В эпоху пандемии коронавиуса, сроки окончания которой в большинстве стран мира всё откладываются, спорт номер один — футбол, также ждут большие потрясения. Ясно одно — всем будет плохо. Но вот насколько?
Уже несколько раз в ряде СМИ, как российских, так и зарубежных, вбрасывалась информация о том, что в Европе лопнет мыльный пузырь из-за завышенных зарплат.
Но любое мнение подкрепляется цифрами и фактами. А они говорят, что по крайней мере, в ведущих лигах мира (Англия, Испания, Германия, Италия, Франция) ситуация не так плачевна, как в отечественном футболе. Итак…
Те, кто предрекает крах ведущим лигам, основываются на том, что в последние пару лет, начиная с 2018 года, рост зарплат футболистов опережал рост доходов клубов. В том же 2018-м году суммарные прибыли клубов в Европе возросли на 1 миллиард евро, а зарплаты — на 1,2 млрд. Но всё это не критично.
В первую очередь всё же следует обращать внимания на доходы. Ведь критическая ситуация возникает тогда, когда растут вверх ничем не подкреплённые обязательства.
В Европе же, в целом, финансовое положение клубов медленно, но верно улучшалось. То есть в 2018-м году руководители имели полное право платить больше, чем в 2017-м. Хотя гонорары, конечно, завысили. Но опять же, в чём проблема? На фоне пандемии и так многие игроки и клубы сокращают свои зарплаты. О чём «СП» сообщала.
Читайте также
Бизнес-джет Путина спикировал на медицинские маски
На разработку пассажирского сверхзвукового самолета срочно потребовались 717 млн. рублей
В конце нынешнего-в начале следующего года будет массовый пересмотр контрактов. И если условный Месси будет получать вместо условных 20 миллионов евро — 15 миллионов, а в целом зарплаты у футболистов будут не 4, а 3,5 миллиона — то это явно не критично. Плавное увеличение доходов все равно позволит в будущем повышать гонорары.
Пока как в Англии команды только за счет продажи ТВ-прав будут получать по 140 миллионов евро в год, высокие суммы трансферов останутся.
В Германии — доходы от ТВ — 84 миллиона евро. Там клубы жёстко лицензируются, любой владелец не имеет права иметь пакет акций более 49%. Поэтому коллективы первой и второй бундеслиг переживут кризис достойно. Где-то потребуется солидарность футболистов, которые пойдут на понижение своих выплат, но все выстоят.
Да, по ряду оценок, телевизионные соглашения достигли в Европе потолка. Возможно небольшое проседание — на 5?10%. Но называть происходящее мыльным пузырем язык не повернется. Финансовый фэйр-плей довольно внимательно следит за тем, чтобы доходы совпадали с расходами, а общие долги клубов не выходили из-под контроля.
Конечно, нынешняя ситуация с коронавирусом внесет дополнительные коррективы. Однако глобальные проблемы образуются в одном случае — если не получится доиграть сезон. Вот тогда возникнут громадные потери от телевизионных контрактов. Поэтому о такой перспективе, например, в Германии и Англии, даже в Италии и Испании и слышать не хотят.
Лиги настроены довести чемпионаты до конца во что бы то ни стало, а УЕФА их в этом только поддерживает. Пусть за закрытыми дверями, но обязательства перед телевизионщиками стремятся выполнить. Кстати, и наша лига, пока закрывать чемпионат не собирается. Поскольку в УЕФА дали понять, что если первенство не будет доиграно, то и места в еврокубках страна не получит. А это и рейтинг, и имидж, и доходы.
Игры без зрителей — это, конечно, удар по бюджетам. Однако значимость доходов от матчей постепенно снижается. Сейчас они в топ-лигах находятся на уровне 20%. Получается, треть сезона на пустых стадионах — это примерно 7% потерь. Их можно компенсировать, к примеру, временным снижением зарплат футболистов. Кстати, в той же Британии телевизионные контракты продолжают действовать до 2022 года. Да и болельщики, постепенно подтянутся. В течение года точно.
А теперь посмотрим на родные пенаты. Российская премьер-лига (РПЛ) приносит клубам примерно по 2 миллиона евро в год — это ТВ-контракт, генеральный партнер и титульный спонсор. А теперь сравните это с Англией и Германией. Даже в Румынии доход от трансляций и титульного спонсорства выше, чем в России, и составляет примерно 13?14 миллионов евро в год.
А зарабатывать дополнительно на атрибутике, фудкортах, билетах и т. д. наши команды не умеют. Да и не хотят. Бюджеты нужны, зачастую, для других целей. И контракты выплачиваются независимо от результата. Даже матч-дэй у 90% членов премьер-лиги не покрывает затраты на содержание стадионов, а рыночных контрактов со спонсорами чаще всего хватает на зарплату паре футболистов. И то спасибо букмекерам, которые по закону должны 5% доходов направлять на финансирование спорта.
В остальном же идут в дело или частные средства (отчасти Гинер, Галицкий, Федун), но в основном, как было сказано - это бюджетные средства или назначение спонсоров «сверху».
Когда станет хуже, а это понятное дело произойдёт, то потоки от назначенных спонсоров и из бюджета иссякнут вовсе или обмелеют значительно. Тем более что тренд на это присутствует, и большинство болельщиков это приветствуют.
В нашей стране богатые раздражают при любом раскладе, а уж при том уровне игры, который демонстрируют люди, пинающие ногой мяч, и ведущие себя зачастую высокомерно и вызывающе, вызывают негатив ещё больше. А уж во время пандемии и карантина, когда от отечественных спортсменов, в отличие от зарубежных, практически нет никаких конкретных шагов социальной направленности (а единичные случаи не особо известны), и говорить не приходится.
Но надо понять, что даже при значительном сокращении доходов доморощенных «звёзд» основной массе людей — лучше не станет. Например, в Перми и Саратове профессиональный спорт почти убили, но жизнь лучше не стала ни у медиков, ни у пенсионеров.
Первые ласточки уже «полетели». Команду первого дивизиона «Луч» из Владивостока собираются банкротить. Деньги у них внезапно кончились. Интересно, куда так быстро делся просчитанный ранее бюджет?
Читайте также
Латвия захлебывается в яйцах, а скандинавов и русских нет
Пандемия и санкции против Москвы губят экономику республики
Куда интереснее ситуация в столичном «Локомотиве». Где недавно разразился скандал по поводу сокращения зарплат футболистам клуба.
Он был вызван другими вещами: конфликтом гендиректора клуба Кикнадзе с футболистами. Но руководству РЖД вникать в детали недосуг. Выделять 5 миллиардов рублей ежегодно на футбольный клуб теперь явно накладно. Тем более что в клубе раздрай, а это бьёт по имиджу компании.
И напоследок, заявление владельца «Спартака» и вице-президента «Лукойла» Леонида Федуна.
— Насколько существенным будет снижение сумм трансферов и зарплат? Я думаю, близким к катастрофическому. Если это продлится до осени, а очень похоже, что так и выйдет, то будет очень больно. Думаю, что у государства есть другие потребности, кроме как поддерживать частные клубы. Поэтому особо ни на что не рассчитываем. Будем просто выживать.
Так что мыльный пузырь раздутых зарплат с очень большой долей вероятности лопнет «у нас», а не «у них». И тогда бюджет клуба в 5?7 миллионов евро будет казаться нормальным. И футболисты будут стремиться уезжать в любой клуб, любой страны, чтобы зарабатывать деньги. Получать будет негде. Условного «Зенита» на всех не хватит. Ну, может, это и к лучшему.
Российский футбол: Дзюба не Месси, «Спартак» и «Зенит» — не «Барселона»