Деградация ВМС ярко характеризует наплевательское отношение Варшавы к социалистическому наследству
Польша после вывода из строя большой дизель-электрической субмарины Orzel («Орел») полностью лишилась подводного флота. На Orzel, построенной по советскому проекту 877Э «Палтус», случился пожар. Как сообщают местные СМИ, инцидент произошел в ночь на 28 сентября, однако о его факте стало известно только спустя месяц. Все это время Минобороны страны скрывало данные о происшествии.
«Пожар возник ночью при проведении работ в выгородке аккумуляторной батареи с участием нескольких рабочих. Сведения о масштабе возгорания и ущербе противоречивы, но сообщается, что для ликвидации пожара были вызваны не только заводские, но и городские и военные пожарные расчеты, а также подняты наряды военной жандармерии», — уточняет неофициальный блог Центра стратегий анализа и технологий (ЦАСТ).
Во время пожара на субмарине находились четыре члена экипажа. О масштабе пожара и техническом состоянии субмарины ничего неизвестно. Но, судя по всему, и до инцидента Orzel испытывала серьезные проблемы. С февраля 2014 года Orzel стоит на причале судостроительно-судоремонтного предприятия Stocznia Marynarki Wojennej SA в Гдыне.
«Вечная» стоянка
Минобороны Польши собиралось провести ремонт подлодки в течение девяти месяцев, однако нехватка средств похоронила подобные планы. Первоначальный расчет делался на то, что Orzel должна остаться в строю до 2025 года. К этому времени Варшава надеялась получить две из трех запланированных к постройке неатомных подлодок в рамках программы Orca.
В тендере по программе Orca, как утверждает ЦАСТ, принимают участие три западноевропейских компании: французская Naval Group (c проектом Scorpene). германская TKMS (с модифицированном проектом 212А) и шведская Saab AB (с перспективным проектом А26).
В середине мая 2017 года замминистра обороны Польши Бартош Ковнацки посетил Германию и Швецию с целью оценить перспективы закупки субмарин. Варшава собирается выбрать подрядчика, который обеспечит участие в проекте национальной промышленности и реализацию «компенсационных соглашений».
Три новых подлодки должны заменить средние дизель-электрические субмарины немецко-норвежского проекта Kobben, выпущенных в 1960-е годы. Четыре поддержанных подлодки были переданы Варшаве в первой половине 2000 годов. Речь идёт о субмаринах ORP Sokól («Сокол») ORP Sep («Гриф») ORP Bielik («Орлан»), ORP Kondor («Кондор»).
В настоящее время все машины проекта Kobben находятся в неудовлетворительном техническом состоянии и подлежат списанию. Orzel является самой молодой подлодкой польских ВМС. Субмарина была построена на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде под шифром Б-351 и введена в строй 29 апреля 1986 года. Автором проекта является Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин».
Согласно сообщениям в СМИ, Orzel активно участвовала в учениях в 1990-е годы, но в 2000-е годы частота выходов в море заметно уменьшилась. В 2010 году подлодку захотели приобрести США для использования ее в учебно-тренировочных целях. В 2014 году после постановки на причал на субмарине должны были отремонтировать корпус, выдвижные устройства и другие механизмы.
Развал польского подводного флота красноречиво характеризует ситуация на судоремонтном заводе Stocznia Marynarki Wojennej SA. С 2009 года предприятие является банкротом. В мае 2017 года этот актив на аукционе приобрело подразделение Stocznia Wojenna оборонного концерна Polska Grupa Zbrojeniowa (PGZ),.
Из производителя в рынок сбыта
Тревогу по поводу катастрофического положения ВМС Польши местные СМИ забили в 2015 году. Со ссылкой на секретный доклад Минобороны для парламентской комиссии издание Gazeta Wyborcza сообщило о скором устаревании всех кораблей и субмарин из-за дефицита средств. С начала 1990-х годов ВМС не получили ни одного нового судна, а столь необходимые флоту деньги ушли на покупку американских истребителей F-16.
По состоянию на 2015 год польский флот насчитывал 41 корабль, включая два больших ракетных фрегата, три малых ракетных корабля, корвет и пять подлодок. Почти все корабли были выпущены в 1960-е годы и 1980-е годы. Минобороны Польши прогнозировало, что к 2022 году ВМС страны фактически перестанут существовать из-за окончания срока эксплуатации двух ракетных фрегатов, двух ракетных кораблей и четырех субмарин проекта Kobben.
За годы освобождения от «коммунистической оккупации» Польша из производителя морской техники превратилась в рынок сбыта западного хлама. Например, фрегаты «Генерал Казимир Пулавский» и «Генерал Тадеуш Костюшко»» были произведены в США в 1980-е годы. Относительно новыми являются катера проекта 660, которые вошли в состав ВМС в первой половине 1990-х годов.
В социалистический период Польша получала лучшие на тот момент корабли из СССР и сама производила морскую технику хоть и по советским технологиям. Часть выпущенных на польских верфях кораблей по-прежнему стоят на вооружении ВМФ нашей страны.
Так, заводы в Гданьске специализировались на строительстве больших десантных кораблей (БДК) для нужд советского флота. Сегодня в состав Северного флота входят четыре БДК проекта 775, в состав Тихоокеанского — три БДК, в состав Балтийского флота — четыре БДК, в состав Черноморского флота — четыре БДК.
Конечно, будет неправильным вешать на современную Польшу ярлык неудачницы. Варшава в отличие от многих восточноевропейских республик и России относительно легко пережила трансформацию экономики. В 2004 году Польша вошла в ЕС на правах достаточно влиятельного игрока, сохранив хороший потенциал в машиностроительной отрасли.
В новых геополитических реалиях, несмотря на раздуваемую русофобию, Варшаве не было смысла тратить огромные средства на содержание армии. Тем более, «российскую агрессию» польская элита ждет с суши, а не с моря. Исчезновение флота вряд ли серьезно повлияет на обороноспособность страны, поэтому наблюдаемая деградация — вполне закономерный процесс.
Однако ситуация в ВМС отражает в целом наплевательское отношение руководства Польши к социалистическому наследству. Варшаву, которая так привыкла гордиться воинскими традициями, почему-то не смущает роль покупателя кораблей, а не флагмана судостроения.