6 марта 2019 года в Госдуме состоялся правительственный час. Докладчиком выступал глава Минэкономразвития Максим Орешкин. В несколько туманной форме он рассказал о «приоритетах социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу» и о поддержке малого и среднего предпринимательства в рамках реализации национальных проектов.
Вероятно, речь и ответы на последующие вопросы были бы более предметными, если бы перед Орешкиным были не депутаты Госдумы, а члены правительства или руководство Администрации президента. Именно снисходительное отношение к Думе, исправно голосующей за все правительственные законопроекты, сыграло злую шутку с министром. Действительно, едва ли многие народные избранники всерьёз слушали проходную речь министра, но, к счастью, в нашем парламенте ещё есть неравнодушные люди.
Одним из них является спикер Госдумы Вячеслав Володин, который после завершения доклада попросил министра конкретизировать некоторые моменты, изложить не текущую обстановку, а ближайшие шаги – с цифрами и фактами, в первую очередь относительно направления средств в регионы и расходования этих средств. Максим Орешкин резонно ответил, что договоры заключены, средства направлены, но израсходованы менее чем на 10%, поскольку это требует прохождения определённых законом процедур.
Ответ Володина прозвучал более агрессивно, нежели логично: «Сегодня март. Мы говорим о том, что заключено где-то около 10% договоров, но средства не поступили. Нам необходимо строить разговор совершенно конкретный, исходя из задач выполнения национальных проектов помесячно». То есть в изложении Володина ситуация радикально отличалась от того, что говорил Орешкин: средства поступили, но пока не освоены.
И тут вступила тяжёлая артиллерия – Владимир Жириновский: «Это называется одним словом – саботаж. При Сталине в эти министерства направили бы комиссаров, при Брежневе – представителей Комитета госбезопасности. Может, нам найти более действенную форму контроля?»
Орешкин попытался занять оборону, напомнив, что обсуждаются две темы, и что он может ответить за каждую копейку, направленную в регионы на программы финансирования малого и среднего бизнеса, за каждую копейку, выделенную на увеличение производительности труда. А что касается исполнения национальных проектов, то глава Минэкономразвития просто не может отвечать за них в одиночку – «вопрос должен задаваться не только мне, а большему количеству членов правительства».
Этот ответ совершенно не удовлетворил Володина. В корректной форме он напомнил Орешкину, что «реализация послания президента требует более ответственного подхода и более конкретного разговора», и поскольку министр выступает перед парламентом лишь раз в год, разговор лучше перенести на «конец марта – начало апреля».
Ещё ни разу в этом веке министра не изгоняли – а выглядело это именно так – из Госдумы. И невозможно не сопоставить данный парламентский инцидент с тем, что лишь накануне Максим Орешкин отметил, что ему было бы «интересно» поработать президентом. Уж слишком похожи реплики Володина и Жириновского на показательную порку.
Вроде бы и ничего плохого не сказал Максим Орешкин, никак не обозначил свои амбиции, но всё же ему указали своё место. Нет сомнений, что назначение Орешкина вместо опального Алексея Улюкаева вызвало серьёзное раздражение у многих: на пост пришёл не просто молодой человек (а он, страшно сказать, 1982 года рождения), но человек из команды Силуанова – Набиуллиной – Кузьминова. Это существенно усилило финансово-монетаристский блок и изменило соотношение сил в правительстве. К тому же явное расположение к выдвиженцу, которое демонстрировал президент, тоже не могло не посеять зёрна ревности, особенно в среде силовиков, к которым близок нынешний спикер парламента.
Но на импровизацию сцена в парламенте всё же не походит. Декан факультета социологии и политологии Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов полагает, что Володин действовал по указанию сверху:
«На мой взгляд, если бы акция Вячеслава Володина была бы несанкционированной, то реакция и президента, и его пресс-секретаря была бы более жесткой. А Песков очень обтекаемо и аккуратно выразился, что это «рабочий процесс». Кроме того, такого рода конфликт был бы чреват неприятными последствиями не только для Орешкина, но и для Володина, поскольку власть не любит выносить какие-то противоречия в публичную сферу. Поэтому я думаю, что выпад Володина был согласован наверху, чтобы подыграть общественному мнению, которое обвиняет во всех проблемах представителей либерального социально-экономического блока, чтобы немножко выпустить общественный пар. Поэтому я, честно говоря, не вижу перспектив для дальнейшего обострения аппаратной ситуации. Судьба министров решается непосредственно президентом Российской Федерации, наверное, по согласованию с председателем правительства. Зная Володина, зная, что он при всех своих амбициях человек очень аккуратный и осторожный, я думаю, что без согласования наверху он вряд ли пошёл бы, так сказать, встык и стал прогонять министра с трибуны. Так что они – и Орешкин, и Володин – всё-таки разыграли имиджевую комбинацию.»
Лично Володин не в первый раз демонстрирует критическое отношение к министру Орешкину. В 2018 году он, поинтересовавшись, как в министерстве выбирают представителей малого бизнеса для участия в программах господдержки, прямым текстом пригрозил: «Мы за собой оставляем право… направить такую информацию в правоохранительные органы». И очень трудно поверить, что его новая атака на главу Минэкономразвития связана исключительно с содержанием доклада и нимало не отражает подспудную борьбу элит за контроль над процессом выбора преемника.
Что ж, сейчас всё зависит от Максима Станиславовича – как он воспримет полученный урок? Поймёт, что лучше «не высовываться» или, напротив, научится понемногу противостоять диктату молчаливого большинства? В первом случае он тихо доработает министерский строк, отправится куда-нибудь губернаторствовать, а потом осядет в Совете Федерации. Во втором – в нашей стране может стать одним ярким лидером больше.