Число потенциальных участников военного конфликта вблизи Корейского полуострова растет. Япония намерена развернуть свои Силы самообороны (армию) в случае, если северокорейская ракета во время очередных испытаний упадет в ее территориальных водах. Об этом пишет газета «Иомиури» со ссылкой на источник в правительстве.
По мнению издания, падение иностранной ракеты в территориальные воды Японии будет подпадать под определение «вооруженного нападения иностранного государства». Эта высшая степень угрозы в соответствии с законом. Однако прямое отражение удара могло бы спровоцировать КНДР к более «агрессивному поведению», пояснили изданию в кабинете министров.
Отметим, что объявленный Токио критерий не выглядит недосягаемым для Пхеньяна. Ракеты КНДР уже долетали до исключительной экономической зоны Японии. Впервые это случилось еще в августе 2016 года, когда баллистическая ракета типа «Нодон» упала в море в 250 километрах к западу от полуострова Ога префектуры Акита.
Согласно международным правилам, территориальные воды страны — это прибрежная полоса шириной 12 миль (22,2 километра).
Обещание развернуть японскую армию прозвучало на фоне визита в Японию вице-премьера США Майкла Пенса. Во время беседы с премьер-министром Синдзе Абэ Пенс заявил о «непоколебимости» японско-американского альянса. Он напомнил слова Дональда Трампа о том, что «США на 100% с Японией». В ответ Абэ поддержал отказ США от «стратегического терпения» в отношении КНДР, о чем Пенс объявил накануне в Сеуле.
Отметим, что после поражения во Второй мировой войне Япония отказалась от создания собственных вооруженных сил, что закреплено в девятой статье конституции страны. Однако де-факто Силы самообороны существуют, и их сфера ответственности постепенно расширяется. Например, принятый по инициативе Абэ в марте 2016 года пакет законов разрешил их использование за рубежом.
Одновременно с угрозой развернуть армию в Японии, было объявлено об отмене ограничений для набора в танковые, разведывательные и пехотные подразделения женщин. «Мы стремимся к построению привлекательных сил самообороны, соответствующие нынешней эпохе», — заявила министр обороны Томоми Инада. Несмотря на кажущуюся незначительность новшества, это явный признак растущей милитаризации страны.
В настоящее время наблюдается беспрецедентный кризис вокруг Корейского полуострова. Накануне в ответ на предстоящее сосредоточение там трех американских авианосцев Пхеньян заявил о готовности проводить ракетные испытания еженедельно. При этом представитель КНДР при ООН предупредил о риске ядерной войны в регионе по вине США.
По мнению эксперта по Японии ИМЭМО РАН Кристины Воды, Токио теперь пытается одновременно с опорой на США выстраивать и собственную оборонную политику.
— Корейская ракетная программа вот уже лет десять как считается в Японии наиболее серьезной угрозой для безопасности. Те ракеты, которые имеет КНДР, потенциально могут долететь до Японии. Все помнят, что одна из запущенных в прошлом месяце ракет упала в исключительную экономическую зону.
«СП»: — Как Токио пытается решить эту проблему?
— Поскольку у Японии по конституции нет права на полноценные вооруженные силы и находится под американским «зонтиком», она пытается решать оборонные вопросы с опорой на США. Их политики при каждом удобном случае пытаются заручиться поддержкой Вашингтона. Видно, как приезжающие с визитом высокопоставленные американцы, в том числе из администрации Трампа, сразу же заявляют, что они готовы защищать Японию. Только что это сделал Майл Пенс. Это такой важный ритуальный элемент.
Кроме того, Япония предпринимает собственные действия. Они заключаются, в частности, в размещении на своей территории систем ПРО. Правда, совместно с американцами. Это началось еще в 1998 году, после одного из ракетных запусков КНДР. Сейчас в Японии развернуты четыре двухэшелонные системы. Имеется ПВО морского базирования — корабли, оснащенные системами «Иджис», зенитно-ракетные комплексы «Patriot» PAC-3 вокруг Токио и городах, где размещены американские базы. Больше всего их на Окинаве.
«СП»: — Используются ли дипломатические методы?
— Свой путь для решения проблемы в отношениях с КНДР Япония обозначает как метод давления и переговоров. Давление — это наложение санкций. Имеется запрет на заход северокорейских судов в японские порты, на перевод денег из Японии и на все торговые операции. А переговоры ведутся, в том числе были и секретные. Кроме того, Токио участвовал в шестисторонних переговорах по поводу ядерной программы КНДР. Сейчас все переговоры прерваны.
«СП»: — Помимо северокорейских ракет есть между двумя странами другие чувствительные проблемы, подогревающие напряженность?
— Есть еще одна серьезная и эмоциональная проблема похищенных граждан. В 1970−80-е годы северокорейские спецслужбы похитили японцев из самой Японии и Европы и удерживают часть их до сих пор. Хотя пять человек вернулись после визита премьер-министра Куидзуми в Пхеньян в 2002 году и потом в 2004-м. Но японцы требуют вернуть еще 18 человек, чье местонахождение неизвестно. В последний раз попытки провести переговоры по этому вопросу были в 2014 году.
Надо сказать, что вопрос похищенных граждан очень важен для Японии. Он всегда поднимается на переговорах и с американцами и с Россией, когда речь идет о КНДР. Заметьте, Синдзо Абэ носит на лацкане пиджака голубой флажок, символизирующий, что он, придя к власти, пообещал ее решить.
«СП»: — Поддержит Япония американский удар по КНДР?
— Вчера в японском парламенте Абэ сказал, что корейский вопрос надо решать путем диалога. Высокопоставленные лица хотя и поддерживают США как союзника, но при этом они высказывают озабоченность возможными необдуманными действиями американцев. Японцев «напрягли» порывы Трампа и его возможная непредсказуемость. Соединенные Штаты, по их мнению, должны думать не только о собственной безопасности, но и о союзниках. Наверняка, до него доводились эти опасения. Военное вмешательство американцев вряд ли произойдет. В целом же действия Японии сейчас направлены на укрепление связей с новой администрацией и прощупывание каналов, по которым Токио может влиять на нее.
«СП»: — Как развиваются японские Силы самообороны?
— С приходом Абэ на пост премьера в 2012 году он сделал оборонную реформу важным направлением всей своей политики. Было остановлено сокращение военного бюджета — он уменьшался в течение 11 лет подряд. Теперь бюджет растет на 1−2% в год. В 2016 году вступили в силу десять законов, связанных с Силами самообороны. Япония получила право оказывать тыловую и логистическую поддержку вооруженным силам США, когда они защищают Японию от вооруженного нападения, а также право в некоторых случаях защищать союзников. Кроме того, японцы получили право участвовать в операциях ООН на постоянной основе. До этого каждый раз при отправке армии за рубеж нужно было решение парламента.
То есть возможности Сил самообороны действительно расширяются, но это все ограничено жесткими условиями. Гражданский контроль над Силами самообороны сохраняется. В японском обществе сильны антивоенные настроения. Например, принятие оборонных законов сопровождались многочисленными демонстрациями, поскольку, согласно опросам, свыше 50% японцев не их одобряли.
Тем не менее, нынешний кризис показывает японцам, и правительству и населению, что их система обеспечения безопасности в целом малоадекватна имеющимся угрозам и это вынуждает Токио, либо сильнее привязаться к Соединенным Штатам, либо предпринимать собственные действия. Сейчас Япония идет одновременно в обоих направлениях.
Военный эксперт Борис Рожин предлагает России использовать факт милитаризации Японии в качестве аргумента на переговорах по поводу Курильских островов.
— Япония с одной стороны опасается, что развязанный США конфликт на Корейском полуострове может коснуться ее территории. В том числе в ядерном варианте. С другой, если Токио рассчитывает на управляемый конфликт, то она может использовать его для обхода ограничений, связанных с развитием их вооруженных сил. Демонстрируя жупел северокорейской угрозы, они могут продавливать увеличение оборонных расходов, развития наступательных вооружений, развития ПРО и т. п. Одним из направлений может быть повышение собственной субъектности в оборонных делах. Поскольку Токио до сих пор сильно зависит от США.
С учетом того, что в Японии существует сильное антивоенное движение, для японских властей это удобно. Они могут ссылаться на внешнюю угрозу. Хотя, если объективно, то КНДР на Японию нападать никогда не собиралась. То есть все стороны этого пока управляемого конфликта решают свои вопросы. Но как бы это не вышло из-под контроля.
«СП»: — Не стоит ли и России воспользоваться ситуацией, например, в споре вокруг Курил?
— Конечно. До сих пор японские протесты по поводу размещения наших военных на островах Курильской гряды как раз основывались на том, что от Японии, якобы, никакой угрозы нет. Теперь же Россия может указать на наращивание Токио своих вооруженных сил и использовать это как аргумент в переговорах. То есть Москва может занять по отношении к Японии такую же позицию, которую занимает сама Япония по отношению к КНДР.