению с Крымом лет 20 назад, то длительность консенсуса власти и народа была бы гораздо длительнее.
Есть ещё фактор, который относится даже не к политике или экономике, а скорее, к психологии. Люди у нас склонны приписывать всё негативное, происходящее в стране, одним лицам, а всё положительное — другим. Есть плохие системные либералы в правительстве, которые отвечают за всё плохое в экономике, а есть хорошие — Путин, Лавров и Шойгу, благодаря которым у нас и армия поднялась, и вообще коллапса государства не случилось, несмотря на санкции и холодную войну с Западом.
Я думаю, что особенность данного момента в том, что Путин стоит перед принципиально иной задачей, чем предыдущие 19 лет. Раньше он должен был действовать так, чтобы у большинства россиян возникла уверенность, что без него всё в государстве рассыплется. Теперь же наоборот его задача — убедить и чиновников, и простых граждан, что можно выстроить систему так, что после смены президента она будет функционировать не хуже, чем сейчас. На самом деле, это не столь уж простая задача. Высока степень вероятности, что будет повторена «операция преемник», которую осуществил в своё время Борис Ельцин. Но не факт, что она обеспечит успех задуманного.
Новости политики: Пескова удивила шумиха вокруг британского гражданства Брилева
Проблемы национальной политики: Россия мечется между безнадегой и надеждой