Оказывается, для коррупции могут быть объективные причины, поэтому Министерство юстиции предлагает изменить антикоррупционное законодательство и прощать чиновникам подобные правонарушения, если они совершены «при обстоятельствах непреодолимой силы».
Соответствующие поправки в законодательство Минюст разрабатывает совместно с МВД, Генпрокуратурой, Следственным комитетом и Министерством труда, о чем и уведомляет на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
«В определенных обстоятельствах соблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, невозможно в силу объективных причин, при этом освобождения от ответственности законодательством Российской Федерации не предусмотрено», — говорится в документе.
Кстати, по данным Генпрокуратуры, в минувшем году рост коррупции составил более 9% по сравнению с предыдущим годом.
Изменения предусматривают освобождение физического лица от ответственности, если «несоблюдение им ограничений и запретов, … установленных в целях противодействия коррупции, вызвано объективными обстоятельствами», которые делают, соблюдение этих запретов, ограничений и так далее невозможным.
Что это за обстоятельства, Минюст пока не пояснил. Сам документ на данном этапе представлен для общественного обсуждения и на заключение независимой антикоррупционной экспертизы.
Реакция на эту новость последовала мгновенно. Так, читатели издания «Газета.ру» на странице ресурса в Фейсбук единодушно выразили возмущение данной инициативой.
«Узаконить преступление, это преступная идея», — уверен Анатолий Андреев.
«Миллион долларов — это обстоятельство непреодолимой силы. А 10 миллионов — совсем непреодолимой», — иронизирует Stass Veryn.
А Ольга Горшкова и вовсе выступила с неожиданным предложением: «Ну скромничать-то не стоит… Сказали „А“, так продолжайте… Отменить ВЕСЬ УК в отношении чиновников!!!».
Не менее категоричны и читатели РИА «Новости», выражающие свое мнение на странице в Twitter.
«Вот истинное лицо чиновников-коррупционеров. Теперь официально можно брать взятки. Как, интересно, они это будут декларировать, как доход или доход непреодолимой силы. Так может, ввести закон и отдельную графу о том, сколько они не взяли? Думаю, этот показатель будет 0%», — пишет Spravedlivayarossiya.
«Коррупция из-за объективных причин??? Мне это снится???», — недоумевает Татьяна.
«За коррупцию нужно расстреливать! Невзирая на причины. Особенно чиновников высшего звена!!!» — категоричен Эдельвейс.
Его поддержал и читатель газеты «Ведомости» Абрам Гольденберг: «Гильотина и расстрел очень хорошо помогают от коррупции!»
А читающий это же издание Андрей Малинин внес свое любопытное предложение: «Да как в Штатах узаконить её и всё, победить нельзя так, хоть пусть налоги отчисляют».
В общем, голос общественности звучит единодушно, отражая весь спектр эмоций: от раздражения и негодования до недоумения и сарказма, сопровождаемых нередко непечатными выражениями.
Недоумение данный «форс-мажор» вызвал и у президента регионального общественного фонда противодействия организованной преступности и коррупции «АНТИМАФИЯ» Евгения Мысловского, хотя он и признался, что пока с законопроектом не знаком.
— В моем юридическом сознании это не укладывается. Форс-мажор, в юридическом плане, это независящее от воли участников какой-то сделки обстоятельство. К ним относятся война, извержение вулкана, землетрясение и другие стихийные бедствия. То есть то, что не позволяет осуществить условия договора.
Какое может быть условие договора по взятке, которое можно оправдать тем, что произошло какое-то событие? Я этого понять не в состоянии. Моих двух высших образований и трех диссертаций для этого не хватает.
«СП»: — А не приведет ли это изменение в законодательство к тому, что проворовавшиеся чиновники будут уходить от ответственности?
— Видимо, готовят индульгенцию. Кому-то в голову пришла очередная мысль, что слишком много чиновников погрязло и надо их спасать.
Адвокат, управляющий партнер Адвокатского бюро «Зилинский и Терехов» Дмитрий Зилинский уже успел ознакомиться с документом и считает, что ключевой момент в законопроекте — условие непреодолимой силы, так называемый форс-мажор.
— В чем суть законопроекта: например, где-то половодье. И в условиях этого аврала, когда речь идет о жизни и здоровье людей, спасении инфраструктуры, населенных пунктов и других значимых объектов, необходимо принимать срочные меры. Кто-то из бизнесменов предлагает губернатору свою технику, необходимую для немедленной работы. Но по закону необходимо провести тендер, это занимает время, а надо действовать быстро.
Все ответы кроются в термине «форс-мажор», на этом делается акцент в законопроекте. Сюда же входят и военное положение, и чрезвычайные ситуации. В подобных случаях принимаются решения о вводе в регионе повышенного уровня подготовки и аккумуляции всех органов исполнительной власти на местах, силовых структур. Чиновникам на местах необходимо срочно принимать решения по вопросам финансового порядка. А, например, в бюджете, недостаточно средств на те или иные неотложные нужды, и кто-то (из бизнесменов — ред.) предлагает помощь.
Понятно, что все эти вопросы будут разбираться не сразу, а после локализации экстренной ситуации. Определенная комиссия будет решать все эти моменты. Если выяснится, что человек вышел за рамки инструкций при принятии решений, то в обычных условиях на это могут посмотреть как на коррупционную составляющую, а с учетом чрезвычайной ситуации — это совершенно другая история.
«СП»: — Но все-таки коррупция ассоциируется, прежде всего, со взятками и тому подобным. Если в чрезвычайных условиях бизнесмен предлагает свои услуги, то может быть, это должно регулироваться какими-то законами, а не только тендерами?
— К сожалению, нет. В том-то и дело. Если бы это регулировалось дополнительно другими законами, то можно было бы в обычных условиях подменять тендер другими способами заключения контракта, были бы созданы условия для коррупционной составляющей.
В данном случае принятие одного этого закона может внести полную ясность и не менять сложившуюся законодательную и правоприменительную модель заключения контрактов, связанных с федеральными и региональными деньгами.
Но вы правы, со стороны властей необходимо вести разъяснительную работу, довести до населения, что это за закон, о чем идет речь, а также о том, как идет борьба с коррупцией.
Иначе вызывает общественный резонанс информация о появлении законопроекта, которым якобы легализует взятки чиновникам. Народ не обязан вникать в юридическую казуистику, поэтому надо разъяснять все нюансы.
Никто не спорит — у нас одно из самых коррумпированных государств в мире, к сожалению. Но тот нормативно-правовой блок, который создан на сегодняшний день для борьбы с коррупцией, ставит для чиновников жесткие рамки. Тем не менее, в особых случаях — при техногенных катастрофах, во время проведения антитеррористических операций и т. д. — могут возникать ситуации, когда чиновнику придется принимать решение, выходящее за рамки его полномочий.
«СП»: — Не получится, как это часто бывает, что примут изменения во благо, а какие-то проворовавшиеся чиновники этим воспользуются для прикрытия своих неблаговидных дел?
— Конечно, такое возможно. Но для этого существуют правоохранительные, контролирующие, надзирающие органы, которые должны следить за исполнением действующего законодательства отдельно взятым чиновником.
С точки зрения практики, я не вижу предпосылок, чтобы этот закон давал возможность спокойно присваивать деньги или другие блага отдельно взятому чиновнику.
Любопытно, что согласно индексу восприятия коррупции за 2018 год, опубликованному Международным антикоррупционным движением Transparency International 29 января, Россия заняла 138-е место из 180, опустившись при этом на три позиции. И теперь находится в одном ряду с Гвинеей, Ираном, Ливией, Мексикой и Папуа — Новая Гвинея. Кстати, в 2015 году наша страна была на 119-ом месте.
Борьба с коррупцией: Отказавшаяся от взятки министр рассказала об угрозах в свой адрес