После начала конфликта на Донбассе, а также вхождения Крыма в состав России многие в Латвии боятся, что подобный сценарий может быть разыгран и в Прибалтике. Об этом пишет польский журналист Земовит Щерек, чью статью, опубликованную в издании Polityka, перевел российский портал Inosmi.ru.
Щерек повествует, что отправился в Латвию, дабы выяснить, какие настроения преобладают среди жителей страны. «Эти сценарии всегда похожи друг на друга: в Латгалии, русскоязычном восточном регионе Латвии, появляются российские агитаторы и подстрекают местных жителей к бунту против Риги. Дальше события разворачиваются по украинскому образцу: российские „зеленые человечки“ вместе с локальными активистами захватывают здания в латгальских городах, блокируют транспортные магистрали — и вот готова Латгальская Народная Республика. НАТО в этих сценариях долго не может понять, как реагировать, ведь теоретически Россия на Латвию не напала: „зеленые человечки“ одеты в форму, которую, как однажды отметил Владимир Путин, можно купить в любом „Военторге“. Кажется, что приговор латышам уже вынесен. По крайней мере во многих западных изданиях, которые все чаще пишут том, что „Латвия станет следующей“», — пишет Земовит Щерек.
Он приводит слова рижского журналиста по имени Ансис, который уже десять лет несет службу в вооруженных силах страны. «Недавно тактика изменилась. Раньше мы отрабатывали охрану контрольно-пропускных пунктов или участников демонстраций. Сейчас нас учат другому: как отбивать захваченные террористами здания, устраивать засады на дорогах, обстреливать конвои из гранатометов. В целом — как изматывать захватчиков, пока не придет натовское подкрепление», — рассказал Ансис. На вопрос, есть ли у предполагаемых агрессоров имя, он отвечает: «Сами знаете кто».
Также Щерек пообщался с журналисткой портала Re: Baltica Ингой Сприньге, ранее уже неоднократно публиковавшей разоблачения русских общественных деятелей и организаций в Латвии. Она сказала, что «русские консервативные организации» часто получают поддержку от латвийских сил правого толка. «Кремль играет на „семейных ценностях“, а к этому добавляются другие темы, например, нетерпимость к гомосексуалистам, все это входит в состав мифа о „прогнившем Западе“. Некоторые латыши принимают российский дискурс», — жалуется Сприньге.
Молодой человек Янис, работающий в McDonald’s, считает, что живущие в Латвии русские «должны пойти навстречу государственным ценностям». «Русские всегда здесь были, что поделаешь. Но если они хотят тут жить, пусть хотя бы учат латышский. Двадцать пять лет независимости, come on, неужели мало, чтобы выучить язык? На Украине им проще. У нас все же больше противоречий. Но многие русские ассимилируются, не каждый замыкается в собственной национальной идентичности», — сказал Янис. Журналистка из Краславы Марина Нипане рассказала, что на востоке страны становится популярной концепция не «латыша», а «латвийца». «Латвиец лоялен Латвии, но сохраняет свою идентичность и свой собственный язык: русский, белорусский или польский», — отметила Нипане.
Политолог и эксперт по вопросам безопасности Мартин Хирс в свою очередь подчеркнул, что вопреки мнению, что русские в Латвии только и мечтают, чтобы присоединиться к России, это не так. «Все опросы общественного мнения показывают, что жители Латгалии не стремятся в Россию. Они даже все реже носят на людях георгиевские ленточки, с тех пор как те стали символом сепаратизма. Впрочем, народ здесь не очень активен или склонен к протестным настроениям. На митинги выходит от нескольких десятков до нескольких сотен людей. Это не тот менталитет», — сказал Хирс. С ним соглашается и Инга Сприньге. «В последнее время столько западных журналистов просило меня связать их с кем-нибудь в Латгалии, что мне уже неудобно перед латгальскими коллегами. Они приезжают и ищут сенсаций, а наши смотрят на них, как на идиотов. Я не знаю… Может, Россия как-нибудь на нас нападет, но истерики нам уже хватит. Они тут проездом, а мы здесь живем. Нам остается сохранять ясность мыслей и реагировать, когда угроза будет реальной. Что мы еще можем сделать?», — спросила Сприньге.
Напомним, в феврале этого года британский телеканал BBC выпустил фильм «Третья мировая война: в командном пункте», по сюжету которого Россия использует волнения в Латгалии для вторжения в страну, после чего разворачивается Третья мировая война. Фильм BBC вызвал широкий общественный и политический резонанс. Напомним также, что это уже не первая статья Земовита Щерека, в которой он раздувает страх перед гипотетическим российским вторжением в Латвию — раньше он уже писал на эту тему без малого три года назад. В своем материале он рисовал мрачные пейзажи города Даугавпилса: раскопанные трамвайные пути, редкие, тускло святящие фонари, какой-то угрюмый парк, низкие дома, автомобили с георгиевскими ленточками… Население самым подозрительным образом отказывается бояться «агрессивного Путина» и даже в машине у таксиста, подвозившего пана Щерека, играет «Радио России». Более того, на поляка, докучавшего вопросами о том, как в городе готовятся к отражению атаки «зеленых человечков», в Даугавпилсе смотрели как на сумасшедшего — причем даже его латгальские соплеменники.
«Глава латвийского Союза поляков, уроженец Даугавпилса Рышард Станкевич чуть не упал со смеха, когда я спросил его, не боится ли он, что Россия начнет внедрять в Латвию „зелёных человечков“. „Куда? — показал он пальцем на город за окном. — Сюда, к нам?“ „К вам“, — сказал я, разглядывая Польский дом. Солидное красивое здание, на стенах — гербы польской ливонской шляхты… „Знаете, — ответил Станкевич, пытаясь стать серьёзным, что ему не слишком удавалось, — мне очень жаль, что вы проделали такой путь, чтобы найти здесь страх перед Россией, мне придется вас разочаровать“. „На Украине, — я отхлебнул кофе, — „зелёные человечки“ появились. Значит, могут и у вас“. „На Украине, — махнул рукой Станкевич, — неизвестно, кто появился. Нет никаких записей, ничего нет“. — „Есть“. — „Я не видел“. Станкевич не мог вообразить себе сценарий, при котором Россия проявила бы в отношении Латвии агрессию. Не мог, и всё. Перспектива появления „злой имперской России“ была для него непостижимой…»