О том, что у Казахстана и США в обход России сложились весьма трогательные и глубокие отношения, писали уже не раз. В том числе и о том, что престарелый и бессменный (руководит республикой дольше всех своих коллег по СНГ — 29 лет) казахстанский «отец нации» (один из официальных титулов) Нурсултан Назарбаев стал первым среднеазиатским лидером, удостоенным аудиенции Дональда Трампа.
В ходе которой он верноподданически предложил американскому лидеру возродить формат «5+1?, то есть постсоветские азиатские республики и США, и, естественно, минус Россия. А, соответственно, вернуть Вашингтон, несколько подрастерявший влияние в регионе после не совсем удачных киргизской и узбекской авантюр, в эту стратегическую часть постсоветского пространства. Естественно, в роли арбитра и вершителя геополитических судеб — на меньшее США никогда не согласятся.
Прямо как Россия
Суть да дело, а воодушевленный после состоявшегося визита за океан, получив похвалу от Трампа за «отличную работу» и «фантастические успехи», Назарбаев пропустил через республиканский сенат ратификацию договора об использовании американцами двух казахстанских портов на Каспии — Актау и Курык — для транзита грузов для военного контингента США в Афганистане. Что, конечно, вызвало вполне себе ожидаемую реакцию по большей части в России, которая в условиях достаточно непростых отношений с возглавляемым США совокупным Западом получила в своем южном «мягком подбрюшьи» американских военных.
«Речь идет о коммерческом железнодорожном транзите американских нелетальных грузов через территорию Казахстана для продолжения весьма необходимых для международного сообщества операций в поддержку правительства Афганистана», — попытался подсластить горькую пилюлю казахстанский МИД. — «Аналогичный транзит раньше обеспечивался и российской стороной. С 2010 по 2015 год транзит именно этих же грузов шел через территорию России, Казахстана и Узбекистана согласно условиям Северной распределительной сети (СРС).»
«Казахстанско-американское соглашение об обеспечении указанного коммерческого ж/д транзита через территорию Казахстана, подписанное в 2010 году, предусматривает те же самые условия, которые действовали в российско-американском соглашении… Мы только дополнили перечень пунктов пропуска портами Актау и Курык… Речь не идет о размещении американских военных баз или военных баз другого иностранного государства на Каспии.»
Безусловно, такие умиротворяющие Москву интонации были необходимы Астане, особенно в преддверии саммита по Каспию, а точнее — по разделу оного. А вдруг Россия станет в позу и соглашение сорвется? Не встала, не сорвалось, но осадочек остался. Потому как в самой России, едва стало известно о планах властей о транзите грузов для американской армии через всю страну, с перевалочной базой в Ульяновске, многие были против. Сейчас на дворе уже не 2010-й год, и геополитическая обстановка, мягко говоря, давно не та. А посему и аргументы в духе «мы как Россия» звучат не очень убедительно. И уж точно неискренне.
Впрочем, Казахстан подобные мелочи не напрягают, тем более, когда саммит прошел, и все документы подписаны. Теперь можно расслабиться, причем настолько, что в ответ на очередные американские санкции против России во всеуслышание заявить, что получили гарантии из Вашингтона, что свою родную степную страну они даже боком не коснуться. Да, примерно так и сказали.
С такими друзьями…
«Я хотел бы подчеркнуть, у нас есть хороший диалог с нашими американскими партнерами с точки зрения того, чтобы санкции, которые вырабатываются, не затрагивали экономические интересы нашей страны», — заявил министр национальной экономики Казахстана (и ведь не врет формулировка, весь крупный бизнес в пока еще многонациональной стране находится сейчас в руках казахской этнократии) Тимур Сулейменов. — «Даже в процессе разработки и администрирования санкций они дали нам гарантию, что будут учитывать интересы нашей страны. С другой стороны, у нас хороший диалог с экономическим блоком российского правительства с точки зрения оценки, как это повлияет на Россию и каким образом сделать так, чтобы, опять же, не затронуть интересы Казахстана.»
Чудесная позиция, по-настоящему союзническая: мы консультируемся с жертвой нападения по поводу того, чтобы, когда ее станут бить, ненароком бы не «прилетело» и нам…
И ведь не зря мы попеняли режиму Назарбаева на союзничество: Казахстан состоит в большинстве стратегических и союзнических Москве блоков и организаций — СНГ, ЕАЭС, ОДКБ, ШОС. И благодаря России стал временным членом Совбеза ООН. Однако умудрился вести себя далеко не по союзнически и там, не поддержав, например, российскую резолюцию, осуждающую агрессивные действия Запада по отношению к Сирии.
Да и в остальных критических для новейшей истории моментах Астана, скажем так, не подставляла Москве плечо. Так, представитель Казахстана в ОДКБ устроил представителю Армении, заявившему, что все страны-члены этой организации, осуждают действия Турции, сбившей российский Су, форменную обструкцию. Мол, какое тот имел право говорить за всех, у нас собственное особое мнение по вопросу имеется. Чему уж удивляться, что после этого власти Усть-Каменогорска запретили местным русским общественникам провести митинг памяти погибшего российского пилота, впоследствии удостоенного звания героя России Олега Пешкова, который жил в этом городе и учился в местной школе…
Да и в остальном Казахстан как союзник России всегда выглядел очень странно: режим Назарбаева не признал Крым частью России, равно как раньше Абхазию и Южную Осетию, преследует и сажает на большие сроки собственных граждан, воевавших на стороне республик Донбасса, а также разгромил все существовавшие в республике внятные и крупные русские организации. При этом в стране идет «ползучая» дерусификация: к 2025 году планируется перевести «титульный» казахский язык на латиницу, пока же по недавнему распоряжению Назарбаева все заседания органов власти должны проходить исключительно на казахском языке.
При этом в стране преуспели в борьбе с русскими топонимами, переименовав 60% из них на казахский лад. Так, своих исторических названий несколько лет назад лишились города Семипалатинск и Гурьев, превратившись в Семей и Аратау. И вот совсем недавно Лебяжинский и Качирский районы Павлодарской области были переименованы в Аккулинский и Теренкольский, дабы ласкать слух властных потомков кочевников.
Таким образом, выходит, что если режим Назарбаева и является чьим-то союзником, то точно не России. И, судя по последним телодвижениям Астаны, скорее всего, США. Тем более что у американцев есть замечательный аргумент, которым можно пользоваться как цирковым бичом укротителя, добиваясь лояльности Казахстана тогда, когда это нужно.
На ниточках
Так, на территории США после иска одного молдавского бизнесмена, обвинившего Астану в рейдерском захвате его активов на сумму 4 млрд долларов, были, в свою очередь, заморожены активы Суверенного фонда Казахстана в размере 22 млрд долларов — сумму, составляющую 17% ВВП этой азиатской страны. Плюс по этому же иску были заморожены акции этого же фонда на сумму в 5,2 миллиарда долларов, размещенные в голландском предприятии KMG Kashagan BV, а также в 33 шведских компаниях на общую сумму в 100 миллионов долларов…
А еще в партнерском евро-Брюсселе представителей казахской оппозиции собрал вокруг себя экс-премьер Казахстана, некогда оппонент Назарбаева на выборах 1998 года, Акежан Кажегельдин. Который сразу же после неудачных выборов покинул страну и не был в ней 20 лет. Дабы не разделить участь других оппонентов Назарбаева, например пророссийского Тохтара Тулешова, которого приговорили к 21 году заключения за «госизмену». Внезапно возникший из небытия Кажегельдин собрал форум «Новый Казахстан», пока еще недостаточно представительный — гостей приехало немного. Но это пока. И нужно думать, что карту Кажагельдина Запад вынул не случайно, чтобы напомнить Назарбаеву об участи Шеварднадзе, Мубарака, Януковича.
Между тем Россия ни разу полноценно не выступила в поддержку русских Казахстана, которые, даже несмотря постоянно растущие темпы иммиграции, составляет более 19% населения республики (по официальным данным, только за первое полугодие 2018-го из страны выехало 17 тысяч человек — на две тысячи больше, чем в прошлом году. Сколько из них русских, не сообщается, но если анализировать данные последних лет, то можно предположить, что большинство). И не напомнила соседям, заразившимся страстью к переименованиям, что благодаря большевистским экспериментам их нынешнее национальное государство расположилось и на исторических русских землях, таких как Семириечье, Рудный Алтай и Южная Сибирь.
Благодаря подобной отстраненности люди продолжают уезжать. И стали возможны такие уголовные дела, как дело Александра Кузнецова, который отдыхал в алма-атинском баре «Чукотка», когда к нему подошли две пьяных казахов и стали затевать конфликт. В итоге, когда один из скандалистов бросился на него с ножом, дюжий парень ударил его, тот неудачно упал, ударился головой и скончался. Вокруг этого инцидента благоразумно не раздували национальную подоплеку, но все-таки напрашивается предположение: если бы нападавшими были русские, а оборонявшимся — казах, исход уголовного дела и последовавшего за ним судебного процесса мог быть иным. Но тут русскому парню за самооборону дали семь лет тюрьмы. Что стопроцентно напоминает классический апартеид, где белого за убийство черного пожурят, белого за убийство белого посадят, а вот черного за убийство белого, даже непреднамеренное, на сто процентов линчуют…
Кузнецов отсидел три года, после чего его выпустили, заменив не отсиженный срок штрафом, но когда вознамерились дело переиграть и посадить заново, он просто воспользовался моментом и нелегально покинул Казахстан. И не факт, что уехал в Россию, которая любит партнерствовать и выдавать соседям людей по первому же запросу, не разбираясь в особенностях дела, как это не раз было с русскими ополченцами Донбасса — гражданами Украины.
Пока молчит официальная Россия, такое возможно не только в Казахстане, но и на других осколках Русского мира. Пока официальная Россия не ощущает себя защитницей русских по всей земле, подобные инциденты будут продолжать происходить. И их будет больше. И не надо тогда удивляться ножу в спину — что хотели, то и получили.