У Севастополя оказались мелковаты «Калибры» - «Военные действия» » Новости Дня Сегодня
У Севастополя оказались мелковаты «Калибры» - «Военные действия» 17:00 Вторник 0 407
29-08-2017, 17:00

У Севастополя оказались мелковаты «Калибры» - «Военные действия»


У Севастополя оказались мелковаты «Калибры» - «Военные действия»

На днях состоялся весьма примечательный визит заместителя министра обороны РФ Юрия Борисова на Зеленодольский завод имени Горького в Татарстане. Тот самый завод, который сегодня спешно строит серию из пяти новейших малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт» для нашего ВМФ. И во время визита высокого гостя случилось по нынешним временам небывалое. В то время как строгие дяди и тети из Минфина из-за навязших в зубах трудностей с бюджетным финансированием безжалостно режут или откладывают «на потом» очень и очень многие программы перевооружения (все дальше и дальше за временной горизонт, к примеру, уплывают сроки начала серийного выпуска танков «Армата» и истребителей пятого поколения Су-57), Борисов и генеральный директор зеленодольцев Ринат Миниханов подписали соглашение о резком ускорение строительства «Каракуртов». Как принято с недавних пор говорить, сроки сдачи флоту первых малых ракетных кораблей проекта 22800 внезапно «сдвинули влево».

Понятно, что это потребует дополнительной мобилизации и без того непрерывно сокращающихся финансовых ресурсов Министерства обороны России. Понятно, что проделать подобное возможно лишь за счет решительного сокращения каких-то иных очень важных программ военного ведомства. Не исключено — тех же «Арматы» и Су-57. Но раз на такой шаг генералы с адмиралами пошли, стало быть «Каракурты» им до зарезу нужны прямо завтра. А еще лучше бы — сегодня. Что же случилось?

Чтобы попытаться поискать ответ на этот вопрос, предлагаю вспомнить очень непростую историю строительства совсем других кораблей — многоцелевых фрегатов проекта 11356 «Буревестник» дальней морской зоны на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде. Как известно, для ускоренного пополнения нашего сильно одряхлевшего флота, «Янтарю» давно заказана серия из шести таких кораблей. Все — для базирования в Севастополе, где от основы боевой мощи ЧФ — 30-й дивизии противолодочных кораблей — к концу прошлого десятилетия по большому счету остались только гвардейский ракетный крейсер «Москва», знамя да прославленное название.

Первый фрегат — «Адмирал Григорович», был заложен на «Янтаре» в 2010 году. Следом — «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров». После долгих проволочек «Григорович» и «Эссен» были один за другим сданы ВМФ РФ и ушли к месту базирования в Черное море. По пути успев весьма эффективно поучаствовать в нашей операции в Сирии посредством своего главного оружия — высокоточных крылатых ракет большой дальности «Калибр». А потом принялись в режиме пожарной команды менять один другого на боевой службе в составе нашего постоянного оперативного соединения в Средиземном море. Больше некому, поскольку крейсер «Москва» давно исчерпал свой моторесурс и ожидает серьезного ремонта в Северодвинске. На каждом фрегате по восемь пусковых установок для «Калибров», следовательно, таков же и их боезапас.


Третий «Буревестник» в серии — «Адмирал Макаров» (названный при рождении было «Адмиралом Колчаком», но быстренько переименованный еще до закладки на стапеле из-за неоднозначной роли Верховного правителя России в гражданской войне) - надолго застрял на государственных испытаниях на Балтике. Испытывая, как можно понять из скудных официальных сообщений, серьезные трудности со своим главным оружием противовоздушной обороны — зенитным ракетным комплексом «Штиль». Но понятно, что проблемы со «Штилем» скоро будут преодолены и «Макаров» тоже вот-вот отправится в межфлотский переход вокруг Европы к севастопольскому причалу. Только дальше над пополнением ЧФ сгустился сплошной туман.

После начала известных событий вокруг Крыма украинское предприятие «Зоря-Машпроект» (город Николаев), десятилетиями монопольно снабжавшее газотурбинными двигателями почти все крупные надводные корабли сначала советского, а затем — российского флота, отказалось от выполнения уже оплаченных Москвой обязательств. Как результат — спущенный на воду в марте 2016 года корпус фрегата № 4 «Адмирал Бутаков» бессильно застыл в консервации у достроечной стенки «Янтаря». Заложенный в ноябре 2013-го фрегат № 5 «Адмирал Истомин» тоже достраивать не стали ввиду возникшей неопределенности. Как и фрегат № 6 «Адмирал Корнилов».

Пошли активные разговоры, что недостроенная тройка достаточно мощных и сравнительно недорогих боевых единиц «адмиральской серии» будет продана Индии. А уж индийцы сами приобретут недостающие агрегаты в украинском Николаеве. Гости из Дели действительно зачастили на завод «Янтарь» и в Николаев, демонстрируя заинтересованность именно в таком развитии событий. Однако подобная перспектива вызвала активное неприятие у российских адмиралов. В феврале 2016 года командующий Черноморским флотом Александр Витко выступил весьма категорично: «Эти корабли должны быть достроены для Черноморского флота, нам они, конечно, нужны. Дело в том, что нам нужно обновить старый парк кораблей, некоторым из них по 40−50 лет, их цикл жизни закончился».

Слова Витко имели под собой вполне твердую основу. Четырех лет вынужденной задержки с газотурбинными двигателями хватило рыбинским двигателестроителям из НПО «Сатурн» чтобы закрыть образовавшуюся технологическую брешь. Они сумели освоить новое для них производство и предложить флоту свои агрегаты. Даже более совершенные, чем старые украинские. Первый серийный корабельный двигатель для фрегатов «Сатурн» обещает изготовить уже в 2018 году. Так стоит ли огород городить, если до решения острейшей проблемы считанные месяцы?

Но складывается впечатление, что идея получения твердой валютной выручки за недостроенные калининградские фрегаты уже прочно овладела чиновничьими умами в Москве и Калининграде. Всего через три месяца после своего ультиматума адмирал Витко через прессу получил очень категоричный публичный ответ от начальника отдела маркетинга «Янтаря» Ильи Пантелеева: «В общих чертах планы таковы: два фрегата мы достраиваем для них (для индийцев — „СП“) сами, плюс передаем один корпус с высокой степенью насыщения. Еще один корабль будет полностью строиться на индийской верфи под нашим техническим наблюдением».

Наши военные, видимо, решили продолжать ожесточенное паркетное сражение за фрегаты. Отзвуки этой административной борьбы временами походили на бульдожье рычание под кремлевскими коврами.

В июне 2016 года начальник управления кораблестроения ВМФ РФ контр-адмирал Владимир Тряпичников заявил с нотками сомнения в окончательной победе: «На сегодня окончательно вопрос (по второй тройке фрегатов 11356 — „СП“) не решен… Окончательно будет решен, скорее всего, к концу года».

Конец 2016-го никакой ясности не принес. Зато нынешним летом стало казаться, что победа в этом споре за флотскими. Во всяком случае, всего два месяца назад, в июне на Международном военно-морском салоне-2017 в Санкт-Петербурге заместитель главкома ВМФ по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук торжественно провозгласил: «Действительно, мы пошли навстречу нашим иностранным партнёрам (индийским ВМС — „СП“), желающим приобрести фрегаты проекта 11356. Однако уже заложенная на „Янтаре“ вторая тройка кораблей серии будет достроена и передана ВМФ России».

Но буквально тут же Бурсук получил внятный сигнал: флотские начальники могут болтать о чем угодно, но решать судьбы лакомых фрегатов не им. 30 июня пресс-служба Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России) как ни в чем ни бывало заявила ТАСС, что Индия уже даже определилась со своей верфью, где будут достраивать наши «Буревестники» — «Гоа шипъярд».

И вот, кажется, окончательный приговор. На днях, 23 августа, вице-президент Объединенной судостроительной корпорации по военному кораблестроению Игорь Пономарев в ходе международного военно-технического форума «Армия-2017» объявил компромиссное решение: «Два корабля построят для индийской стороны, а для ВМФ России достроят один фрегат — с новыми газотурбинными двигателями».

По логике, нам достанется «Адмирал Бутаков», чья техническая готовность повыше прочих. Естественно, хочется спросить: если Рыбинск в 2018 году начинает серийное производство новых двигателей — почему бы не оснастить ими и два оставшихся в Калининграде «Буревестника»? Ответ, полагаю, таков: в таких же двигателях не менее остро нуждается и другая серия фрегатов — проекта 22350, которые строит «Северная верфь» в Питере. Эти корабли существенно мощнее «Буревестников», в них флот нуждается даже еще больше, чем в проекте 11356. Таких фрегатов для Северного и Тихоокеанского флотов вначале собирались построить пятнадцать. Потом планы ужали до восьми.

Но на беду и на проекте 22350 конструкторами предусмотрены украинские двигатели, которых теперь нет. Поэтому и на «Северной верфи» дело давно стоит. Двигателями из Николаева успели оснастить только «Адмирала Горшкова» и «Адмирала Касатонова». И склады опустели. Поэтому штучная, очень сложная и дорогая продукция НПО «Сатурн» в первую очередь пойдет на «Северную верфь». А что касается спорных калининградских фрегатов проекта 11356 — крошки с барского стола обломятся лишь «Адмиралу Бутакову».

Таким образом, счет в многомесячной схватке чиновников и адмиралов за оставшуюся тройку «Буревестников» 2−1 не в пользу военных. И вместо шести новеньких фрегатов Черноморский флот в лучшем случае получит только четыре. Чего для полноценного восполнения потерь 30-й дивизии противолодочных кораблей точно совершенно недостаточно. В лучшем случае удастся сформировать худосочную бригаду.

Что еще из этого следует? Что черноморцы в обозримой перспективе не получат достаточного числа ракет «Калибр», без которых, как показала операция в Сирии, на Ближнем Востоке и в Средиземном море нам не обойтись. Ведь четыре «Буревестника» — это всего 32 пусковые установки для этих крылатых ракет. Чтобы угробить несколько объектов террористов в какой-нибудь полудикой стране этого, наверное, достаточно. А вот создать полновесную угрозу 6-му флоту США и его союзникам по НАТО, не покидающим не только Восточное Средиземноморье, но и практически постоянно крейсерующих в Черном море, — маловато будет. Даже с учетом формирующейся в Новороссийске бригады новеньких российских дизель-электрических подводных лодок проекта 636.3 «Варшавянка». Потому что шесть вошедших в бригаду «Варшавянок» — это еще в лучшем случае 24 ракеты «Калибр». Выходит, на сегодня суммарный залп всего Черноморского флота даже при идеальных обстоятельствах составит всего 56 высокоточных крылатых ракет. Но, допустим, на каждом американском ракетном крейсере типа «Тикондерога» по 122 пусковых ячейки SM-1 для ближайших аналогов наших «Калибров» — знаменитых «Томагавков». А на каждой модернизированной атомной подводной лодки ВМС США типа «Огайо» вообще умопомрачительный арсенал — по 154 крылатые ракеты BGM-109 «Томагавк». Вот и прикидывайте вместе с обобранным чиновниками адмиралом Витко…

Очень может быть, что у нас слишком мало времени, чтобы существенно изменить этот тревожный баланс на южном стратегическом направлении. Но что-то делать ведь нужно? Полагаю, именно этим вызвано намерение Минобороны всемерно ускорить строительство в Зеленограде малых ракетных кораблей «Каракурт». По водоизмещению они минимум вчетверо меньше фрегатов проекта 11356. Примерно во столько же раз дешевле. Имеют приличную мореходность. А «Калибров» будут нести ровно столько же — по восемь.

Пока в России спущен на воду только один такой малый ракетный корабль — «Ураган» для Северного флота. Но не в Зеленодольске, а на судостроительном заводе «Пелла» под Санкт-Петербургом. По плану моряки должны были получить «Ураган» до конца нынешнего года. Но в мае было объявлено, что работа над этим кораблем затянется, как минимум, на год. То есть — практически до 2019 года.

Скорее всего, такая же участь ожидала бы и МРК «Муссон» и «Пассат», которые с 2016 года одновременно возводят для Черноморского флота в Зеленодольске. Сдать их флоту должны были в 2018 году. Однако после решения все же продать пару калининградских фрегатов Индии ситуация снова изменилась. И достройку «Муссона» и «Пассата», как следует из итогов визита замминистра обороны Борисова на завод, решено форсировать. Потому что без дополнительных ракет «Калибр» в Черном и в Средиземном морях нам приходится все трудней.


Справка «СП»

МРК проекта 22800 имеют водоизмещение около 800 тонн и способны развивать скорость свыше 30 узлов. Среди преимуществ этих кораблей — высокая маневренность, повышенная мореходность, а также архитектура надстроек и корпуса, выполненная по технологиям с пониженным отражающим эффектом. «Каракурты» смогут выполнять задачи в морской зоне на удалении от баз около 3000 миль. Их вооружат ударным ракетным комплексом «Калибр-НК» (по восемь пусковых установок), артиллерийской установкой калибра 76 мм или 100 мм, а также зенитным ракетно-пушечным комплексом «Панцирь-М». Правда, испытания «Панциря-М» не завершены. Поэтому первые два корабля («Ураган» и «Тайфун» ВМФ получат без этого оружия).


На днях состоялся весьма примечательный визит заместителя министра обороны РФ Юрия Борисова на Зеленодольский завод имени Горького в Татарстане. Тот самый завод, который сегодня спешно строит серию из пяти новейших малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт» для нашего ВМФ. И во время визита высокого гостя случилось по нынешним временам небывалое. В то время как строгие дяди и тети из Минфина из-за навязших в зубах трудностей с бюджетным финансированием безжалостно режут или откладывают «на потом» очень и очень многие программы перевооружения (все дальше и дальше за временной горизонт, к примеру, уплывают сроки начала серийного выпуска танков «Армата» и истребителей пятого поколения Су-57), Борисов и генеральный директор зеленодольцев Ринат Миниханов подписали соглашение о резком ускорение строительства «Каракуртов». Как принято с недавних пор говорить, сроки сдачи флоту первых малых ракетных кораблей проекта 22800 внезапно «сдвинули влево». Понятно, что это потребует дополнительной мобилизации и без того непрерывно сокращающихся финансовых ресурсов Министерства обороны России. Понятно, что проделать подобное возможно лишь за счет решительного сокращения каких-то иных очень важных программ военного ведомства. Не исключено — тех же «Арматы» и Су-57. Но раз на такой шаг генералы с адмиралами пошли, стало быть «Каракурты» им до зарезу нужны прямо завтра. А еще лучше бы — сегодня. Что же случилось? Чтобы попытаться поискать ответ на этот вопрос, предлагаю вспомнить очень непростую историю строительства совсем других кораблей — многоцелевых фрегатов проекта 11356 «Буревестник» дальней морской зоны на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде. Как известно, для ускоренного пополнения нашего сильно одряхлевшего флота, «Янтарю» давно заказана серия из шести таких кораблей. Все — для базирования в Севастополе, где от основы боевой мощи ЧФ — 30-й дивизии противолодочных кораблей — к концу прошлого десятилетия по большому счету остались только гвардейский ракетный крейсер «Москва», знамя да прославленное название. Первый фрегат — «Адмирал Григорович», был заложен на «Янтаре» в 2010 году. Следом — «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров». После долгих проволочек «Григорович» и «Эссен» были один за другим сданы ВМФ РФ и ушли к месту базирования в Черное море. По пути успев весьма эффективно поучаствовать в нашей операции в Сирии посредством своего главного оружия — высокоточных крылатых ракет большой дальности «Калибр». А потом принялись в режиме пожарной команды менять один другого на боевой службе в составе нашего постоянного оперативного соединения в Средиземном море. Больше некому, поскольку крейсер «Москва» давно исчерпал свой моторесурс и ожидает серьезного ремонта в Северодвинске. На каждом фрегате по восемь пусковых установок для «Калибров», следовательно, таков же и их боезапас. Третий «Буревестник» в серии — «Адмирал Макаров» (названный при рождении было «Адмиралом Колчаком», но быстренько переименованный еще до закладки на стапеле из-за неоднозначной роли Верховного правителя России в гражданской войне) - надолго застрял на государственных испытаниях на Балтике. Испытывая, как можно понять из скудных официальных сообщений, серьезные трудности со своим главным оружием противовоздушной обороны — зенитным ракетным комплексом «Штиль». Но понятно, что проблемы со «Штилем» скоро будут преодолены и «Макаров» тоже вот-вот отправится в межфлотский переход вокруг Европы к севастопольскому причалу. Только дальше над пополнением ЧФ сгустился сплошной туман. После начала известных событий вокруг Крыма украинское предприятие «Зоря-Машпроект» (город Николаев), десятилетиями монопольно снабжавшее газотурбинными двигателями почти все крупные надводные корабли сначала советского, а затем — российского флота, отказалось от выполнения уже оплаченных Москвой обязательств. Как результат — спущенный на воду в марте 2016 года корпус фрегата № 4 «Адмирал Бутаков» бессильно застыл в консервации у достроечной стенки «Янтаря». Заложенный в ноябре 2013-го фрегат № 5 «Адмирал Истомин» тоже достраивать не стали ввиду возникшей неопределенности. Как и фрегат № 6 «Адмирал Корнилов». Пошли активные разговоры, что недостроенная тройка достаточно мощных и сравнительно недорогих боевых единиц «адмиральской серии» будет продана Индии. А уж индийцы сами приобретут недостающие агрегаты в украинском Николаеве. Гости из Дели действительно зачастили на завод «Янтарь» и в Николаев, демонстрируя заинтересованность именно в таком развитии событий. Однако подобная перспектива вызвала активное неприятие у российских адмиралов. В феврале 2016 года командующий Черноморским флотом Александр Витко выступил весьма категорично: «Эти корабли должны быть достроены для Черноморского флота, нам они, конечно, нужны. Дело в том, что нам нужно обновить старый парк кораблей, некоторым из них по 40−50 лет, их цикл жизни закончился». Слова Витко имели под собой вполне твердую основу. Четырех лет вынужденной задержки с газотурбинными двигателями хватило рыбинским двигателестроителям из НПО «Сатурн» чтобы закрыть образовавшуюся технологическую брешь. Они сумели освоить новое для них производство и предложить флоту свои агрегаты. Даже более совершенные, чем старые украинские. Первый серийный корабельный двигатель для фрегатов «Сатурн» обещает изготовить уже в 2018 году. Так стоит ли огород городить, если до решения острейшей проблемы считанные месяцы? Но складывается впечатление, что идея получения твердой валютной выручки за недостроенные калининградские фрегаты уже прочно овладела чиновничьими умами в Москве и Калининграде. Всего через три месяца после своего ультиматума адмирал Витко через прессу получил очень категоричный публичный ответ от начальника отдела маркетинга «Янтаря» Ильи Пантелеева: «В общих чертах планы таковы: два фрегата мы достраиваем для них (для индийцев — „СП“) сами, плюс передаем один корпус с высокой степенью насыщения. Еще один корабль будет полностью строиться на индийской верфи под нашим техническим наблюдением». Наши военные, видимо, решили продолжать ожесточенное паркетное сражение за фрегаты. Отзвуки этой административной борьбы временами походили на бульдожье рычание под кремлевскими коврами. В июне 2016 года начальник управления кораблестроения ВМФ РФ контр-адмирал Владимир Тряпичников заявил с нотками сомнения в окончательной победе: «На сегодня окончательно вопрос (по второй тройке фрегатов 11356 — „СП“) не решен… Окончательно будет решен, скорее всего, к концу года». Конец 2016-го никакой ясности не принес. Зато нынешним летом стало казаться, что победа в этом споре за флотскими. Во всяком случае, всего два месяца назад, в июне на Международном военно-морском салоне-2017 в Санкт-Петербурге заместитель главкома ВМФ по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук торжественно провозгласил: «Действительно, мы пошли навстречу нашим иностранным партнёрам (индийским ВМС — „СП“), желающим приобрести фрегаты проекта 11356. Однако уже заложенная на „Янтаре“ вторая тройка кораблей серии будет достроена и передана ВМФ России». Но буквально тут же Бурсук получил внятный сигнал: флотские начальники могут болтать о чем угодно, но решать судьбы лакомых фрегатов не им. 30 июня пресс-служба Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России) как ни в чем ни бывало заявила ТАСС, что Индия уже даже определилась со своей верфью, где будут достраивать наши «Буревестники» — «Гоа шипъярд». И вот, кажется, окончательный приговор. На днях, 23 августа, вице-президент Объединенной судостроительной корпорации по военному кораблестроению Игорь Пономарев в ходе международного военно-технического форума «Армия-2017» объявил компромиссное решение: «Два корабля построят для индийской стороны, а для ВМФ России достроят один фрегат — с новыми газотурбинными двигателями». По логике, нам достанется «Адмирал Бутаков», чья техническая готовность повыше прочих. Естественно, хочется спросить: если Рыбинск в 2018 году начинает серийное производство новых двигателей — почему бы не оснастить ими и два оставшихся в Калининграде «Буревестника»? Ответ, полагаю, таков: в таких же двигателях не менее остро нуждается и другая серия фрегатов — проекта 22350, которые строит «Северная верфь» в Питере. Эти корабли существенно мощнее «Буревестников», в них флот нуждается даже еще больше, чем в проекте 11356. Таких фрегатов для Северного и Тихоокеанского флотов вначале собирались построить пятнадцать. Потом планы ужали до восьми. Но на беду и на проекте 22350 конструкторами предусмотрены украинские двигатели, которых теперь нет. Поэтому и на «Северной верфи» дело давно стоит. Двигателями из Николаева успели оснастить только «Адмирала Горшкова» и «Адмирала Касатонова». И склады опустели. Поэтому штучная, очень сложная и дорогая продукция НПО «Сатурн» в первую очередь пойдет на «Северную верфь». А что касается спорных калининградских фрегатов проекта 11356 — крошки с барского стола обломятся лишь «Адмиралу Бутакову». Таким образом, счет в многомесячной схватке чиновников и адмиралов за оставшуюся тройку «Буревестников» 2−1 не в пользу военных. И вместо шести новеньких фрегатов Черноморский флот в лучшем случае получит только четыре. Чего для полноценного восполнения потерь 30-й дивизии противолодочных кораблей точно совершенно недостаточно. В лучшем случае удастся сформировать худосочную бригаду. Что еще из этого следует? Что черноморцы в обозримой перспективе не получат достаточного числа ракет «Калибр», без которых, как показала операция в Сирии, на Ближнем Востоке и в Средиземном море нам не обойтись. Ведь четыре «Буревестника» — это всего 32 пусковые установки для этих крылатых ракет. Чтобы угробить несколько объектов террористов в какой-нибудь полудикой стране этого, наверное, достаточно. А вот создать полновесную угрозу 6-му флоту США и его союзникам по НАТО, не покидающим не только Восточное Средиземноморье, но и практически постоянно крейсерующих в Черном море, — маловато будет. Даже с учетом формирующейся в Новороссийске бригады новеньких российских
Новости дня / ДНР и ЛНР / Спорт / Здоровье / Видео / Россия / Ростов-на-Дону / Технологии / Политика / Мероприятия / Фото репортаж 09:55 Воскресенье 0 14 948 Автодилеры попросили Минпромторг отложить повышение цен на иномарки Фото Andrew Akabane | Unsplash Ассоциация "Российские автодилеры" (РоАД) обратилась к министру торговли и промышленности Антону Алиханову с просьбой отложить намеченное на 1 октября

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl