Четыре последних месяца крымчане жили без дождей. Вот и сейчас, накануне зимы, здесь стоит великая сушь. Которую неделю ясное безоблачное небо и безжалостное солнце. Еще в середине ноября синоптики Симферополя фиксировали абсолютный температурный рекорд — 28 градусов тепла. Пляжи были полны загорающими. Последние дни немного похолодало, однако ночной иней по утрам моментально уходит в растрескавшуюся землю.
Поначалу народ радовался небывалой осенней жаре. Мало кто доставал из гардероба плащи и куртки. Однако постепенно экстремальная погода начинала напрягать. По-настоящему жутковато становится, когда проезжаешь по ялтинской трассе мимо резко обмелевшего Симферопольского водохранилища — главного источника водоснабжения крымской столицы. На четыре дня, с 23 по 26 ноября на полуострове вообще объявили чрезвычайную пожарную опасность, нынешняя погода официально названа «опасным гидрометеорологическим явлением». Запрещается разводить костры, заправлять топливом баки машин с включенным двигателем, оставлять на полянах бутылки и осколки стекла, использовать пиротехнику и выжигать траву.
В соцсетях северян явно раздражали посты из Крыма, где солнечно, тепло и люди даже купались в море. Хотя эта «медаль», как всегда, о двух сторонах. Первая половина лета-2019 перевыполнила план по осадкам, но сейчас специалисты подтверждают острый дефицит воды. С мая идет недобор осадков после малоснежной зимы, ну а с середины августа и по сегодняшний день не выпало ни одного более менее серьезного ливня. В общей сложности имеем лишь половину осадков от среднегодового показателя. Серьезно обеспокоены аграрии — запасов влаги в почве реально меньше критической нормы. Это плохо отражается на озимых, угнетает корневую систему плодовых деревьев. Но особую тревогу вызывает сокращение запасов воды для нужд населения.
Читайте также
Абхазская зима: Криминальные разборки и бесправие распугали русских
О чем говорят перестрелки в центре Сухума и деньги, что тратит Москва на Страну Души
По информации из ГБУ РК «Крыммелиоводхоз», четвертый месяц полностью сухой стоит река Альма. Она снабжает Партизанское водохранилище, воду из которого получают симферопольцы. В итоге нынешний объем Симферопольского водохранилища — менее половины от предельного минимума. Если точнее, сюда набежало 669 тысяч кубов против прошлогодних 3 миллионов. В Изобильненском 10 тысяч кубов, а прошлой осенью влилось 637 тысяч. Еще одно Аянское водохранилище в Симферопольском районе пересохло до 14%.
Практически высохло большинство небольших рек Алушты, Судака и Феодосии. То же самое на речках юго-западного Крыма — Каче, Бельбеке, Коккозке. Пусто русло реки Черной, которая наполняет Чернореченское водохранилище. Именно отсюда влага идет в город Севастополь.. 30% объема имеет Счастливненское водохранилище под Бахчисараем. Аналогичная ситуация на востоке полуострова: Например, нынешний запас Белогорского водохранилища - менее 15%.
Для прокладки магистрального водовода под Симферополь экстренно прибыл трубопроводный батальон Южного военного округа, больше полусотни единиц спецтехники. Нынешняя проблема с водой не позволяет использовать прежние сети, в старой магистрали нет напора. Новый полевой водопровод предназначен для нужд армейского корпуса Черноморского флота и жителей гарнизонного поселка Перевальное, расположенного у алуштинской трассы. 150 бойцов батальона за две недели завершили установку 30 километров труб. Особо отмечается, что давление в новом трубопроводе и в насосных станциях соответствует установленным нормам.
Есть еще одна характерная подробность. Вот что сообщил начальник пресс-центра Черноморского флота капитан II ранга Алексей Рулев: «С целью круглосуточной подачи воды потребителям и бесперебойной работы водопровода военнослужащими организовано посменное дежурство с периодическим осмотром и контролем целостности на всей протяженности трубопровода». Проще говоря, военные вынуждены караулить трубу, чтобы никто другой не врезался в нее и не воровал бы воду, как тут обычно бывает.
14 основных крымских водохранилищ недаром называются «водохранилища естественного стока». Сколько дождя выпало и талого снега натекло, на столько увеличивается объем накопленной влаги. Здешние водохранилища в основном подпитываются за счет стока с гор, где обычных для октября-ноября снежных шапок нет до сих пор. Прогнозы на обильные осадки второй половины ноября пока не сбылись, нынешнего притока воды меньше предельно необходимого в 4?5 раз. Председатель республиканского Госкомводхоза Игорь Вайль надеется на паводковый период декабря, который должен дать 75% стока. Его коллеги говорят об этом, как о последней надежде. Где-нибудь в центральной России странно слышать подобное, но этой южной земле сейчас как манна небесная необходима непогода — дожди со снегом и наконец-то снежная зима. Увы, пока ожидаемой благодати не случилось.
Понятно, что при таком раскладе виноватого хочется искать на стороне. И вдруг выясняется, это туристы выпили в Крыму несколько миллионов кубов воды свыше запланированного! Процитируем характерное высказывание все того же Игоря Вайля: «К сожалению, в курортный сезон по разработанным режимам работы водохранилищ было перебрано порядка 3 млн кубических метров в связи с притоком приезжих, с таким интенсивным курортным сезоном. Было забрано на 3 млн больше, чем это было предусмотрено режимом работы водохранилищ».
Свои пять копеек в тему вложил министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин. Он обратился к жителям полуострова с призывом более рачительно относиться к расходованию воды. Огороды в ноябре никто не поливает, однако людям надо меньше пить, торчать в душе и прочее. «Большая просьба, пользуясь случаем, всем крымчанам сказать, попросить следить за расходом воды», — сказал министр Кобылкин. Прибавив с сказанному, что Крым — не единственный в России вододефицитный регион.
Московского начальника горячо поддержал глава республики. «Не надо никому ни на чем паразитировать. Мы будем доводить реальную информацию до населения. Никто ничего скрывать не будет, пока рисков и угроз катастрофических нет», — предупредил земляков сам Сергей Аксенов, после чего народ реально перепугался.
Как известно, сразу после воссоединения с Россией 2014?17 годы были для Крыма на удивление полноводными. У границы Херсонщины людоеды-бандеровцы засыпали Северо-Крымский канал, надеясь заморить жаждой непокорный полуостров, но по Божьей воле республика не испытала тогда никаких проблем. Все крымские регионы оказались в состоянии обеспечить себя пресной водой. Более того, благодаря строительству трех северных водозаборов и перекачке собственной воды по нижней части русла канала ликвидировали традиционную еще с украинских времен угрозу вододефицита в Судаке, Феодосии и Керчи.
Читайте также
Путин призвал трясти чиновников, но клеймо пенсионной реформы с «ЕдРа» не сойдет
Огонь по штабам: Партия власти пойдет на радикальные меры, чтобы снова «жахнуть» на выборах
Увы, уже весна 2018-го напомнила, что здесь — зона рискованного земледелия. Без резервных запасов, без широкого распространения капельного орошения и тотальной экономии крымчане обязательно сядут на «сухой паек». Ведь давно известна историческая цикличность: раз в пять лет Таврида переживает маловодье, раз в двенадцать — засуху. Даже по официальным среднестатистическим данным, один год из четырех в Крыму непременно засушливый. Прошлогодний ущерб от потерь урожая оценили в 400 миллионов рублей. Нынешняя ситуация куда как серьезней. Посевы озимых дали всходы, но влаги им не хватает, и ростки посохли буквально на глазах. Искусственными мерами помочь делу не получится — нужны большие, многодневные дожди.
— На севере Крыма озимые культуры погибают более чем на половине площадей. Если в ближайшие 10?15 дней не пройдут обильные осадки, мы рискуем недополучить урожай в очень серьезных объемах, — сообщил журналистам глава парламентского комитета по аграрной политике и развитию сельских территорий РК Юрий Мигаль. — В связи с этим весной потребуется пересев огромного количества площадей, дополнительные финансовые средства, дополнительный семенной фонд, которого у нас и без того недостаточно.
Вообще-то серьезные вопросы есть не только к погоде. Руководство республиканского Минсельхоза уверяет, мол, предупреждали аграриев не торопиться с посевами. А местные фермеры сделали ровно наоборот — засеяли 500 тысяч гектаров озимых, не дожидаясь оптимальных условий. То есть, вполне сознательно устроили демонстративную жуть с высохшими полями. Например, чтобы получить практически гарантированную федеральную помощь, которая на порядок превосходит собственные затраты?
Многие сетуют на отсутствие воды в Северо-Крымском канале. Еще при Хрущеве, как только первая днепровская волна прошлась по каналу, русло этой самой большой искусственной реки Европы с мая по ноябрь было заполнено до краев. Последнее время на севере полуострова активно чистят и укрепляют покрытие канала, надеясь, что украинская сторона образумится и начнет продавать воду по самой выгодной цене. В ответ последовала заява т.н. «постоянного представителя президента Украины в Крыму» Антона Кориневича, лично назначенного Владимиром Зеленским.
Читайте также
Прозрение прибалтийских сестриц: Европу уничтожит не Путин
Литва и Латвия потратят миллиарды на климат, но весь ЕС стоит на гигантской бомбе
По словам пана Кориневича, Украина имеет полное право на перекрытие воды, идущей на полуостров, так как река Днепр по территории Крыма не протекает, а вода туда поставлялась через канал, принадлежащий Украине. На перекрытие этого технического сооружения у Киева также «имеется полное право», так как оно принадлежит Украине.
Получается, у крымчан есть два варианта. Атаковать Херсонскую область или забыть о канале навсегда. Тем более, есть в новейшей таврической истории 1994 год, который сотни тысяч людей будут помнить всю жизнь. Казалось бы, украинская власть и канал работает. Но засуха страшная, несколько районов республики остались вообще без воды. Начались эпидемии, неподалеку от Керчи зафиксировали вспышку сибирской язвы. В Севастополе влага из крана текла по часам, а питьевую вообще в цистернах развозили. Два симферопольских водохранилища высохли полностью, крымская столица перешла на особый режим водоснабжения — одна емкость на человека каждые два дня. Огромная толпа перегородила трассу Алушта-Ялта, пытаясь привлечь внимание киевских властей к критическому положению с водой. И абсолютно дикое для крымчан воспоминание, когда в 1994-м туристы проходили по дну через весь Большой Каньон, совершенно не замочив ноги.
Итак, в сухом остатке есть вполне конкретные цифры. Пусть в обрез, для населения питьевой воды пока хватает. Больше всего страдает сельское хозяйство. Нынешним летом на полив в поля и сады дали 24 миллиона кубов. Для сравнения, до перекрытия Северо-Крымского канала аграриям поступало 700 миллионов. Вот только маленькая деталь — из них при Украине около 500 миллионов уходило на рисовые чеки. Однако уже шестой сезон никто в Крыму рис не выращивает. Слишком дорого и не нужно, особенно учитывая плантации соседней Кубани. Значит, реальный дефицит составляет 200 кубометров, в десять раз больше нынешнего потребления. И с этим придется жить — менять технологии, улучшать агротехнику, восстанавливать пруды, наконец, выкладывать «каплю», где только можно. Тем более, для Израиля подобное количество воды в пересчете на гектары угодий считается настоящей сказкой.
Новости Украины: Украинские раскольники хотят праздновать Рождество вместе с католиками