Заместитель председателя объединенного комитета начальников штабов США генерал Пол Сельва, выступая на слушаниях в Конгрессе, негативно отозвался о состоянии американской стратегической авиации. По его мнению, установленные на дальних бомбардировщиках системы вооружения через 10 лет не смогут преодолевать противовоздушную оборону России.
Генерал напомнил, что стратегические бомбардировщики В-52, создававшиеся в середине прошлого века, не в состоянии будут в скором времени выполнять возлагающиеся на них боевые задачи. Что же касается ракет и бомб, которыми вооружены устаревающие бомбардировщики, то и они также «далеко не первой свежести», поскольку разрабатывались в 70-е годы.
Подтекст высказывания американского генерала вполне понятен. В настоящий момент в США начинается беспрецедентная со времен холодной войны модернизация ядерных сил. Причем не только воздушной их составляющей, но и всей триады — еще и ракет морского и наземного базирования. Всего за 10 ближайших лет предполагается потратить на модернизацию ядерных сил 400 млрд. долларов.
Генерал, говоря о необходимости обновления воздушной компоненты триады, произносит формулу, которой активно пользуются все публичные американские военные: нет, это отнюдь не гонка вооружений. И мероприятия не направлены против России. Просто необходимо заменить существующие системы более конкурентоспособными. Но при этом все-таки Россия, ПВО которой необходимо преодолевать, означается в качестве врага номер один.
Воздушная составляющая ядерной триады США по мощи и эффективности занимает промежуточное положение, превосходя наземный компонент и уступая морскому.
Наземная часть триады представлена 450-ю МБР шахтного базирования Minuteman III. Они стоят на боевом дежурстве уже почти полвека. И уже изрядно состарились, хоть и периодически модернизируются. Но их система управления уже относится ко вчерашнему дню ракетной техники. У них отсутствуют системы, позволяющие преодолевать ПРО. А шахтный способ базирования, в отличие от мобильного, делает эти ракеты уязвимыми для ответного удара.
Морской компонент самый мощный в ядерной триаде. Это достигается за счет скрытного положения стратегических подводных лодок, готовых произвести ракетный залп. Поэтому на 18 подводных лодках «Огайо» сосредоточено почти 70% имеющихся у США ядерных боеголовок. Их носителями являются МБР «Трайдент-2». Они более современны и совершенны, чем наземные ракеты «Минитмен». Подводный флот США начал вооружаться ими в 1990 году.
Необходимо сказать, что если российская наземная составляющая ядерной триады существенно сильнее, чем американская, то в море дела обстоят наоборот.
По воздушной составляющей у России имеется некоторый перевес, но не радикальный.
Формально стратегическая авиация США насчитывает 159 бомбардировщиков. Однако из этого числа следует исключить 63 самолета B-1B Lancer, поскольку они не являются носителями ядерного оружия. Остаются 20 B-2 Spirit и 76 B-52H Stratofortress. В-2 — это современный самолет, принятый на вооружение в 1997 году. Он построен с использованием стелс-технологии. Имеет дальность 11 тыс. километров. Способен брать на борт до 27 тонн бомб и ракет. Однако имеет околозвуковую максимальную скорость, равную 1010 км/час. Российский Ту-160 летает на сверхзвуке.
Но основная «тяжесть» воздушного компонента ядерного сдерживания лежит на немолодых плечах старослужащих В-52. Надо сказать, что главными достоинствами В-2 по сравнению с В-52 являются, пожалуй, «молодость», то есть неизношенность механизмов, и малозаметность. У него меньше и грузоподъемность, и дальность, и ниже потолок.
Замена этих двух бомбардировщиков, о которой говорил в Конгрессе генерал Сельва, уже включена в планы Пентагона. Предполагается, что в 2037 году в ВВС США будут эксплуатироваться 100 бомбардировщиков нового поколения В-21. На это дело планируется потратить 80 млрд. долларов. Тендер на разработку нового самолета выиграла компания Northrop Grumman. О том, что собой будет представлять В-21 и какими обладать характеристиками практически ничего неизвестно, поскольку работы находятся на самом начальном этапе. Существует лишь уменьшенный макет для показа прессе и потенциальным заказчикам. Внешне это «летающее крыло», имеющее некоторое сходство с В-2.
Предполагается, что бомбардировщик будет иметь два режима управления — пилотируемый летчиком и беспилотный.
Первые самолеты должны по плану появиться уже в 2025 году. Однако это чрезмерно оптимистичные прогнозы. На создание B-2 Spirit ушло 20 лет. 10 лет от начала разработки до первого полета прототипа, и еще столько же до начала серийного производства.
И, наконец, о ядерных бомбах и ракетах, которые так печалят генерала Сельву. На вооружении ВВС США еще совсем недавно были вполне современные крылатые ракеты AGM-129 ACM, которые начали поступать в армию в 1993 году. Они имели мощность от 5 до 150 килотонн. Предназначались для нанесения удара без вхождения самолета в зону ПВО противника. Что обеспечивалось дальностью полета ракеты, равной 3700 километров. Максимальное отклонение от цели лежало в пределах от 30 до 90 метров, что вполне приемлемо для ядерного заряда. Максимальная скорость на высоте — 800 км/час.
В общем, ракета очень серьезная. Хоть и уступающая нашей Х-102 по основным параметрам почти в два раза: дальность — 5500 км, вероятное отклонение — 5−6 м, мощность — 450 кт, изменяемый профиль полета.
Но в 2007 году AGM-129 ACM была снята с вооружения. В настоящий момент стратегические бомбардировщики способны нести ракеты лишь AGM-86B ALCM — более старые и менее совершенные, принятые на вооружение в начале 80-х годов. Они имеют максимальную дальность, равную 2400 км и мощность до 200 кт. Круговое вероятное отклонение (КВО) — 80 м. Производитель — компания Boeing.
Другого стратегического ракетного оружия дальняя авиация США не имеет. В наличии есть две свободнопадающие бомбы, которые трудно назвать вооружением, способным преодолевать противовоздушную оборону России. Это В63, мощностью 1,1 Мт, принятая на вооружение в 1983 году. И В61−11 — 11-я модификация «старинной» бомбы, разработанная в 1994 году. Ее мощность равна 340 кт.
В общем, ВПК США, засучив рукава, начинает интенсивную модернизацию оружия сдерживания. Но есть среди множества модернизационных проектов и такие, которые способны не снизить, а повысить ядерную угрозу. К ним относится, прежде всего, проект создания новой унифицированной бомбы В61−12. Это первая в США корректируемая ядерная бомба, относящаяся к классу высокоточного оружия. Мощность боеголовки — 50 кт. Ее испытания начались в позапрошлом году, а производство должно начаться в 2020 году. Носителем бомбы может быть не только стратегическая, но и тактическая авиация. То есть должно получиться тактическое ядерное оружие.
Корректируемые В61−12 предполагается размещать в Европе — в Германии, Италии, Турции, Бельгии и в Нидерландах. Причем не на американских базах, а в авиационных частях этих стран. Иначе как распространением ядерного оружия назвать такое решение нельзя.
В российском МИДе к этой программе относятся крайне неодобрительно. «Анализ характеристик новых авиабомб говорит о том, что их постановка на вооружение может существенно понизить порог применения ядерного оружия. Вместо средства сдерживания такие вооружения потенциально становятся „оружием поля боя“, как это было в годы холодной войны», — заявил директор Департамента МИД России по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями Михаил Ульянов.
К проектам, сомнительным с точки зрения мировой безопасности, относится также разработка ядерной крылатой ракеты дальнего действия и модернизация легкого истребителя F-35A с целью придания ему функции носителя ядерного оружия.