Авиакомпания «Сибирь», она же S7, предрекает крах российских авиаперевозок. Мы разбирались, действительно ли с 1 января 2020 года летать в России станет невозможно.
Вслед за продуктами
Удивительный все-таки у нас год выдался! Едва ли не каждый месяц, а по осени и того чаще какая-нибудь отрасль выдает апокалиптические предсказания о том, что все пропало. Мясники, молочники, хлебопеки, строители, нефтяники – все через СМИ сообщают народу, как и почему подорожает их продукция в самые ближайшие месяцы. Ненавязчиво также намекая, что если будут даны такие-то преференции, сняты такие-то ограничения, то коллапса, так и быть, с некоторой вероятностью удастся избежать.
Сегодня – авиаперевозчики. Гром грянул в новосибирском аэропорту Толмачево, в эпицентре деятельности авиакомпании «Сибирь», более известной по бренду S7. Положение «Сибири» в российском небе чем-то напоминает позиции «Альфа-банка» в финансовом секторе: крупнейший частный игрок на подминаемом под государство рынке, осторожная стратегия, умение выживать там, где гибнут более амбициозные конкуренты.
И если тревогу бьет такая компания – к этому как минимум стоит прислушаться. Но трезво, без паники.
По ту сторону окошка
Вам приходилось бронировать и покупать авиабилеты? Вряд ли вы задумывались, какая могучая сила стоит за симпатичной девушкой в «окошке» или несколькими интернет-страницами с вводом паспортных данных, данных кредитки, выбора мест. Сила эта называется «провайдер системы бронирования», в России она получает примерно 100 рублей с оформления каждого сегмента перелета каждого пассажира – 10 миллиардов рублей в год (в 2017 году россияне совершили 105 млн перелетов). Провайдер этот всегда независим от авиакомпании и находится с ней в договорных отношениях.
Крупнейшие российские перевозчики пользуются услугами глобальных игроков этого рынка, так как отечественные конкуренты просто не имеют достаточного функционала, способного обеспечить бесперебойную работу систем в рамках международных авиаальянсов. Ведь, скажем, «Аэрофлот» летает не сам по себе, как Карлсон, а входит в состав мощного альянса Sky Team; та же «Сибирь» подчиняется правилам альянса Oneworld. Отечественные «Сирена-трэвел» и Национальная система бронирования не могут работать по этим правилам, так что их клиентами являются игроки помельче (крупнейший – UTair), в международные альянсы не входящие.
Так что как бы государственный «Аэрофлот» пользуется услугами провайдера Sabre (США), его дочка «Победа», изображающая из себя лоукостера, работает с Navitair из тех же США. «Сибирь» переходит от швейцарской SITA к испанской Amadeus, которую уже давно выбрали «Уральские авиалинии». Остальные в большинстве своем работают с «Сиреной-трэвел», а новый, агрессивный игрок рынка «Азимут» выбрал Национальную систему бронирования (НСБ), одно название которой также указывает на большие планы владельцев (это совместный проект «Ростеха» и аэропорта «Внуково»).
Успеют или нет?
Теперь, кратко обрисовав ситуацию, можно перейти к проблеме. Минтранс России разработал новые «Требования к автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок» – этот проект документа проходит сейчас обсуждение в профессиональной среде. И именно он вынудил представителей «Сибири» сперва обратиться с письмом в Минтранс, а через три месяца обеспечить утечку информации о нем в газету «Ведомости», чтобы там появился алармистский заголовок об «угрозе остановки работы российских авиакомпаний». Судя по всему, конструктивной реакции на свое письмо «Сибирь» не дождалась.
Все дело в пункте, который требует перевода серверов и баз данных провайдеров на территорию России, а также оформления провайдеров в качестве российских юридических лиц. И то, и другое, впрочем, касается только внутрироссийских рейсов, однако понятно, что пользоваться услугами разных организаций для оформления внутренних и внешних перелетов не слишком удобно.
Новая норма должна вступить в силу 1 января 2020 года – через 14 с небольшим месяцев. При этом, повторимся, отечественные провайдеры чисто технически не готовы работать в международных альянсах.
Генеральный директор «Сибири» Владимир Объедков в июле 2018 года предупредил Минтранс о том, что вступление в силу новых «Требований» либо заставит авиакомпании просто прекратить свою деятельность, либо вынудит их сильно поднять цены из-за затрат на смену систем бронирования, причем едва ли эти системы прямо с 1 января 2020 года заработают в бесперебойном режиме.
В свою очередь «Сирена» и НСБ, главные бенефициары новых правил, уверены, что за год смогут адаптироваться к международным требованиям – лишь бы документ поскорее приняли и можно было взяться за работу. Сложно оценить, кто тут прав, наш опыт технологического импортозамещения пока слишком мал. Скажем, стандарт банковских пластиковых карт «Мир» удалось разработать и внедрить в весьма сжатые сроки, но функциональность их так и осталась ограниченной – «Мир» не работает в зарубежных интернет-магазинах, не привязывается к глобальным платежным системам.
Но зачем вообще уходить от хорошо зарекомендовавших себя провайдеров?
Шаг назад, два вперед
Необходимость разработки новых правил с их «импортозамещением» была прямо продиктована еще Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 242-ФЗ, предписывающем хранить персональные данные граждан России только на территории нашей страны. Покупая билет на самолет, мы предоставляем немалый объем этих данных, и факт обработки их за рубежом должен был стать очевидным правонарушением. Однако в сентябре 2015 года системы бронирования вывели из-под действия закона – и «Ростех» приостановил разработку отечественной альтернативы, хотя работы над НСБ шли еще с мирного 2012 года.
И вот теперь правительство вернулось к старой идее. Теперь нам надо как-то «импортозамещать» Sabre и Amadeus. У такого замещения есть два пути: либо глобальные игроки открывают свои отделения в России, как это делают, например, банки, либо же просто теряют российских клиентов, которые уйдут к «Сирене» и НСБ. Вторая, собственно, и создавалась как будто специально под новые правила, но если в 2012-2015 годах за три года не удалось хотя бы запустить систему, кто даст гарантию, что она заработает по всем правилам через год?
Интересно, что тревогу бьет только «Сибирь» – остальные авиакомпании предпочитают не обострять отношения с правительством. Возможно, это связано с тем, что сибиряки только что вложились в смену провайдера и очень не хотят нести подобные расходы снова. Но создается ощущение, что они скорее хотят надавить на Минтранс через прессу, чем реально верят в собственные угрозы.
Деньги – в Россию
Глава главного конкурента НСБ, ЗАО «Сирена-Трэвел» Михаил Баскаков говорил год назад:
«Сложно объяснить «Аэрофлоту», что он должен потерять немалые деньги, сломать половину технологий, разучиться зарабатывать и вместо премиальной компании стать уездным перевозчиком, используя нефункциональную для него систему.»
Сейчас «Аэрофлот» отказывается от комментариев – как видно, что-то ему все-таки объяснили. Тем более что объяснение этого для национального перевозчика – простое и естественное. Просто для понимания надо отвлечься от ведомственных интересов и посмотреть на проблему с высоты полета на воздушном лайнере.
Если есть бизнес, дающий 10 миллиардов в год, и существует возможность перенести его в Россию, надо переносить – соображение, на наш взгляд, очевидное. Почему на факте перелета гражданки Ивановой из Новосибирска в Симферополь зарабатывают западные компании – не очень понятно, особенно учитывая, что страны, где эти компании зарегистрированы, наложили экономические санкции в том числе и на авиационную отрасль России (вспомните судьбу компании «Добролет»).
И вот исходя именно из этого постулата, следует строить все дальнейшие рассуждения. В «Сибири» опасаются, что «Ростех» не справится с задачей адаптации своей системы к требованиям международных альянсов, а также – это не сказано в письме, но подразумевается – получив доминирующее положение на рынке, начнет задирать цены.
И то, и другое – вполне возможно. Но это уже вопрос чисто административный – насколько эффективно государство контролирует государственную корпорацию.
Если есть определенный проект и на него выделены средства, значит должны быть персонально ответственные топ-менеджеры компании, причем по цепочке до самого верха. Не справился с государственным заказом адаптации системы к требованиям Sky Team и Oneworld – отставка, расследование и скажи спасибо, что на дворе вегетарианская эпоха.
То же относится к ценовому регулированию. Национальный оператор систем бронирования попадает под действие всех антимонопольных законов, и вопрос лишь в эффективности их применения. То есть проблема не в операторе, а в том, насколько вообще работает в России законодательство. Но это уже вопрос к совсем иным органам…
* * *
Новые правила будут введены в действие, несмотря на ужас ряда авиакомпаний. Возможны лишь определенные сдвиги по срокам, но поскольку речь идет о многолетних клиентских соглашениях, Минтранс, безусловно, обязан заблаговременно предупреждать отрасль о всех подобных решениях. Деньги от услуг бронирования, как и от других внутрироссийских операций, должны оставаться в России. А не в Испании, США, на Кипре или где-нибудь еще.