Госдума 23 мая приняла в третьем чтении закон об усилении контроля за проведением техосмотра, призванный искоренить практику продажи и покупки диагностических карт без предоставления автомобиля на техосмотр.
Законопроект, представляющий собой набор поправок в действующий закон о техосмотре и ряд других документов, обязывает операторов ТО фотографировать приезжающие машины, фиксировать координаты снимка и направлять эти данные в единую информационную систему техосмотра ЕАИСТО, оператором которой является ГИБДД (сама система еще введена в эксплуатацию). Первоначально документ предусматривал и видеосъемку процесса осмотра, но эта норма была исключена из документа ко второму чтению. Требования к фотографиям, а также порядок проведения техосмотра автобусов (его вернут под контроль ГИБДД) установят позже отдельными документами.
Также, чтобы избежать подделок, диагностические карты будут оформлять в электронном виде с усиленной квалифицированной подписью, но при желании автовладельцы смогут получить бесплатную выписку.
По словам спикера Госдумы Вячеслава Володина, "реализация этой инициативы – хороший пример использования цифровых технологий на благо граждан". Володин также отметил, что "усиленный контроль за техосмотром позволит сократить количество ДТП, причиной которых становятся неисправные автомобили", сообщается на сайте Госдумы.
Контроль за проведением техосмотра будет возложен на МВД и Российский союз автостраховщиков (РСА). МВД будет следить за соблюдением правил проведения техосмотра, а РСА – за соблюдением требований к характеристикам и перечню средств диагностики, программному обеспечению, средствам фотофиксации, помещениям, в которых проводится техосмотр. Операторы техосмотра будут обязаны раз в два года проходить процедуру подтверждения соответствия требованиям аккредитации.
В случае одобрения Советом Федерации и подписания президентом закон вступит в силу по истечении одного года со дня его официального опубликования.
Напомним, ранее вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин заявил, что требование о фотосъемке не поможет решить проблему поддельных диагностических карт. По его мнению, операторы техосмотра продолжат продавать диагностические карты, а фотографии будут брать в интернете или просить владельцев их прислать, а затем будут присваивать снимкам геотег.
"Вероятно, диагностическая карта станет дороже на стоимость обработки фото. Новость эта, безусловно, хорошая для той части автомобилистов, транспортные средства которых никогда бы не прошли техосмотр. Для всех остальных это лишь дополнительные поборы. Пар ушел в гудок", – отмечал Шапарин.