Трагедия в Кемерово поразила не только масштабом халатности тех, по чьей вине погибли десятки людей, но и количеством запущенных слухов и фейков в обсуждении последствий. Пока вся страна находилась в шоке, многие популярные блогеры снимали и выкладывали в сеть ролики, речь в которых шла о невероятном количестве погибших при пожаре в торговом центре "Зимняя вишня". Но это лишь вершина айсберга. Очевидно, что не популярные видеоблогеры стали источником фейка. Самое интересное, как и благодаря кому эти вбросы появились в интернете.
Механизм распространения фейка
В суматохе сложно разобраться, кто первый пустил слух о том, что якобы в пожаре погибли сотни людей. Есть несколько зацепок.
Когда еще полыхало пламя, украинский пранкер Евгений Вольнов обзванивал городские морги, представляясь сотрудником МЧС, и говорил "ждать 300 трупов". Скорее всего, эта информация распространялась среди персонала больниц, затем трансформировалась из "ждите 300 трупов" в "привезли 300 трупов", то есть в свершившийся факт. Учитывая, как работает сарафанное радио в связке с "испорченным телефоном", можно предположить, что так все и было.
Именно больницы города, чей персонал воспринимался родственниками жертв трагедии и простыми обывателями как достоверный источник информации, и стали отправной точкой распространения слухов. При этом врачи зачастую не просто тиражировали слухи, но предоставляли от своего лица ту информацию, которую они сами уже в переработанном виде получали из социальных сетей.
Примером тому служит врач скорой помощи, который выступил на митинге горожан и уже через несколько часов стал звездой Twitter и "ВКонтакте": мол, не побоялся сказать, что "на самом деле" в городских моргах находятся 300 трупов. Как потом он признался, сам он прочитал об этом в соцсетях. То есть информация сделала круговорот: из слуха, передаваемого через сарафанное радио, перекочевала в социальные сети, а затем была подана "авторитетным источником".
Именно то, что люди в условиях недоверия к официальной информации питались различными слухами, и привело к широкому распространению фейка. Другой пример - Игорь Востриков, который потерял в пожаре троих детей и жену. Изначально на разошедшемся по социальным сетям видео он утверждал, что погибших гораздо больше - и тоже основывался только на том, что слышал от знакомых или видел в социальных сетях или мессенджерах.
Это базовый механизм распространения фейка путем его своеобразной редупликации и усиления "достоверности" высказываниями от "надежных источников".
По неподтвержденным данным есть мысли, что погибших как минимум в два раза больше
Смотреть со звуком pic.twitter.com/P9aXcOh9nE
— #MDK (@mudakoff) 26 марта 2018 г.
Особую роль в распространении основного фейка про 300 и более погибших сыграли несколько видео с записью проигрываемых из WhatsApp аудиосообщений, на которых люди рассказывают, сколько погибших "на самом деле". Эти вбросы появились не сразу, а на следующий день после трагедии, когда стала более-менее ясной картина произошедшего, имелись первые слухи, на которые можно было опереться, и в целом была готова почва для вброса.
На записи неназванные люди утверждают, что "закончились мешки для трупов", что "власти скрывают" и то, сколько автобусов детей на самом деле подвезли к торговому центру. Все это создает ужасающую картину произошедшего. Активно вбрасывались эти видео через тематические группы во "ВКонтакте", посвященные сбору информации о пожаре. Сейчас там уверяют, что было много дезинформации, на которую администраторы группы не повелись.
Однако в записях группы можно найти аудио о большом количестве погибших.
В основном такие фейки выкладывали с пустых аккаунтов или же с аккаунтов "спящих", которые заранее наполняются различным контентом для правдоподобности, а в нужный момент "активируются" для вброса. Подобный механизм применяется, очевидно, чтобы запутать объект атаки, не дать понять, кем и куда изначально было загружено видео, чтобы подтвердить его достоверность.
Проекты с массовой аудиторией, которые специализировались ранее на мемах и новостях про рэп, вдруг начали публиковать эти ролики, которые еще к тому же склеивали вместе, многократно усиливая эффект. Поток непроверенной информации в таком случае просто сбивал с ног доверчивого пользователя соцсетей. Сложно поверить в то, что все эти записи, похожие по формату и содержанию, не были спланированным вбросом - появились они примерно в одно и то же время (утро 26 марта по московскому времени), содержали в себе ложную информацию и также быстро стали разноситься по социальным сетям.
Старая технология
При этом видео с экранов телефонов с проигрыванием аудио из WhatsApp появляются уже не в первый раз.
"Проба пера" была чуть более месяца назад, когда активно развивалась ситуация вокруг якобы имевшего место разгрома "группы Вагнера" в районе сирийского Дейр-эз-Зора. Ситуация была похожая: есть событие, есть погибшие, нет объективных данных об их количестве. И все вместе это дает огромный простор для спекуляции.
Изначально информация о "разгроме Вагнера" появилась на странице Игоря Стрелкова во "ВКонтакте" и моментально разлетелась по всему Рунету. На момент ее появления никаких подтверждений не было, однако уже через несколько дней обнаружились долгожданные "доказательства" - видео с записью экрана чата WhatsApp, в котором проигрывались аудио якобы "вагнеровцев", рассказывающих, что же приключилось на берегах Евфрата. Причем информация удивительным образом совпадала с той, которая уже циркулировала в социальных сетях.
Формат применялся абсолютно идентичный тому, который активно использовался затем при распространении фейка после трагедии в Кемерово. Что тогда, что сейчас обыватели практически не подвергали сомнению достоверность аудиозаписей, которые мог сделать кто угодно, находясь где угодно. В итоге была доказана гибель 15 человек, а не 600 с лишним, как на пике эпопеи получилось у того же Стрелкова. До таких масштабов фейк разросся опять же благодаря трансляции через "авторитетные источники", которые сами брали информацию в социальных сетях, но, обладая статусом "осведомленных", придавали ей достоверность.
Вбросы видео с аудиосообщениями WhatsApp доказали свою эффективность, а потому можно ожидать, что этот прием будет использоваться и далее для нагнетания ситуации и распространения паники в любых ситуациях. Люди, которые занимаются этим, явно оттачивают свое мастерство. Если в ситуации с "Вагнером" большая часть аудио выглядела как зачитанная по ролям, то в нынешней уже куда меньшая часть аудиосообщений напоминала зачитанный с листа текст (хотя запись женщины, передающей информацию от "МЧС" про сотни погибших была именно из этого разряда).
Понятно, почему люди поверили именно видео из WhatsApp: пользователи мессенджера видят на экране знакомое приложение и слышат аудио, моментально ассоциируя себя с теми людьми, которые так же, как и они, общаются в этом мессенджере. Именно аудиоформат заставляет больше верить тому, что за этой информацией стоят все же живые люди, а не какие-то боты.
Вероятно, изначально эти ролики и были рассчитаны на распространение через WhatsApp. Приложение, которое сегодня в России стало аналогом сарафанного радио, открывает широкий простор для вирусного распространения практически любой информации. Простым скриншотам пользователи интернета уже вроде бы научились так слепо не доверять, хотя и их тоже хватало, тем более что пользователи, вдохновившись услышанным и увиденным в социальных сетях, полученную из них информацию подавали уже как переданную им дядей/мамой/тещей и т.д. Они писали о сотнях погибших в различные чаты, с которых потом делались скриншоты и запускались в сеть лишь затем, чтобы потом кто-то увидел уже их и, основываясь на этих данных, снова сообщил куда-либо, что "власти скрывают настоящее число погибших". Таким образом фейк многократно воспроизводит сам себя.
Однако не стоит сводить всю ситуацию к данному вбросу видео - в конце концов, фейк был придуман не теми же людьми, которые придумали записывать аудио в WhatsApp, вводя доверчивых граждан в заблуждение. Он распространялся через сарафанное радио сам по себе, и этими видео его просто многократно усилили, масштабировав на весь Рунет.
Вечные домыслы о жертвах
Слухи по пережившему катастрофу городу ходят всегда. Например, летом 2012 года по пострадавшему от внезапного паводка Крымску моментально распространилась "достоверная информация" о том, что погибших не 171, а несколько тысяч. Этот слух перекочевал в интернет, где муссировался несколько недель. Активно распространяли фейк о том, что тела погибших массово вывозились фурами "Магнита". Ситуация тоже крайне похожа в информационном плане на то, что произошло в Кемерово: есть событие, катастрофа предполагает массовую гибель людей, но изначально количество жертв неизвестно. В итоге открывается простор для спекуляций.
В Кемерово даже появился свой фейк о "фурах "Магнита" - фото грузовиков, которые якобы вывозили тела из торгового центра. Он тоже получил довольно широкое распространение, хотя ни тел, ни чего-либо похожего на снимке не видно.
Домыслы местных жителей моментально подхватывался теми, кто мониторил ситуацию и следил за аккаунтами кемеровчан в Instagram и во "ВКонтакте". В итоге все превращалось в полноценные фейки. Большую роль в этом процессе сыграли различные русскоязычные украинские аккаунты в Twitter, которые организованно раскручивали каждый из найденных скриншотов.
Очень популярный формат - скриншоты сториз Instagram реальных пользователей либо только что созданные или вообще нарисованные картинки, в которых люди требуют "не замалчивать настоящее число погибших".
Наконец, последним аккордом стал фейк о том, что якобы в ходе посещения Владимиром Путиным больницы Кемерова ему показали не тех пострадавших - на одном из фото мигом "опознали сотрудника Росгвардии".
Позже выяснилось, что пациент действительно пострадал при пожаре - на своей странице во "ВКонтакте" он публиковал фотографии из больницы (сейчас страница скрыта).
Как бороться с фейками
Факторы, которые приводят к тому, с какой скоростью фейки расходятся по интернету, появились не вчера и не сегодня - тем же городским легендам сотни лет. Доверчивость и восприимчивость к любой информации, которая кажется достоверной, - массовое явление, но с ним можно бороться.
В частности, необходимо проводить разъяснительную работу среди пользователей интернета - например, сейчас практически все СМИ сделали разбор фейков, которые циркулировали в социальных сетях, но уже тогда, когда, что называется, "осадочек остался". Чтобы ситуация не повторялась, следует поставить эту работу по разъяснению на поток, ведь это в буквальном смысле вопрос государственной безопасности.
"Осадочек остался" - это в том числе и о видеоблогерах, которые распространяли фейки, но затем покаялись и видео удалили. Это показательный момент для многомиллионной аудитории, которая увидит и поймет, что их убеждали в достоверности фейка.
Весьма полезным будет и проведение разъяснительной работы с топовыми российскими видеоблогерами на предмет фактчекинга или хотя бы объяснения, что не нужно бездумно кидаться на фейки, записанные украинским "министерством информации" или Центром информационно-психологических операций Сил специальных операций ВСУ.
Кроме этого, стоит также обучать местные власти работать в подобных ситуациях - как оперативно реагировать на угрозы. Ведь множество фейков появилось как раз на фоне вакуума информации в первые часы после трагедии. Если бы местные власти грамотно и своевременно отреагировали на проблему, поток дезинформации вполне мог бы быть меньше.