Материал комментируют:
Виктор Литовкин
Михаил Александров
Вашингтон планирует лишить радикальное движение «Талибан» * территориальных завоеваний, а также собирается укрепить боеспособность афганской армии в рамках стратегии президента США Дональда Трампа по Афганистану. Такую информацию передает агентство Рейтер со ссылкой на высокопоставленного американского чиновника.
По словам собеседника агентства, успешность операции будет оцениваться в зависимости от того, как много и какая именно территория контролируется правительством Афганистана или «Талибаном» и другими группировками.
Он добавил, что для реализации стратегии не менее важна эффективность афганской армии, которая, в свою очередь, зависит от того, смогут ли вооруженные силы под руководством США помочь им отбить у талибов территории. За прогрессом в этой части президент Трамп планирует следить лично, отметил собеседник.
Напомним, в понедельник Дональд Трамп огласил новую стратегию действий в Афганистане. Американский президент дал понять, что быстрого вывода войск из Афганистана не будет. И это несмотря на свои предвыборные обещания.
23 августа госсекретарь Рекс Тиллерсон выступил с заявлением о том, что власти США намерены обратить внимание России на недопустимость поставок вооружений движению «Талибан». По его словам, у Вашингтона есть данные о таких поставках. «Это, конечно, является нарушением международных норм, нарушением норм Совбеза ООН, — заявил руководитель американского дипведомства.— Если кто-то намерен поставлять оружие, то это должно делаться исключительно через правительство Афганистана».
В любом случае, очевидно, что США готовят новый виток войны в Афганистане. Зачем им это нужно и чего ждать России?
— Вся история с Афганистаном в очередной раз подтверждает идеологическую капитуляцию Трампа, который собирался в первую очередь обратиться к внутренним проблемам Америки, — говорит ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров. — Советник Трампа Стив Баннон как раз ушёл в отставку потому, что был не согласен с этой капитуляцией. Если во внутренней политике новый президент США ещё пытается придерживаться своих предвыборных деклараций, то во внешней политике, он опровергает свои тезисы один за другим.
Заявления Трампа по Афганистану связаны с тем, что с одной стороны военно-разведывательное лобби его убедило, что геополитическим интересам США отвечает присутствие американских войск в Афганистане. С другой стороны, на этом настаивало произраильское лобби. Поскольку ввод войск НАТО в Афганистан происходил в рамках стратегии окружения Ирана. Изначально никто не собирался всерьёз воевать с исламским терроризмом, когда в 2001 году вводились войска Североатлантического альянса. Им необходимо было получить выгодные геополитические позиции и распространять нестабильность, террористическую активность с одной стороны — на Иран, с другой — на постсоветскую Центральную Азию, с третьей — на китайский Синьцзян — Уйгурский автономный округ.
Возможно, первоочередная задача американцев — усиление давления на Иран. Израиль видит Иран как своего главного врага, а Трамп вынужден действовать в интересах произраильского лобби.
«СП»: — Как реагировать в данном случае России?
— Нам надо сделать выводы, наконец, что США вовсе не собирается в Афганистане бороться с терроризмом. Надо отказаться от внешнеполитической наивности, которая довлела над Россией в течение последних тридцати лет. Надо последовательно бороться за сдерживание американского влияния в регионах, которые с нами граничат. Вытеснять надо всеми имеющимися у нас средствами. В том числе договорённостями с талибами.
«СП»: — Но движение «Талибан» запрещено в России.
— Их надо вывести из списка террористических организаций. Вернее, вслед за США ввести понятие «умеренный Талибан» и заявить, что вот, дескать, с умеренной оппозицией мы готовы сотрудничать, а с отъявленными террористами — нет.
Делать ставку на проамериканский марионеточный режим в Кабуле — в корне неправильно. Если мы хотим поддерживать хорошие отношения с Афганистаном, надо поддерживать хорошие отношения со всем афганским народом. Устанавливать контакты на региональном уровне. У нас остались большие заделы с советских времён и многие там готовы с нами сотрудничать. Таким образом, мы можем наносить удары по позициям США в Афганистане руками умеренной оппозиции, тем более после того, как они начали поставлять летальное оружие на Украину. Это уже совершенно неприемлемое поведение с их стороны. Поэтому я не вижу ничего особенного, если поставки оружия умеренной оппозиции в Афганистан будут на самом деле осуществлены. Мы должны отплатить американцам их же монетой.
«СП»: — Американцы в своей новой стратегии по Афганистану заявляют о том, что они собираются ослабить «Талибан», выбить его с тех территорий, которые он занимает. Им не удавалось это сделать больше десяти лет. А теперь удастся?
— Я думаю, что никаких серьёзных военных операций войска НАТО в Афганистане проводить не собираются. Задача американцев сохранить присутствие в Афганистане. Они попытаются перебросить радикальных исламистов из Сирии, где их добивают, в Афганистан. Закрепившись там, боевики по приказу из Вашингтона смогут проводить рейды по Центральной Азии или на границе с Синьцзян-Уйгурский автономным округом.
Надо отметить, что «Талибан» выступает против присутствия ИГИЛ**. Эта организация хоть и исламистская, но она националистическая. И не стремится распространять свою деятельность на иные территории. Когда Талибан был у власти в Афганистане, они не строили серьёзных планов вторжения в Таджикистан или Узбекистан. Они, конечно, сотрудничали с террористическими организациями, в том числе на территории России. Но по этому вопросу с ними можно было хотя бы попытаться договориться, чтобы террористические организации в России они не поддерживали. Но этим никто не занимался. А ИГИЛ — интернационалистская мусульманская организация, созданная при косвенной поддержке ЦРУ. США, конечно, заинтересованы, чтобы в Афганистане был разгромлен «Талибан», а его место заняло Исламское государство. Я даже не исключаю, что если ИГИЛ там укрепится, они формально уйдут из этой страны, поскольку их цель будет достигнута. Наша задача — не допустить этого.
— Мне сразу было понятно, что США не уйдут так просто из такого важного с геополитической точки зрения региона, — говорит обозреватель ТАСС, полковник в отставке Виктор Литовкин. — Пока американцы не получают пинка, они добровольно ниоткуда не уходят. На мой взгляд, для нас всё же эта ситуация двоякая: в ней есть и свои плюсы.
«СП»: — Какие?
— Американцы, конечно, всерьёз не будут бороться с исламистами, но изображать им что-то придётся. И какие-то операции, в основном руками солдат из младонатовских стран они будут проводить, таким образом оттягивая на себя внимание исламистов.
«СП»: — Насколько обоснованно американцы критикуют Россию за поставки вооружения талибам?
— Я бы поставил вопрос иначе: они поставляли оружие самым разным группировкам по всему миру, теперь поставляют оружие Украине. У них нет морального права обвинять кого-то, кто бы делал то же самое.
«СП»: — Не так давно многие политологи говорили, что у американцев нет больше экономических ресурсов для продолжения своей политики экспансии по всему миру. Получается, что они были неправы?
— Конечно, американцы до последнего будут пытаться удержать за собой роль мирового гегемона, прикрываясь при этом борьбой за демократию. Все их экономические проблемы при нынешнем устройстве мировой финансовой системы решаются с помощью денежного печатного станка.
* «Движение Талибан» решением Верховного суда от 14.02.2003 года признано террористической организацией, деятельность на территории России запрещена.
** «Исламское государство» (ИГИЛ) — террористическая группировка, деятельность которой на территории России запрещена решением Верховного суда РФ от 29.12.2014.