Анонсированная главами внешнеполитических ведомств России и США встреча спецпредставителя госдепартамента по Украине Курта Волкера с помощником президента России Владиславом Сурковым, курирующим украинское направление, может заложить новый формат консультаций России и Запада по проблематике войны на Донбассе.
Напомним, что на днях глава МИД РФ Сергей Лавров объявил журналистам, что «Рекс Тиллерсон подтвердил, что такой контакт с нашим представителем Владиславом Сурковым запланирован и состоится в ближайшее время».
«Это будет интересно, потому что Волкер уже объехал немало столиц, включая Киев, Париж, Берлин, Лондон, и нам будет интересно, какое представление о нынешнем положении дел составил американский специальный представитель», — добавил министр.
Впрочем, эта встреча вызывает повышенное внимание не только поэтому. Как известно, Владислав Сурков на протяжении длительного времени отвечал за взаимодействию с бывшим помощником госсекретаря США по делам Европы и Евразии Викторией Нуланд, которая курировала украинское направление в администрации президента Барака Обамы. Теперь же ему предстоит встреча с куратором Украины из команды нового президента США.
Курт Волкер уже успел провести несколько дней в Киеве, побывать на оккупированной боевиками киевской хунты территории ДНР, а также выразить готовность провести переговоры с уполномоченными лицами из России и руководством Народных Республик.
Как мы понимаем, столь бурная деятельность, развернутая Волкером, явно говорит о том, что надеждам президента США Дональда Трампа дистанцироваться от украинских проблем и переложить их на плечи ЕС не суждено сбыться, как, впрочем, и многим другим. Даже тот факт, что в Госдепе появился специальный представитель по Украине явно говорит о намерении Вашингтона основательно погрузиться в проблематику этой страны.
При этом примечательно, что в планах Волкера не фигурируют ни Минский процесс, ни Нормандский формат. То есть своего участия, в том или ином виде на этих площадках он явно не предполагает.
Между тем, Сергей Лавров неспроста коснулся вояжа Волкера по европейским столицам, который позволил тому сформировать «представление о нынешнем положении дел». Впрочем, глава МИД РФ прекрасно понимает, что спецпредставитель Госдепа совершал свои поездки не для того, чтобы сформировать представление, а чтобы говорить в Москве не только от имени США, но и от лица Запада. Собственно, еще находясь в Киеве, Курт Волкер объявил, что намерен посетить страны-союзники, чтобы сформировать консолидированную позицию по Донбассу.
То есть все говорит о том, что Волкер видит свою миссию не дополнением к Минску и Нормандскому формату, а альтернативой.
В этом нет ничего удивительного. Хотя Вашингтон формально и поддерживал эти переговорные площадки, есть все основания полагать, что они его в целом не слишком устраивают. Хотя бы потому, что у Парижа и Берлина, представляющих Запад в «нормандской четверке», есть свои собственные интересы, не всегда совпадающие с американскими. Что же касается Минских соглашений, которые Порошенко вынужден был подписать, чтобы избежать окончательного уничтожения Дебальцевской группировки, и которые связывают его по рукам и ногам, то крайняя нежелательность их для американцев не подлежит сомнению. Собственно в Вашингтоне прямо говорили, что готовы искать выходы из украинского кризиса и за рамками Минских договоренностей.
Но США важно, чтобы Россия согласилась на такого рода альтернативу, поскольку в случае отказа все усилия Волкера окажутся напрасными. Такая задача, на первый взгляд кажется вполне решаемой – из Москвы довольно часто звучит критика в отношении партнеров по «четверке». В частности, наши представители указывают на то, что Минские соглашения не работают по причине их саботажа Киевом, а Берлин и Париж не выполняют своих обязанностей гарантов соглашений, по принуждению киевской хунты к их выполнению. Напомним, что Россия даже объявляла, что не видит смысла в данный момент в проведении консультаций в рамках Нормандского формата.
В контексте этого можно ожидать, что Вашингтон, как хозяин и кукловод киевской хунты, может предложить Москве договариваться напрямую, без франко-германских посредников, которые пытаются тоже сделать свой гешефт, и «наварить» на своем статусе.
Это кажется вполне логичным, однако в том случае если Нормандский формат перестает быть главной переговорной площадкой по Донбассу, а Франция и Германия – гарантами мирного процесса со стороны Запада, Минские соглашения де-факто утрачивают свою силу.
Но что в этом случае будет вместо них? Ведь, главным, а возможно, единственным достоинством этих договоренностей является их официальный статус, который не дает возможность их открыто и полностью отмести. В то время, как в формате Волкер-Сурков речь может идти разве что о «джентльменском» соглашении, заключенном кулуарно. Зная, как американцы относятся к исполнению даже вполне официальных договоренностей, можно уверенно сказать, что ценность пакта «Волкер-Суркова» будет стремиться к нулю. Особенно в свете того, что после избрания Трампа американцев трудно рассматривать, как единую силу, даже на уровне государственных учреждений.
Собственно это и имел ввиду Сергей Лавров, отметив, что нас интересует «представления о происходящем» специального представителя Госдепа, а не его предложения.