Турции выгодна поставка российского ЗРК, но у Москвы существуют справедливые опасения
Турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил об урегулировании вопроса поставок российского зенитного ракетного комплекса С-400 «Триумф». По его словам, Анкара и Москва уже скрепили подписями необходимые документы. «Мы с Россией сделали необходимые шаги, подписи поставлены, надеюсь, мы увидим С-400 в нашей стране. И будем вести их совместное производство», — сказал президент Турции, выступая на заседании фракции правящей Партии справедливости и развития.
На момент написания данного материала в Кремле озвученную Эрдоганом информацию не комментировали. Турецкий президент, как и любой другой восточный правитель, отличается изрядной долей хвастовства. Однако здесь у него не было причин, чтобы забегать вперед и столь изрядно перегибать палку. По всей видимости, некоторые документы действительно были подписаны. О содержании переговоров по С-400 практически ничего неизвестно, но тон официальных бесед на протяжении последних месяцев был исключительно положительным.
Скорее всего, торг шел по поводу количества дивизионов, цены и возможности кооперации. Турецкая экономика не блещет результатами, и найти деньги на С-400 — большая проблема для турок. В такой ситуации Анкара вынуждена маневрировать. Согласно массиву неподтвержденных сообщений в СМИ, Турция стремится приобрести наш ЗРК в кредит и поучаствовать в производственном процессе.
Такие предположения выглядят вполне логично. Турки стремятся убить двух зайцев: решить финансовый вопрос и попытаться нивелировать грандиозное технологическое отставание от развитых стран. И все это наши недавние недруги планируют сделать за счет России. Выгодно ли это Москве? По политическим причинам — наверное, да, по экономическим и с точки зрения национальной безопасности — наверное, нет.
Стратегическая цель Эрдогана
В начале мая 2017 года два источника РБК сообщили, что Москва не против продать Турции дивизион С-400 за 500 миллионов долларов. Для сравнения: сумма сделки с Китаем на поставку не менее шести дивизионов «Триумфа» составляет более трех миллиардов долларов. Таким образом Россия готова продать Анкаре дивизион «Триумфа» с небольшим дисконтом. Возможно, это как раз тот самый компромисс между политикой и коммерческой целесообразностью.
Правда, совершенно непонятно в каких производственных процессах могут принять участие турецкие предприятия. С одной стороны, турецкая оборонная промышленность (ОПК) способна самостоятельно производить различную электронику и радиоаппаратуру, включая радары и РЛС. С другой — турецкая оборонка ориентирована на стандарты НАТО, которые касаются технических особенностей производимого оборудования и вооружений.
В России монопольным производителем средств ПВО большой дальности и среднего радиуса действия является концерн «Алмаз-Антей». Из открытой информации следует, что корпорация полностью удовлетворяет свои потребности в комплектующих и не нуждается в сотрудничестве с каким-либо зарубежным предприятием. С большой вероятностью кооперация с турками не отвечает интересам «Алмаз-Антея», и будет бессмысленна (если не вредна) для России.
Анкара настаивает на кооперации, стремясь загрузить заказами собственный ОПК, сбить цену на непозволительно дорогой российский ЗРК и, возможно, получить уникальный опыт или некоторые технологии, которые в перспективе позволят самостоятельно производить средства ПВО. К слову, в начале 2017 года турецкое Минобороны раскрыло проект создания ракетной системы дальнего радиуса действия и противоракетного комплекса.
Стратегическая цель Эрдогана, о которой он говорил еще в начале нулевых, заключается в обретении полноценного оборонно-промышленного комплекса. В Турции отсутствует развитая научно-конструкторская школа, а производственные мощности ориентированы на сборку военной техники. Турция, как и 15 лет, назад остается сборочным цехом Запада, которого устраивает подобное положение дел из-за низких расценок на оплату труда.
Если обратиться к статистике, то с 2002 года экспорт производимого в Турции оружия рос гигантскими темпами. в 6,7 раз (с $247 млн до $1,655 млрд). При этом годовой оборот в оборонной и аэрокосмической индустрии увеличился в 3 раза (с $1,3 млрд до $5 млрд). Однако Минобороны страны признает, что за минувшие 15 лет зависимость от Запада сохранилась.
Львиную долю экспорта составляют американские самолёты Lockheed Martin F-16C/D и копии не самой современной западной техники под турецкими названиями. Например, предприятие FNSS Savunma Sistemleri A.S. производит БМП AIFV (ACV-15), которая сконструирована на основе американской машины M113A1 1960-х годов выпуска.
Собственные проекты у Анкары сильно буксуют из-за технологической зависимости от Запада. В частности, подобно нашей «Армате» в Турции широко разрекламирован проект танка Altay, который должен заменить устаревающие немецкие Leopard 1 и американские M60 и M48. Но турецкая промышленность оказалась лишена некоторых важных агрегатов. В итоге было решено установить на Altay двигатель австрийской AVL List GmbH, но в 2016 году Вена обиделась на строптивость Эрдогана и отказалась поставлять силовые установки. Теперь Турция рассчитывает получить двигатели от Германии.
Ненадежный партнер
Военно-техническое сотрудничество с Россией отвечает национальным интересам Анкары и лично Эрдогана, который после попытки госпереворота в июле прошлого года с еще большим недоверием стал относиться к Западу. Турецкий президент регулярно делает громкие обличительные заявления в адрес Европы и США. На этом фоне федеральные СМИ порой приходят к выводу, что Анкара якобы вот-вот порвет с Западом и бросится в ноги к России.
На самом деле химия отношений Анкары с Западом куда сложнее. Если имеет смысл все упрощать, то стоит подчеркнуть глубочайшую взаимозависимость этих двух заклятых друзей. (В конце концов, функция сборочного цеха ничем не хуже сырьевого придатка). Турция получает огромные экономические плюшки от присутствия на своей территории военной инфраструктуры НАТО.
Великодержавная риторика Эрдогана больше напоминает популизм, хотя акценты во внешней и внутренней политике действительно смещаются в противоположную от Запада сторону (наши СМИ просто преувеличивают масштаб подобного процесса). Турция демонстрирует, что является суверенным государством и сотрудничество с Россией по военной и экономической линии выполняет роль противовеса. Поэтому нельзя переоценивать и всерьез воспринимать антизападные выпады Эрдогана.
С учетом вышеперечисленных факторов сделка по С-400 выгодна Турции, как в политическом, так и экономическом плане. Однако аналогичное утверждение к России вряд ли применимо. Турция не будет военным союзником России (хотя бы потому что не выйдет из НАТО) и в целом проявила себя как непоследовательное государство. Этот факт сильно беспокоит не только РФ, но и Запад.
Сейчас Москва может получить от Эрдогана гарантии неприменения С-400 против российской авиации в Сирии, и, возможно, турецкий президент будет держать слово и идти на уступки. Но что будет, если в Турции сменится власть? Эрдоган при всех перегибах в риторике объединяет националистов, исламистское сообщество и отчасти прозападную публику. С большой вероятностью госпереворот приведет к власти радикально настроенную верхушку. Это будут либо прозападные светские силы в лице военных, либо ярые сторонники исламизации.
Москва не может быть уверена, что передает столь грозное (пусть и оборонительное) оружие в руки надежного партнера. Кроме того, интересам России, как и Запада, не отвечает желание Анкары освоить самостоятельное производство вооружений. Это всегда грозит потерей рынка сбыта и утечкой технологий. Конечно, турки вряд ли смогут собрать даже копию нашего «Триумфа», но допустить передачу технологической цепочки члену НАТО все равно непозволительно.
Тем не менее, стратегическое решение о поставках в Турцию С-400 наверху уже принято. В таких условиях Москва может поторговаться о предоставлении максимальных гарантий безопасности, политических уступках, отмены требования о какой-либо кооперации и выплате реальной стоимости за «Триумф».