Турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган скоро приедет в Россию, чтобы встретиться с Владимиром Путиным. Официальная цель визита – вывод войск США из Сирии, но на деле речь может идти о конкретном предложении: Эрдогану нужен «зеленый свет» от Путина для операции в Манбидже и на востоке Евфрата.
В последнем выпуске программы «Внешний контур» было высказано предположение, что новая турецкая операция в Сирии требует одобрения Москвы. Не прошло и дня после этого прогноза, как Эрдоган объявил о внеплановом визите в Россию.
«Сегодня-завтра мои коллеги посетят Москву, обсудят происходящее в Сирии, а сразу после этого, как я предполагаю, у меня будут там переговоры с Путиным. Думаю, это будет встреча с глазу на глаз», — сказал президент Турции в беседе с журналистами.
Операция Эрдогана готова
Сегодня же турецкий президент заявил, что операция против курдских Отрядов народной самообороны (YPG) на востоке Евфрата уже готова. После того, как Дональд Трамп отдал приказ Пентагону вывести войска из Сирии, расположенные на подконтрольных YPG территориях, Эрдоган ускорил подготовку к наступлению. Вчера турецкая газета Yeni Safak сообщила, что около 8 тысяч бойцов вооруженных сил Турции (ВСТ) и их союзников из Свободной сирийской армии (ССА) сосредоточены в 12 км от Манбиджа. Уже готов план операции – турки будут перерезать пути сообщения Манбиджа с юга и пути снабжения между Алеппо и Тель-Рифаатом.
Еще две недели назад США развернули дюжину наблюдательных пунктов между позициями ВСТ и YPG, чтобы помешать столкновению между союзником по НАТО и главным союзником на земле в Сирии. На данный момент неясно, сохранились ли наблюдательные пункты, которые раньше удерживали Эрдогана от военной операции.
Планируя такой важный маневр, Эрдоган считает нужным проконсультироваться с Москвой. Ранее в сентябре он договорился с Владимиром Путиным о создании демилитаризованной зоны шириной в 20 км в Идлибе, откуда нужно вывести всех боевиков и тяжелую технику. Установление перемирия хоть и дало «свободу рук» Турции против курдов, но, тем не менее, как участник «астанинского треугольника» Эрдоган вынужден «сверить часы» с Путиным. Так произошло в начале года, когда турки штурмовали курдский Африн, такой же принцип работает и сейчас.
Трамп обнулил ставки
Эксперты считают, что уход США создаёт новые вызовы для российско-турецкого альянса, потому что усиливаются позиции Эрдогана. Руководитель политического направления Центра изучения современной Турции Юрий Мавашев полагает, что Трамп своим решением уравнивает позиции игроков, что грозит расколом коалиции Россия – Турция — Иран: «Во многом даже само заявление, не подкрепленное реальными делами, уже тасует ближневосточные и международные карты, делая неясным исход игры. Но ясно одно: каждый игрок будет воспринимать это как сигнал в свою пользу и может трактовать, соответственно, так, как ему выгодно. В этом смысле турецкие коллеги — не исключение. Вероятно, президент Эрдоган считает, что ставки в чём-то обнуляются, уточняются обстоятельства — участие США в сирийском конфликте, которые ранее было константой. Перед нами разбалансировка, своеобразный вакуум, заполнить который попытается и Анкара, коль скоро так много потеряла с 2011 года в Сирии. Можно даже перефразировать известное американское выражение о легендарном полковнике Кольте: «Бог создал людей сильными и слабыми. Сэмюэл Кольт сделал их равными». В данном случае Кольт это Трамп.»
Главный редактор издания «МК Турция» Яшар Ниязбаев считает, что Эрдоган летит в Москву с более сильными картами, чем до ухода США из Сирии.
«Видимо, Анкара, с одной стороны, хочет внести коррективы в свою пользу с учетом последних изменений. С другой стороны, Турция хочет координировать свои действия с Россией. И чтобы желаемые изменения не были восприняты болезненно со стороны Москвы, Эрдоган хочет лично убедить Путина, и убедится, что его идеи донесены», — заметил он.
Ниязбаев уверен, что до вывода американских контингентов между Анкарой и Вашингтоном существовало напряжение, и в такой ситуации Турции «очень была нужна» поддержка России: «Сейчас реалии изменились. Теперь у Турции больше возможностей торговаться за столом переговоров, чем это было ранее. Нет обид на США, нет желания найти поддержку на стороне. Турецкий президент всегда получает то, что хочет. Эрдоган теперь может представлять иную картину развития, нежели это было еще в сентябре. В Москве, если эта встреча состоится, будет иной Эрдоган с иными козырями.»
Манбидж на Идлиб: равноценный обмен?
Будут ли какие-либо конкретные предложения с турецкой стороны? Юрий Мавашев допускает обмен Идлиба на Манбидж: «Если предположить, что может стать предметом для переговоров Путина и Эрдогана, то это, скорее всего классический баш-на-баш: турки отдают Идлиб, русские — Манбидж. Не исключено также, что могут быть совместные войсковые операции, которые будут носить временный и ограниченный характер.»
Учитывая уязвимость Эрдогана перед возможной операцией Башара Асада при поддержке России и Ирана в Идлибе, которая грозит новыми беженцами в Турцию и потерей Анкарой влияния в этой провинции, турецкий президент будет искать взаимовыгодную сделку. Возможно, Путин и Эрдоган договорятся на такой вариант: ВСТ возьмут Манбидж, а Россия приступит к зачистке демилитаризованной зоны от боевиков из «Ан-Нусры» и «Хурас Ад-Дина» (запрещены в России), коль турки с этой задачей не справляются.
Каков бы ни был исход переговоров, Москва, очевидно, потребует от Анкары обязательств того, что после того, как Восток Евфрата будет очищен от YPG, эти территории будут переданы сирийцам. Если, конечно, курды не передадут добровольно и до наступления ВСТ контроль над своими территориями Асаду.