19 декабря на сайте издания «Московский монитор» была опубликована статья Андрея Белолипцева «Федеральной пассажирской компании навязывают покупку пассажирского перевозчика ТКС?» с подзаголовком «Владимир Якунин ушел, а дело его сына Андрея живет».
Она показалась нам актуальной, поэтому мы публикуем ее в полном объеме.
Стало известно, что акционеры пассажирского перевозчика АО «ТрансКлассСервис» (ТКС) планируют продажу своей компании Федеральной пассажирской компании, сообщил Росбалту источник, знакомый с акционерами ТКС. Сумма сделки не разглашается, но, по некоторым данным, акционеры ТКС намерены выручить за свой актив 20 млрд рублей.
В чем выражается выгода для ФПК в таком приобретении? Есть ли объективные предпосылки для совершения подобной сделки? Насколько это соответствует антимонопольному законодательству? Попробуем разобраться в ситуации.
Прежде всего не ясно, кто проводил оценку стоимости ТКС, и откуда появилась сумма в 20 млрд рублей, ведь главный актив ТКС — это 150 вагонов, и даже если брать по верхней планке цену пассажирского вагона в 50 млн руб., то стоимость всех 150 вагонов, находящихся в собственности ТКС, составит не более 7,5 млрд руб. При таком раскладе навязываемая сделка для ФПК выглядит поистине кабальной. Другим немаловажным фактором является и то, что ФПК предлагают купить конкурента — частную компанию, занимающуюся организацией пассажирских перевозок в дальнем следовании. Пока нет официальной позиции Федеральной антимонопольной службы, но эксперты уже сейчас говорят о явном нарушении антимонопольного законодательства. Все это свидетельствует о том, что акционеры ТКС стремятся продать компанию по завышенной цене с нарушениями законодательства.
Отсутствие экономической целесообразности и огромные риски свидетельствуют о том, что сама ФПК никак не может быть заинтересована в подобной сделке, а значит эта сделка, скорее всего, ФПК навязывается. Ситуация проясняется, если посмотреть, кто является учредителем ТКС. Это компания ООО «Циркон-сервис», которой владеет кипрский оффшор «Ремани Интернешнл ЛТД», и который, в свою очередь, близок к английскому поданному и бизнесмену Андрею Якунину — сыну экс-президента РЖД Владимира Якунина.
Как отмечают эксперты, ТКС — это часть железнодорожной империи Андрея Якунина, в которую помимо ТКС входит сервис по продаже железнодорожных билетов под брендом UFS Travel (ООО «Универсальная финансовая система»). Сегодня Андрей Якунин участвует в этом бизнесе через кипрские офшоры и своих представителей в лице экс вице-президента Ростелекома Андрея Чеглакова, совладельца коммуникационной группы «Михайлов и Партнеры» Виталия Кривенко, а также бывшего соратника Михаила Прохорова по «Правому делу» Рифата Шайхутдинова. УФС, получив от РЖД право продавать железнодорожные электронные билеты, устанавливает завышенную сумму обязательной комиссии с каждого проданного билета, делится с сайтом-партнером 30% этого сбора, а 70% оставляет себе. И этот бизнес по-прежнему ежегодно приносит Андрею Якунину несколько сотен миллионов чистой прибыли.
Будем наблюдать за ситуацией.