5 декабря Международный олимпийский комитет принял решение отстранить сборную России от участия в зимних Олимпийских играх в корейском Пхенчхане в связи с обвинениями в нарушении антидопинговых правил. В то же время, глава МОК Ричард Бах подчеркнул, что «чистым» спортсменам все же разрешат выступить на мероприятии, но под нейтральным флагом, без национального гимна. Выйти на арены наши смогут под вывеской «Олимпийские спортсмены из России», а не «сборная России». Как и кому именно будут выдавать индивидуальные приглашения, Бах не уточнил, но решать этот вопрос предстоит именно МОК, а не спортивным федерациям, как было в случае летней Олимпиады в Рио.
После того, как решение о запрете российского флага и гимна на Олимпиаде стало официальным, последовала незамедлительная реакция политиков и спортивных функционеров. Причем если первые высказываются жестко и призывают к бойкоту события, вторые более сдержанны в оценках.
Вице-спикер Госдумы Игорь Лебедев высказался за бойкот Олимпийских игр, так как решение МОК стало унижением страны. «Кому-то, может, не нравится слово „бойкот“. Но мы должны утереть нос Международному олимпийскому комитету. Без России это будет не Олимпиада, потому что Россия — один из главных претендентов на все медали в любом виде спорта. Флаг — это то, ради чего спортсмен выходит биться за золотые медали», — сказал Лебедев.
Неприемлемым назвал выступление без государственного флага и вице-спикер Госдумы Петр Толстой, который считает, что нельзя вести диалог на требованиях «покаяться». Первый заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» в Госдуме Михаил Емельянов также заявил, что России нельзя участвовать в Олимпиаде на условиях, выдвинутых МОК, так как они оскорбительны. Первый замглавы комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич полагает, что великой спортивной державе не пристало ехать на соревнования «инкогнито».
В то же время, большинство бывших и действующих спортсменов считают, что выступать на Олимпиаде нужно даже под нейтральным флагом, ведь зрители все равно будут знать, что перед ними спортсмены из России, и каждая их победа будет тем более ценна.
Например, один из лидеров нашей хоккейной сборной Илья Ковальчук призвал не бойкотировать Олимпиаду, так как отказ от участия равносилен поражению. Он пообещал сделать все для того, чтобы все равно представить нашу страну на соревнованиях, а в случае победы — исполнить гимн России силами самих хоккеистов.
Президент Федерации санного спорта России (ФССР) Наталия Гарт считает, что не нужно выносить поспешных решений. «Надо обязательно все взвесить. И понять, что выгодно для нашей страны. Будет ли это унижать страну, если выиграют „спортсмены из России“? Все равно будет понятно, что страна их вырастила… это заслуга страны и государства», — сказала Наталья.
Бывший теннисист Евгений Кафельников полагает, что допущенные атлеты должны ехать на Олимпиаду. Нашим спортсменам сто процентов нужно ехать на Игры-2018. Даже если президент России Владимир Владимирович Путин сказал бы, что все олимпийцы не должны участвовать, я бы все равно поехал. Я бы не послушал президента. Олимпиада — больше, чем президент", — заявил Кафельников.
Сам президент страны пока что не высказался официально по вопросу Олимпиады, хотя вполне возможно, он сделает это уже в среду, 6 декабря, во время очередного дня Всероссийского форума добровольцев. Ранее в октябре Владимир Путин возможное отстранение национальной команды или выступление российских спортсменов под нейтральным флагом назвал унижением для страны.
С другой стороны, 4 декабря, еще до вынесения вердикта исполкома МОК, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что бойкот Олимпиады в Кремле пока не обсуждался, хотя власти по-прежнему не согласны со многими решениями, которые принимались международными спортивными организациями. «Мы против бездоказательного ущемления прав наших спортсменов. Но в то же время Россия сохраняет приверженность идеалам олимпизма. Об этом говорил президент Путин, и это его решение», — заявил Песков.
Президент МОК Ричард Бах считает, что для бойкота у России вообще нет оснований, мол, раз «чистым» спортсменам вроде как разрешили участие, то и жаловаться не на что. «Олимпийский бойкот никогда не приводил к каким-то результатам. Не вижу причин для бойкота со стороны российских спортсменов, потому что мы допускаем чистых атлетов к участию», — заявил Бах, добавив, что они должны стать важной частью выстраивания будущего российского спорта без допинга.
Глава Олимпийского комитета России Александр Жуков, отстраненный МОК, заявил, что решение об участии российских спортсменов под нейтральным флагом будет принято на Олимпийском собрании, которое пройдет 12 декабря. В нем будут участвовать кандидаты в сборную, руководители федераций и тренеры.
По словам Жукова, МОК обещает снять все ограничения с Олимпийского комитета России и прекратить санкции и расследования в отношении российских спортсменов, если игры в Пхенчхане пройдут без нарушений. Возможно, есть определенная логика в том, чтобы, стиснув зубы, перенести позор, если потом олимпийцев оставят в покое. Но после всего, что произошло за последние несколько лет, в такие обещания верится с трудом.
Проблема бойкота в том, что, каким бы красивым ни казался некоторым этот жест, он может нанести огромный удар не столько по МОК или олимпийскому движению в целом, сколько, прежде всего, по российским спортсменам. Как рассказала чемпионка мира по легкой атлетике Иоланда Чен, призывы к бойкоту Игр согласно Олимпийской Хартии могут повлечь отстранение сборной на два следующих олимпийских цикла. Таким образом, официальный отказ от участия в соревнованиях позволит международным функционерам просто так, уже без всяких допинговых обвинений, отстранить сборную России еще от двух Олимпиад.
Можно, конечно, заявить, что государственный престиж важнее спорта, но ведь спорт высоких достижений — это одна из визитных карточек государства, не случайно наша страна вкладывает в него немалые средства. Впрочем, помимо официального бойкота есть еще один способ ответить МОК, не лишая наших спортсменов права в участии в Олимпиаде. Это отказ от трансляций соревнований на территории России.
Как известно, Международный олимпийский комитет существует во многом именно за счет спонсорских денег и средств, полученных от продажи прав на телетрансляции. Официально МОК не раскрывает эти цифры, но эксперты говорят, что речь идет о миллиардах долларов. Российский рекламный рынок — лакомый кусок для таких транснациональных компаний, как Coca-Cola, Viza, McDonalds, Procter&Gamble и других.
Отказ от трансляций в России, несомненно, вызовет недовольство спонсоров, тем более что контракты они заключают непосредственно с МОК за несколько месяцев до события, и, скорее всего, уже перевели необходимые средства на счета комитета. В случае отказа от трансляций в России, МОК придется самим разбираться с разгневанными инвесторами. А любые попытки комитета апеллировать к нашему олимпийскому руководству будут тщетны — МОК ведь сам отстранил все управляющее звено — от Виталия Мутко до Александра Жукова. Жаловаться, по сути, некому.
Изначально показывать соревнования в Пхенчхане планировали три российских канала — «Первый», «Россия 1» (входит в ВГТРК) и «Матч ТВ» (входит в «Газпром-медиа»). В середине ноября СМИ сообщили, что в случае недопуска сборной они могут отказаться от трансляций, причем не только по политическим соображениям. Просто без наших атлетов интерес к соревнованиям среди населения упадет, а с ними и телерейтинги. Нет смысла платить за показ соревнований, если не удастся заработать на рекламе.
Даже телеведущий Владимир Познер назвал такой шаг оправданным. «Так или иначе, телевидение — это коммерческое предприятие. Когда американцы бойкотировали наши Олимпийские игры 1980 года в Москве, то телеканалы в США их не показывали. Хотя они не государственные, а частные. Решили, зачем им тратить деньги, когда никто смотреть не будет без американских спортсменов. Это нормальная реакция. Это, действительно, дорогое мероприятие, надо платить большие деньги за право показа», — сказал Познер.
Но частичный допуск спортсменов — другое дело. Зрители, напротив, могут захотеть посмотреть, удастся ли немногочисленным российским атлетам отстоять честь страны. И тут уж вопрос — захотят ли каналы рисковать своими заработками ради политического жеста.
Кроме того, как рассказал блогер и создатель сайта Television sport Илья Фирсов, права на трансляцию уже приобретены агентством Telesport, и по договоренности с МОК Россия должна обеспечить 100 часов зимней Олимпиады.
«В случае отказа от трансляции агентство должно будет выплатить штрафные санкции, которые назначит МОК. Скорее всего, на „Матч ТВ“ трансляции будут в любом случае — биатлон собирает рейтинги, даже если российские спортсмены там не участвуют, это очень популярный вид спорта сейчас», — отметил эксперт.
Хотя штрафные санкции могут оказаться гораздо меньше, чем спонсорские потери. В конце ноября в Европейском вещательном союзе (EBU) признали, что отказ России от трансляций повлияет на МОК.
«Российский рынок, безусловно, является существенно важным для спортивной индустрии Европы. Блэкаут Олимпийских игр 2018 года определенно повлияет на продвижение целей МОК и ожидания его спонсоров, которые могут рассчитывать, по крайней мере, на право первых переговоров на этой территории», — цитируют СМИ представителя вещательного союза Клэр Рейнфорд.
После обнародования решения МОК в пресс-службе ВГТРК подтвердили, что без сборной России они транслировать соревнования не будут, но насчет участия спортсменов под нейтральным флагом позицию не уточнили.
«Будут они выступать под нейтральным флагом или нет — это решение не нами принимается. Но без российской сборной мы Олимпиаду не транслируем», — сообщили в холдинге.
Таким образом, сейчас все зависит от решения на высшем уровне. 8 декабря Государственная Дума рассмотрит проект заявления палаты в связи с решением Международного олимпийского комитета о недопуске российской сборной. С одной стороны, ответить МОК и организаторам антироссийской кампании в спорте необходимо, иначе нет никаких гарантий, что подобные случаи не будут повторяться в будущем на любых соревнованиях. С другой, хотелось бы, чтобы этот ответ не ударил, прежде всего, по российским атлетам и спорту.
Известный российский журналист, ведущий канала «Россия-1» и радио «Вести ФМ» Владимир Соловьев считает, что вместо поиска ответа постфактум, журналист советует кардинально пересмотреть отношения России с международными спортивными организациями.
— Даже если у нас не покажут Олимпиаду, объемы рекламного рынка в России, к сожалению, не настолько значительны, чтобы поколебать индустрию. Вопрос в другом. Есть спортивные каналы, например, «Матч-ТВ», которые, скорее всего, будут транслировать Олимпиаду, а есть большие каналы, как наш ВГТРК, для которых в плане рейтингов нет смысла показывать соревнования, где не участвуют наши спортсмены.
Как показывает практика, наш народ не слишком увлечен просмотром многих видов спорта, если там нет российских спортсменов. Даже с позиции бизнеса не самое правильное решение — показывать соревнования без наших атлетов. Телевизионное время стоит дорого, а цифры рейтинга были бы отнюдь не впечатляющими. Поэтому не удивлюсь, если трансляции останутся исключительно на спортивных каналах.
Другая ситуация, если в Олимпиаде будут участвовать наши спортсмены в таких важных турнирах, как хоккейный. Насколько я понимаю, позиция Международной федерации хоккея кардинально отличается от МОК, они были и остаются на нашей стороне и до сих пор не спешат с официальным заявлением. Они пытаются осмыслить, что произошло.
«СП»: — То есть особого смысла бойкотировать Олимпиаду или трансляции нет?
— В общем и целом, что бы мы сейчас ни делали, — это, увы, размахивание кулаками после драки. Вместо этого нужно осознать, как мы оказались в таком положении. Почему вступили в совершено непонятную систему отношений с международными организациями, а не ответили жестко и прямо, как только почувствовали, что наших начинают давить.
Я считаю, что всем тем, кто разрабатывал «план примирения», план условного Мутко, нужно написать заявления об отставке, потому что не каждого из них можно уволить, так как не все они являются государственными чиновниками. А дальше нужно совершенно по-другому формировать нашу государственную политику в области спорта, как внутри страны, так и в международных спортивных организациях.
Депутат Государственной Думы, председатель Комитета по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Михаил Дегтярев рассказал, что если олимпийцы 12 декабря примут решение участвовать в Играх, парламентарии развернут флаги Российской Федерации на трибунах, чтобы поддержать атлетов.
— Наш Комитет готовит проект постановления Госдумы с оценкой решения исполкома МОК и обращение к парламентам и межпарламентским организациям. Мы считаем, что решение МОК несправедливо. Происходит дискриминация спортсменов по национальному признаку. Получается, что наши атлеты, если примут решение ехать, будут соревноваться в неравных условиях. Для них флаг и гимн являются моральной поддержкой. Сегодня наших спортсменов деморализовали, а это прямое нарушение шестой статьи Олимпийской Хартии о запрете любой дискриминации.
Нас пытаются заставить признать мифическую и лживую историю о государственной системе применения допинга, которой не существовало. Но в самом решении исполкома МОК есть пункт о том, что государственной системы допинга в России не было. После такого вердикта WADA просто обязана восстановить аккредитацию РУСАДА, нашего антидопингового агентства, потому что все остальные пункты мы исполнили.
«СП»: — Когда решится вопрос о том, поедут ли наши атлеты на Олимпиаду?
— Наша главная цель — поддержать и защитить наших спортсменов. Каким будет регламент по допуску наших олимпийцев, какие процедуры будут требоваться от Олимпийского комитета — все эти вопросы все еще стоят на повестке дня. Окончательное решение о поездке наших олимпийцев будет приниматься на олимпийском собрании 12 декабря.
В случае положительного решения, если наши спортсмены поедут в Корею на Олимпийские игры, мы как депутаты и простые болельщики, обязательно возьмем отпуска и поедем их поддержать. Запретить российские флаги на трибунах Олимпийских игр нам никто не сможет. Мы развернем и поднимем флаги России на трибунах и будем поддерживать наших спортсменов, если будет принято решение об их участии.