США продолжают давить на Европу в вопросе газовой трубы «Северный поток – 2». Представители американской администрации предупреждают о рисках для европейской энергобезопасности, которые создает этот проект. По словам политологов, Америка также не хочет допустить удара по экономике Украины, неизбежного в случае запуска СП-2.
Соединенные Штаты выступают против российского газопроводного проекта «Северный поток – 2». На конференции в Атлантическом совете США, состоявшейся 5 марта в Вашингтоне, заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Бриджет Бринк заявила, что проект несет угрозу для энергетической безопасности Украины и всей Европы.
При этом американская чиновница отметила, что Украине необходимо снижать зависимость от российского газа, хотя украинский «Нафтогаз» больше не закупает топливо из РФ.
СП-2 — труба мощностью 55 млрд кубометров газа в год, которая должна пройти по дну Балтийского моря до побережья Германии параллельно с уже действующим газопроводом «Северный поток» (его мощность также составляет 55 млрд кубов). Новый проект предназначен в первую очередь для того, чтобы сократить транзит российского газа через Украину, снизив тем самым риски срыва поставок «Газпрома». О возможных рисках российская компания предупреждает периодически, однако Украина пока ни разу транзит не срывала. Когда зимой 2008–2009 годов российская компания прекратила поставки, заявив о несанкционированном отборе газа из транзитных объемов со стороны Киева, ряд стран Европы на несколько дней остались вообще без газа. Но доказать воровство из транзитной трубы «Газпрому» тогда так и не удалось.
Украина с самого начала выступала против второго «Северного потока». Еще Арсений Яценюк, будучи премьер-министром страны, заявлял, что ввод в строй СП-2 лишит Украину порядка 42 млрд грн транзитных доходов в год.
Бриджет Бринк указывает, что в случае реализации СП-2 на одном маршруте сосредоточится около 80% российского газового экспорта в Европу, что и создаст риски.
Здесь Бринк несколько завышает цифру. С учетом первого «Северного потока», при введении СП-2 через Балтику будет поставляться 110 млрд кубометров газа. Учитывая, что экспорт «Газпрома» в Европу по итогам 2016 года составил около 180 млрд кубов, на «Северные потоки» придется лишь порядка 61%.
Впрочем, ранее уже высказывались опасения того же рода. Но упор в них делался на то, что слишком большие объемы газа будут проходить через Германию, значительно повышая роль этой страны во влиянии на газовые потоки.
У СП-2 вообще много противников: ряд стран ЕС дважды направляли в Еврокомиссию письма с требованием запретить проект. Основные протесты исходят от Польши, которая в случае реализации проекта также потеряет долю транзита.
Несмотря на то что Соединенные Штаты, в отличие от той же Польши, «Северный поток – 2» никак не затрагивает, американские власти уже не первый раз выступают против проекта.
Еще весной прошлого года Америка заявляла, что СП-2 является политическим проектом и несет угрозу энергобезопасности Европы. Летом 2016 года группа американских сенаторов направила в Еврокомиссию письмо с критикой проекта. Там, в частности, отмечалось, что СП-2 станет «шагом назад в плане диверсификации европейских источников энергии, поставщиков и маршрутов».
Более того, сенаторы сочли, что некоторые шаги России направлены «на подрыв мира и безопасности в Европе, в том числе посредством использования энергетики как рычага политического влияния».
В связи с этим реализация «Северного потока – 2» подрывает создание европейского Энергетического союза, говорилось в письме.
Позднее Джозеф Байден, бывший на тот момент вице-президентом США, заявил, что второй «Северный поток» будет «плохой сделкой» для Европы. При этом он отметил, что европейские потребители уже могут закупать американский СПГ.
А спецпредставитель американского Госдепартамента по энергетике Амос Хохштайн указывал, что второй «Северный поток» подорвет экономику как Украины, так и Словакии (следующая за Украиной страна – транзитер российского газа).
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин говорит, что у Штатов здесь интересы исключительно политические, причем завязаны они именно на Украину.
«Это крупная политическая ставка, причем это не ставка Обамы или Трампа, это ставка американского государства, — указывает политолог. — Штаты поддержали украинский «майдан» — в первую очередь с целью не допустить альянса и интеграции Украины с Россией (любое крупное объединение на территории бывшего СССР США рассматривают как угрозу). И теперь Америке приходится продолжать оказывать поддержку новым украинским властям», — считает Макаркин.
В связи с этим, по словам эксперта, США будут пытаться оказать давление на Еврокомиссию в вопросе «Северного потока – 2».