В небольшом кабинете в здании администрации президента опущены тяжёлые портьеры, несмотря на субботний день. Ничто не должно отвлечь референта от ответственного дела. Он напряжённо всматривается в экран компьютера, подключённого к закрытой сети. Указательный палец замер над клавишей ввода, слегка подрагивая от напряжения. Капля пота стекает по рано поседевшему виску.
В углу приглушённо бубнит телевизор. Прямая трансляция с Мюнхенской конференции, выступление Лаврова. Ну, когда же? Ага, вот они, ключевые слова: «Мы тоже хотим, чтобы минские договоренности выполнялись, и мы своих санкций не снимем с Евросоюза, пока минские договоренности не будут выполнены. Это тоже надо понимать».
«Ннна!» — чёткий, излишне резкий удар по клавише. На экране загорелось зелёным: «Текст опубликован». Но нет, этого недостаточно, надо проверить досконально. Референт разворачивается к нотбуку, подключённому к открытой сети, обновляет сайт kremlin.ru и внимательно вчитывается в текст. «Установить, что временно, на период до политического урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины на основании Минских соглашений… в Российской Федерации признаются действительными документы… выданные соответствующими органами, фактически действующими на территориях указанных районов… Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания. 18 февраля 2017 года 16:45».
Всё корректно. Референт потянул было руку к чашке остывшего кофе, но передумал. «Работёнка-то у нас нервная» — мелькнула мысль, пока он с облегчением откидывался на спинку мягкого кресла.
Нет, разумеется ничего такого в действительности не было. Указ опубликовали через час после завершения выступления Лаврова, да и сам он произнёс эти слова не в самой речи, а отвечая на один из вопросов. Просто так совпало – президентский указ случайно опубликовали в день выступления Лаврова, как раз после того, как министр иностранных дел таким образом ответил на вполне предсказуемый вопрос.
Очевидно, что в российской позиции потихоньку произошли почти незаметные изменения, на уровне лёгкого смещения акцентов. Мы помним, как на протяжении почти трёх лет на всех уровнях утверждалось, что российские контрсанкции есть всего лишь ответ на санкции западные – тем самым как бы подразумевалось, что после исчезновения санкций автоматически исчезнет нужда и в ответных мерах.
Первый звоночек прозвучал в октябре прошлого года. Тогда, напомним, таким же президентским указом было приостановлено соглашение с США об утилизации оружейного плутония по причине грубых нарушений с американской стороны. Вот только для возобновления действия соглашения был выдвинут целый ряд требований, среди которых собственно надлежащее его исполнение американцами находится на последнем месте. Зато, помимо отвода натовской инфраструктуры от российских границ и отмены закона Магницкого, подробно расписаны не только отмена санкций и возмещение ущерба за них, но даже упомянута компенсация Соединёнными Штатами потерь от «вынужденных контрсанкций».
Теперь похожая история повторяется с Евросоюзом. Причинно-следственная связь между санкциями и контрсанкциям, декларировавшаяся до сих пор, исчезает, как утренний туман, а вслед за этим должен исчезнуть и сам термин «контрсанкции». Теперь есть отдельно санкции ЕС против России за неисполнение Минских соглашений – и отдельно санкции России против ЕС за неисполнение тех же самых Минских соглашений. И если раньше Евросоюз демонстративно не обращал внимания на то, что Россия не является субъектом этих соглашений, то теперь и Россия избавлена от необходимости мотивировать логичность увязки наказания ЕС за несоблюдение Украиной соглашений трёхлетней давности.
Теперь отмена санкций ЕС против России по любой причине – например, после официального выхода Украины из Минских соглашений, или после исчезновения собственно Украины, или из-за провала очередного голосования о продлении санкций среди членов ЕС – вовсе не будет означать автоматической отмены санкций против Евросоюза. А будет всего лишь означать начало долгих переговоров с Россией об отмене её санкций. И на примере плутониевого соглашения вполне можно предположить, какие условия пожелают выкатить Путин с Лавровым – отвод инфраструктуры НАТО и оплата всех возможных санкционных потерь.
Если же Евросоюз сочтёт такое развитие событий неприемлемым для себя, скажем, слишком дорогим или унизительным, то есть и альтернативный вариант – таки выполнить Минские соглашения. Что для этого нужно, Евросоюзу хорошо известно — принудить Украину делать то, что она очень не хочет. Как это сделать, вопрос совсем другой, очень непростой, но Россия вряд ли сочтёт нужным ограничивать европейскую фантазию. Секторальные и персональные санкции, или бесполётная зона с бомбёжками мостов через Днепр, или массированная финансовая помощь в обмен на реформы – любой из этих вариантов Россия воспримет со свойственным ей смирением и совершенно не будет возражать.
А чтобы придать Украине бодрости на будущем пути сотрудничества с ЕС в целях исполнения Минских соглашений, Россия признала документы, выдаваемые в ДНР и ЛНР, наделив их обладателей правом безвизового въезда на свою территорию. С юридической точки зрения тут всё чисто, Россия имеет суверенное право определять, кого и по каким документам она готова к себе впускать. Фактически же это серьёзный шаг в направлении признания республик Новороссии. Поэтому, на случай, если такой шаг возмутит Украину — а он явно для того и принимался, чтобы Украина возмутилась — в указе Путина прямо прописан срок его действия: «временно, на период до политического урегулирования ситуации на основании Минских соглашений». Осталась сущая безделица – наконец урегулировать ситуацию.
Ещё один забавный момент — безвиз для обладателей этих документов прописан абсолютно вне связи с безвизовым режимом для обладателей собственно украинских паспортов. Это означает, например, что в случае введения визового режима с Украиной новороссы по-прежнему будут беспрепятственно пересекать российскую границу. А такой вариант вовсе не является теоретическим — достаточно вспомнить, что Украина периодически обещает ввести визы для россиян, почему-то считая, что таким образом она как-то угрожает России. Теперь же в случае введения виз у украинских гастарбайтеров и многочисленных челноков появится ещё одна опция, причём более доступная, чем принятие российского гражданства – получение документов ДНР или ЛНР, что явно добавит веселья во внутриукраинскую политическую жизнь.
Похоже, что привязка к выполнению Минских соглашений снятия санкций против ЕС или отмены признания документов ДЛНР есть новый приём российской политики. Если это так, то скоро мы увидим «утяжеление» этого условия. Например, Россия и сама может ввести визы для Украины – естественно, «временно, на период до политического урегулирования ситуации на основании Минских соглашений». Или так же «временно, на период до…» запретить странам Евросоюза ввозить что-нибудь на территорию России или, скажем, пролетать транзитом в Азию.
Но в любом случае это произойдёт не раньше, чем будет получена реакция Запада и Украины на эти шаги России – направленные, естественно, на скорейшее выполнение Минских соглашений.