Севморпуть стал полем боя. Пока – на газовом рынке - «Новости Дня» » Новости Дня Сегодня
Севморпуть стал полем боя. Пока – на газовом рынке - «Новости Дня» 00:00 Четверг 0 303
22-08-2019, 00:00

Севморпуть стал полем боя. Пока – на газовом рынке - «Новости Дня»


Севморпуть стал полем боя. Пока – на газовом рынке - «Новости Дня»

В то время как рынок сжиженного природного газа просел на 40%, американцы на нём несут убытки себе и партнёрам, а Россия наращивает поставки в Азию. Таким образом, Северный морской путь уже стал стратегически важной магистралью, где США терпят поражение.


Нет, это пока ещё не похоже на ледяной ад сражений вокруг северных конвоев времён Великой Отечественной войны. Вражеские самолёты не завывают надсадно моторами, заходя на топмачтовое бомбометание на сухогрузы. Подлодки не ползут в зелёной глубине, открывая люки торпедных аппаратов. Подорванные танкеры не горят, разламываясь пополам. И люди не тонут в ледяной воде, срок жизни в которой не превышает нескольких минут.


Тем не менее первую битву на Северном морском пути Россия у США уже выиграла.


Убытки и призрачная сатисфакция


Сегодня пришла информация: американский сжиженный природный газ, который США лихорадочно заталкивают на рынок Европы, приносит убытки. Прежде всего — его поставщикам, его перевозчикам и в конечном итоге его продавцам.


Так, по сообщению авторитетного ресурса EADaily, на рынке сжиженного природного газа (СПГ) произошло, как раньше говорили, затоваривание, а на корректно-вежливом языке — перенасыщение. Причин несколько, но основная в том, что США экспортируют свой СПГ, как подорванные, в условиях общего падения мировых цен на этот продукт. Скажем, к настоящему времени цены на газ в Европе снизились до 112 долларов за тысячу кубометров. Это делает убыточными поставки на этот рынок американского СПГ. Но в это же самое время американцы только повышают экспорт газа в Европу, и объёмы этого экспорта уже превышают показатели прошлого года!


В результате по итогам первого полугодия 2019 года об убытках в миллионы долларов заявили сразу несколько компаний, которые на собственных судах-газовозах везут американский газ в Европу.


«Первая половина 2019 года стала холодным душем для большинства участников рынка СПГ, кроме потребителей, которые выиграли на низких ценах. Они негативно сказались… так как излишки СПГ направлялись в Европу, сокращая расстояния, сроки фрахта и тарифы», — приводит портал слова руководителя одной из таких компаний.


Большие потери также у трейдеров. Даже такой (крупнейший в мире) поставщик СПГ, как знаменитая Shell, только во втором квартале нынешнего года потеряла по разделу «интегрированный газ» почти треть доходов по сравнению с первым кварталом. Это уже сотни миллионов долларов, точнее, $843 млн.


О снижении поступлений от торговли СПГ сообщают и другие трейдеры. Причём тоже примерно на треть. Но в то же время клиенты не могут отказаться от закупок, поскольку всё равно обязаны заплатить тариф за сжижение газа, а это не менее трети затрат на производство СПГ. Так что европейским партнёрам американских экспортёров остаётся только покупать убыточный газ в расчёте на то, что цены когда-нибудь поднимутся и покроют нынешние убытки.


Тем временем российский СПГ…


Примерно в эти же дни (точнее, неделю назад) прошла информация по результатам российского проекта «Ямал СПГ» за первое полугодие 2019 года. И оказалось, что, несмотря на снижение цен на газ, в Азии, кстати, тоже, и даже ещё более серьёзное, он показал хорошую рентабельность с «впечатляющей устойчивостью».


Согласно отчётности «Ямал СПГ», выручка проекта за первое полугодие «составила $2,3 млрд, а EBITDA — $1,9 млрд», что лишь на 5% меньше, чем во втором полугодии 2018 года, «хотя цены на газ за тот же период времени упали на 40-45%», указывает авторитетный портал ФИНАМ.


Что интересно, при этом русский производитель СПГ также увеличил поставки на 64% относительно предыдущего полугодия — до 9,1 млн тонн. Но, в отличие от положения дел у американских конкурентов, специалисты это называют «главным позитивным фактором».


Всего же по состоянию на 19 августа «Ямал СПГ» отгрузил двадцатый миллион тонн СПГ в 273-й партии с момента запуска первой очереди завода в декабре 2017 года.


И вот тут начинает проступать главное: продукцию заполярного предприятия к настоящему времени перевозят потребителям из порта Сабетта уже 11 газовозов ледового класса Arc7. А всего таких судов должно быть 15, в результате чего руководство компании НОВАТЭК (ведущий акционер ОАО «Ямал СПГ» с 50,1% акций) рассчитывает полностью закрыть потребности перевозки продукции завода мощностью 17,4 млн тонн в год.


И главным в этих обстоятельствах становится, конечно, Северный морской путь. Именно его мощное развитие позволило российскому СПГ мощным ударом раскрыть азиатские рынки. В том числе рынок крупнейшего импортёра СПГ в мире — Японии. Та в 2018 году закупила 82,5 млн тонн сжиженного газа.


И вот именно в Японию, в порт Тобата, в июне была поставлена первая партия российского СПГ по Северному морскому пути. А поскольку газовый терминал в порту Тобата имеет мощность 6,8 млн т/год, а неподалёку расположен ещё более мощный терминал Хибики с 7,5 млн т/год, то понятно, что «Ямал-СПГ» может спокойно работать себе только на потребности японского рынка. Чего, впрочем, делать, естественно, не будет.


И ключевая транспортная артерия здесь — Северный морской путь. Как пишут специализированные СМИ, компания НОВАТЭК собирается даже оптимизировать логистику по этому маршруту, построив перегрузочный комплекс СПГ в Бечевинской бухте возле Петропавловска-Камчатского. Тогда газ с танкеров большого ледового класса можно перегружать на суда более низкого класса, которые и подешевле, и могут более свободно расходиться по различным странам Азиатско-Тихоокеанского региона.


Где не забудем, кстати, всё выше и выше задирает свои потребности в СПГ Китай — 54 млн тонн импорта в 2018 году. И хотя азиатские спотовые рынки легли сегодня больше, нежели европейские, само по себе то, что страны АРТ потребляют 76% мирового экспорта сжиженного газа — 238,6 млн тонн, — является мощной гарантией российским продажам.


Но для этого должен быть гарантирован Севморпуть


Именно так. Вся эта логистика, все эти перспективы «висят» на одной ниточке — на Северном морском пути. И более, чем кто-либо другой, понимают это американцы. Неслучайно они сегодня так хлопочут словами и лицом, доходя вплоть до клоунских реприз про покупку Гренландии. Закрой они для нас СМП — и тот же рынок АТР будет открыт для американского СПГ. Хоть через Панамский канал, хоть с западного побережья.


Потому все американские эскапады последних нескольких лет против СМП — точнее, за то, чтобы он стал транспортным путём под международным контролем и управлением — объясняются именно интересами схожей, но другой аббревиатуры — СПГ. Мощности у США в этом секторе относительно небольшие — несколько более 80 млн тонн производством, но небольшие они относительно спроса. И если один только рынок Японии гарантирует загрузку нашего «Ямал-СПГ», то рынок всего азиатско-тихоокеанского пространства гарантирует безбедную жизнь Штатам.


А как добиваются Штаты себе безбедной жизни, мы все хорошо знаем. И потому держать в уме картинку происходившего во время северных конвоев в Великую Отечественную войну — вещь отнюдь не бесполезная.


Не потому ли на Чукотке сегодня снова могут приземляться наши стратегические бомбардировщики Ту-160 «Белый лебедь»?


В то время как рынок сжиженного природного газа просел на 40%, американцы на нём несут убытки себе и партнёрам, а Россия наращивает поставки в Азию. Таким образом, Северный морской путь уже стал стратегически важной магистралью, где США терпят поражение. Нет, это пока ещё не похоже на ледяной ад сражений вокруг северных конвоев времён Великой Отечественной войны. Вражеские самолёты не завывают надсадно моторами, заходя на топмачтовое бомбометание на сухогрузы. Подлодки не ползут в зелёной глубине, открывая люки торпедных аппаратов. Подорванные танкеры не горят, разламываясь пополам. И люди не тонут в ледяной воде, срок жизни в которой не превышает нескольких минут. Тем не менее первую битву на Северном морском пути Россия у США уже выиграла. Убытки и призрачная сатисфакция Сегодня пришла информация: американский сжиженный природный газ, который США лихорадочно заталкивают на рынок Европы, приносит убытки. Прежде всего — его поставщикам, его перевозчикам и в конечном итоге его продавцам. Так, по сообщению авторитетного ресурса EADaily, на рынке сжиженного природного газа (СПГ) произошло, как раньше говорили, затоваривание, а на корректно-вежливом языке — перенасыщение. Причин несколько, но основная в том, что США экспортируют свой СПГ, как подорванные, в условиях общего падения мировых цен на этот продукт. Скажем, к настоящему времени цены на газ в Европе снизились до 112 долларов за тысячу кубометров. Это делает убыточными поставки на этот рынок американского СПГ. Но в это же самое время американцы только повышают экспорт газа в Европу, и объёмы этого экспорта уже превышают показатели прошлого года! В результате по итогам первого полугодия 2019 года об убытках в миллионы долларов заявили сразу несколько компаний, которые на собственных судах-газовозах везут американский газ в Европу. «Первая половина 2019 года стала холодным душем для большинства участников рынка СПГ, кроме потребителей, которые выиграли на низких ценах. Они негативно сказались… так как излишки СПГ направлялись в Европу, сокращая расстояния, сроки фрахта и тарифы», — приводит портал слова руководителя одной из таких компаний. Большие потери также у трейдеров. Даже такой (крупнейший в мире) поставщик СПГ, как знаменитая Shell, только во втором квартале нынешнего года потеряла по разделу «интегрированный газ» почти треть доходов по сравнению с первым кварталом. Это уже сотни миллионов долларов, точнее, $843 млн. О снижении поступлений от торговли СПГ сообщают и другие трейдеры. Причём тоже примерно на треть. Но в то же время клиенты не могут отказаться от закупок, поскольку всё равно обязаны заплатить тариф за сжижение газа, а это не менее трети затрат на производство СПГ. Так что европейским партнёрам американских экспортёров остаётся только покупать убыточный газ в расчёте на то, что цены когда-нибудь поднимутся и покроют нынешние убытки. Тем временем российский СПГ… Примерно в эти же дни (точнее, неделю назад) прошла информация по результатам российского проекта «Ямал СПГ» за первое полугодие 2019 года. И оказалось, что, несмотря на снижение цен на газ, в Азии, кстати, тоже, и даже ещё более серьёзное, он показал хорошую рентабельность с «впечатляющей устойчивостью». Согласно отчётности «Ямал СПГ», выручка проекта за первое полугодие «составила $2,3 млрд, а EBITDA — $1,9 млрд», что лишь на 5% меньше, чем во втором полугодии 2018 года, «хотя цены на газ за тот же период времени упали на 40-45%», указывает авторитетный портал ФИНАМ. Что интересно, при этом русский производитель СПГ также увеличил поставки на 64% относительно предыдущего полугодия — до 9,1 млн тонн. Но, в отличие от положения дел у американских конкурентов, специалисты это называют «главным позитивным фактором». Всего же по состоянию на 19 августа «Ямал СПГ» отгрузил двадцатый миллион тонн СПГ в 273-й партии с момента запуска первой очереди завода в декабре 2017 года. И вот тут начинает проступать главное: продукцию заполярного предприятия к настоящему времени перевозят потребителям из порта Сабетта уже 11 газовозов ледового класса Arc7. А всего таких судов должно быть 15, в результате чего руководство компании НОВАТЭК (ведущий акционер ОАО «Ямал СПГ» с 50,1% акций) рассчитывает полностью закрыть потребности перевозки продукции завода мощностью 17,4 млн тонн в год. И главным в этих обстоятельствах становится, конечно, Северный морской путь. Именно его мощное развитие позволило российскому СПГ мощным ударом раскрыть азиатские рынки. В том числе рынок крупнейшего импортёра СПГ в мире — Японии. Та в 2018 году закупила 82,5 млн тонн сжиженного газа. И вот именно в Японию, в порт Тобата, в июне была поставлена первая партия российского СПГ по Северному морскому пути. А поскольку газовый терминал в порту Тобата имеет мощность 6,8 млн т/год, а неподалёку расположен ещё более мощный терминал Хибики с 7,5 млн т/год, то понятно, что «Ямал-СПГ» может спокойно работать себе только на потребности японского рынка. Чего, впрочем, делать, естественно, не будет. И ключевая транспортная артерия здесь — Северный морской путь. Как пишут специализированные СМИ, компания НОВАТЭК собирается даже оптимизировать логистику по этому маршруту, построив перегрузочный комплекс СПГ в Бечевинской бухте возле Петропавловска-Камчатского. Тогда газ с танкеров большого ледового класса можно перегружать на суда более низкого класса, которые и подешевле, и могут более свободно расходиться по различным странам Азиатско-Тихоокеанского региона. Где не забудем, кстати, всё выше и выше задирает свои потребности в СПГ Китай — 54 млн тонн импорта в 2018 году. И хотя азиатские спотовые рынки легли сегодня больше, нежели европейские, само по себе то, что страны АРТ потребляют 76% мирового экспорта сжиженного газа — 238,6 млн тонн, — является мощной гарантией российским продажам. Но для этого должен быть гарантирован Севморпуть Именно так. Вся эта логистика, все эти перспективы «висят» на одной ниточке — на Северном морском пути. И более, чем кто-либо другой, понимают это американцы. Неслучайно они сегодня так хлопочут словами и лицом, доходя вплоть до клоунских реприз про покупку Гренландии. Закрой они для нас СМП — и тот же рынок АТР будет открыт для американского СПГ. Хоть через Панамский канал, хоть с западного побережья. Потому все американские эскапады последних нескольких лет против СМП — точнее, за то, чтобы он стал транспортным путём под международным контролем и управлением — объясняются именно интересами схожей, но другой аббревиатуры — СПГ. Мощности у США в этом секторе относительно небольшие — несколько более 80 млн тонн производством, но небольшие они относительно спроса. И если один только рынок Японии гарантирует загрузку нашего «Ямал-СПГ», то рынок всего азиатско-тихоокеанского пространства гарантирует безбедную жизнь Штатам. А как добиваются Штаты себе безбедной жизни, мы все хорошо знаем. И потому держать в уме картинку происходившего во время северных конвоев в Великую Отечественную войну — вещь отнюдь не бесполезная. Не потому ли на Чукотке сегодня снова могут приземляться наши стратегические бомбардировщики Ту-160 «Белый лебедь»?

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl