Материал комментируют:
Михаил Пашкин
Сергей Гончаров
Кого-то «лихие девяностые» не отпускают. Вот только что сотрудники МВД, ФСБ и СК России провели масштабную операцию по задержанию группы, совершавшей преступления в Москве, Московской и Калужской областях, а также в Красноярском крае и в других регионах, начиная с 1998 года. В их числе действующие сотрудники «Росгвардии», сообщил в Telegram-канале глава комитета Госдумы РФ по информационной политике Александр Хинштейн.
Это начальник штаба Специального отряда быстрого реагирования (СОБР) «Рысь» Алексей Алпатов и оперативный уполномоченный главка полицейского спецназа Сергей Волостных, бывший сотрудник отряда спецназа «Гром» Главного управления по контролю за оборотом наркотиков МВД.
Всего по уголовному делу задержано полтора десятка человек, большинство из которых служило еще в СОБР Главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД и к настоящему времени, как это обычно бывает, «уже уволилось». В состав группировки входили не только «действующие», но и несколько гражданских. Будет выяснено, кто из них главный.
Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа», член Российской академии проблем безопасности Сергей Гончаров вспоминает, как в 90-е годы он сам был в эпицентре борьбы с преступностью:
— Прекрасно знаю, что в те времена творилось: страна распалась, граждане находились в полном шоке и многие старались заработать на кусок хлебы любым доступным способом. Гору трупов до сих пор не могут сосчитать. Тот уголовной беспредел коснулся и наших правоохранительных органов. Милиционеры тоже хотели кушать.
Если говорить о сегодняшних событиях, то я не думаю, что «возвращаются девяностые». Сегодня наши спецслужбы, органы МВД и «Росгвардии» располагают достаточным количеством сил, чтобы такого не допустить. Но нельзя утверждать, что отдельные чиновники не помогают преступникам, не возьму на себя смелость сказать, что все безупречны. Мы же видим сообщения: один арестован за контрабанду, другой за наркотики, третий за пособничество преступникам, а четвертый — оформляет мигрантов за определенную мзду.
«СП»: То, что вы говорите — это, конечно, безобразие, но нынешнее задержание произошло из-за подозрения в убийствах, людей топили в реке, привязав груз к ногам.
— «Рынок преступности» — это убийства. В 90-е годы все вопросы решались устранением неугодных. Никто не назовет точную цифру тех, кто полег на том поле брани. Убивали и чиновников, и богатых бизнесменов, и не очень богатых, и просто, как их называли, «быков» преступного сообщества. Двадцать пять-тридцать лет назад так себя вели и «правоохранители».
Сейчас претензии друг к другу бизнесменов, или членов ОПГ решают переговорами, ведь все понимают, что нынешняя правоохранительная система отслеживает убийства. Они понимают, что им грозит, идут на компромиссы. Раньше этого не было, ведь только пистолет или автомат решал все проблемы…
Сообщается, что «двадцать лет банда совершала десятки заказных преступлений», убив консультанта аппарата Госдумы в 2003 году, крупного бизнесмена, советника министра путей сообщения, владельцев Красногвардейского рынка, которых, не получив выкупа утопили в реке, привязав гири к ногам. Это, не считая несколько криминальных авторитетов.
А еще пишут, что лидер ОПГ долгое время скрывался на Украине, а другие активные участники уже находились под стражей. На тех, кто оставался на воле указал бывший боец «Росгвардии» Алексей Чеботарёв. Так и началось задержания участников банды киллеров, действовавшей в России то ли все четверть века, то ли уже «четверть века назад»? Вышли аж на начальника штаба СОБР «Рысь».
Как это обычно бывает, подозреваемых задерживали в предутренний час, когда они спокойно спали в своих кроватях. Судя по видео, это люди обеспеченные, обладатели шикарных квартир и дорогих машин. По инструкции, как известно, «написанной кровью» в задержании участвовала куча спецназовцев с автоматами и в бронежилетах, хотя на первый взгляд кажется: зачем это нужно! Сонный, недоумевающий мужчина средних лет в трусах закован в наручники: «Зачем меня лицом в пол? Обычно это я так клал задержанных!», его жена в домашнем халате, смотрит на ворвавшихся недоуменно.
Как это обычно бывает, возможные вещественные доказательства — деньги в крупных купюрах и в разной валюте. А также у задержанных было табельное оружье, служебные удостоверения, «корочки».
Председатель «Московского межрегионального профсоюза полиции и «Росгвардии» Михаил Пашкин считает, что явно не досмотрела служба собственной безопасности:
— К фигурантам следовало присмотреться, когда они еще числились в МВД и наркоконтроле. Нужно было проверить их подноготную в плане наличия дорогих машин. Ведь убийства совершались не просто так, а за деньги. А деньги-то принято тратить.
«СП»: Сообщается, что будто бы на Украину отвозились полученные средства. Не связано ли задержание с проведением СВО и более пристальным изучением всех сотрудников правоохранительных органов?
— Тут еще надо разобраться, когда именно они выводили деньги. Если сейчас, то значит они сейчас занимались и убийствами. А в сообщениях говорится, что речь идет о событиях конца девяностых, начала нулевых.
«СП»: Поэтому можно предположить, что задержали тех, кто уже как бы «вышел на пенсию» и сейчас ничем плохим уже не занимался?
— В этом вопросе я ничего, кроме своих оценочных суждений, сказать не могу, поскольку всеми деталями дела не владею.
Хотя я лично знаю одного из действующих начальников подразделения, у которого дача почти за двести миллионов рублей. Она не на него оформлена по бумагам, но он там живет. Я сообщил об этом в его главк и… ноль эмоций. Получается, что не работает служба собственной безопасности.
Почему-то задержание нынешних подозреваемых проводила ФСБ, а не ГуСБ или УСБ. Да потому, что прежде чем нечистого на руку обладателя дачи брать за шиворот, нужно получить разрешение его начальника главка. А если начальник «в доле», то и не даст разрешения.
Это я к тому, что службу собственной безопасности МВД нужно вывести из подчинения региональных структур и перевести в министерство. Дать им план не только гаишников ловить, хотя и это надо делать, но и руководителей. А то ведь гаишников заставляют за свои деньги машины ремонтировать и бензин покупать, скидываться на уборщиц. Сотрудников обкладывают поборами, где им брать деньги?
Я их, конечно, не защищаю, но знаю, что есть случаи, когда собирают деньги для того, чтобы ублажить проверяющих — приехали ревизоры, надо скинуться по пятьсот рублей с носа. И сотрудники перечисляют на счет начальника — у нас есть заявления по этому поводу, с номером карточек и реквизитов. И на зачеты по боевой и политической подготовке по-прежнему скидываются по 250 рублей.
Если узнают об этом, то проштрафившийся руководитель пишет рапорт и его отправляют на пенсию, вместо того, чтобы ехать в Магадан. Эта система осталась со старых времен.
Так что служба собственной безопасности должна быть выведена из управлений и главков, а ее сотрудники должны смотреть: кто на какой машине приехал на работу? Откуда деньги? От бабушки остались? Тогда таких случаев с «Рысью» больше на будет.
«СП»: То, о чем вы говорите, это мелкие поборы. А начальника «Рыси» задержали за вооруженный разбор и кровавый бандитизм.
— Вы поймите, и в том и в другом — виновато отсутствие полноценного, действенного контроля. Раз нет должного контроля, то они делают все, что хотят.
Вот недавно в Москве два сотрудника ППС украли деньги, пять тысяч из камеры хранения дежурной части, человека задержали по 91 статье, а его вещи не успели передать.
Есть видео, как они заходят, открывают ячейку. Потом начальник тыла пропажу обнаружил. И ничего, виновных просто откомандировали в другой отдел. Сейчас одного из них даже хотят повысить.
«СП»: ППСники тырят по пять тысяч, а те, кто повыше, могут и по пять миллионов?
— Да, как бывший полковник полиции Дмитрий Захарченко. Поэтому нужно давать команду наводить контроль. А иначе все так и будет продолжаться.