Успокаивающая динамика доллара, курс которого упал ниже 57 рублей, не сказалась на стоимости автомобилей: в январе прошла очередная волна подорожания, и это лишь разминка перед еще более серьезной эскалацией.
Насколько выросли прайсы
Цены на автомобили в России уже закрепились на рекордном уровне, но все равно продолжают расти: в январе прайс-листы большинства популярных моделей обновились «в плюс». Правда, в отличие от событий трехгодичной давности, нынешняя корректировка уже не столь значительная: большинство моделей ценой около 1 млн. рублей подорожали на 10?20 тысяч рублей.
Так, популярная Lada Vesta Comfort 1.6 MT год назад стоила 599 тысяч рублей, конце прошлого года — 608 тысяч, с января — 623 тысячи. Похожая тенденция наблюдается в отношении других моделей: 10 тысяч прибавили Hundai Solaris и Creta, Lada Granta и Kalina, на 13 тысяч подорожал Renault Logan, на 20 тысяч — Skoda Octavia.
Цены на некоторые модели сохранились на прежнем уровне, например, островком стабильности стали Ford Focus, Toyota Camry, Nissan Qashai.
Само по себе январское повышение цен является для России уже традиционным, и почти никак не обосновывается компаниями. Отчасти эта мера нужна для стимулирования спроса на прошлогодние модели, которые сейчас продаются из наличия по старым ценам, а иногда — со скидками. Свежие автомобили по январским прайсам приходят обычно не ранее февраля-марта.
Тем не менее, с учетом и без того высоких цен, новое подорожание воспринимается болезненно. Для сравнения, в январе 2015 года базовая Lada Granta после резкого удорожания стоила 311?600 рублей, сейчас за такую же машину просят 400 тысяч. Hyundai Solaris можно было купить за 566?400 рублей, теперь «Солярис» нового поколения с таким же оснащением стоит 804?900 рублей. При этом соотношение курсов доллара для января 2015 и января 2018 годов — 69 рублей и 57 рублей соответственно.
И это не предел
Январское подорожание можно признать плановым, поэтому оно не учитывает ряд обстоятельств, которые грозят раскачать автомобильный рынок в течение года.
Так, в правительстве анонсировали увеличение утилизационного сбора, причем в отнюдь не гомеопатических дозах. Если в прошлом году речь шла о корректировки на 15%, то теперь обсуждают почти двукратное увеличение. По данным СМИ, повышение будет дифференцированным, но хитрым: если для автомобилей с двигателями объемом до 1 литра сбор увеличат всего на 16%, то для наиболее популярной категории 1?2 литра — на 90%!
Что это значит в рублевом эквиваленте? Изначально утилизационный сбор для автомобилей с двигателями 1?2 литра составлял 26,8 тысячи рублей, в 2016 году он был увеличен до 44,2 тыс. Если план правительства реализуется, сбор возрастет до 84 тысяч рублей, то есть для наиболее массового сегмента утилизационная прибавка достигнет 40 тысяч рублей.
Кроме того, федеральный бюджет 2018 года предусматривает рост акцизов на автомобили, который коснется в основном мощных машин. Если сейчас за двигатели мощнее 150 л.с. платится 420 рублей за «лошадь», то по новым правилам акцизы вырастут в два и более раза для автомобилей мощнее 200 л.с. Для сравнения, если за машину в 250 л.с. сейчас платится 109 тысяч рублей, то в наступившем году акциз может превысить 220 тысяч.
Эксперты расходятся во мнении относительно масштабов годового подорожания, называя величины от 2 до 15%. Так, глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер считает, что без указанных выше факторов повышение цен было бы умеренным.
«Повышается акциз, а это сотни тысяч рублей. Это не может отразиться на цене автомобиля. Вопрос утильсбора также ждет своего решения, поэтому факторов в пользу повышения несколько. Если бы их не было, заметного подорожания бы не произошло», — заявил он.
Почему цены не упали вслед за долларом?
В период резких скачков валютных курсов автопроизводители любили объяснять рост цен высокой долей валютной себестоимости. Так почему при стабилизации курсов нет тенденции к снижению?
Объяснение столь же простое: когда на стыке 2014 и 2015 годов курсы валют взлетели практически в два раза, цены на автомобили возросли, но не в прямой пропорции. Постепенно рост рублевых цен и успокаивание курсов валют были «встречными тенденциями», и точка равновесия была достигнута в прошлом году. Теперь же цены двигают вверх другие факторы, в том числе, общая инфляции и восстанавливающий спрос.
Оживление рынка в прошлом году, хоть и слабое (+12% относительно провального 2016 года) все же позволило компаниям чувствовать себя более раскованно, поскольку низшая точка для рынка считается уже пройденной. Кроме того, людей гонит в автосалоны отложенный спрос: автомобили покупают те, кто воздерживался от этого в годы валютных скачков.
Купить со скидкой
Покупать сейчас или ждать? Предпосылок к снижению или даже сохранению цен в течение года немного: для позитивных изменений нужны из ряда вон выходящие факторы, например, резкая просадка курсов валют. Как обычно откладывать покупку автомобиля, если он действительно нужен, вряд ли целесообразно.
В январе-феврале дилеры обычно наиболее сговорчивы, особенно в отношении неликвидных комплектаций, которые не сумели продать в дни рождественского ажиотажа. Но нужно быть готовым, что автомобиль будет 2017 года выпуска.
Снизить цену можно и за счет государственных программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», которые возобновили работу с 1 января, хотя условия стали чуть менее лояльными. В целом, новые программы повторяют прошлогодние и распространяются на автомобили российской сборки ценой до 1,45 млн. рублей, которые покупают в кредит. Но если раньше предоставлялась скидка 10% и субсидированная ставка кредита, то теперь только скидка.
Участниками программ могут стать те, кто приобретает автомобиль впервые или имеет двух детей в несовершеннолетнем возрасте.
Новая реальность такова: средняя иномарка стоит сегодня в районе 1 млн. рублей, а все, что заметно дешевле этой планки относится в основном к сегменту, который мы раньше называли бюджетным. Среднеразмерный кроссовер в средней комплектации стоит в районе 1,5 млн. рублей и выше, полноразмерный — ближе к 2 млн.