В ходе «прямой линии» президент РФ Владимир Путин убедительно доказал, что в России все неплохо. Инфляция опустилась до рекордной отметки 4,1%, а экономика третий квартал подряд демонстрирует пусть скромный, но рост.
Как бы укрепляя этот оптимистический тренд, 16 июня Совет директоров Банка России принял решение снизить ключевую ставку на 0,25 процентного пункта — до 9% годовых. «Совет директоров отмечает сохранение инфляции вблизи целевого уровня, продолжающееся уменьшение инфляционных ожиданий, а также восстановление экономической активности», — говорится в сообщении регулятора.
Казалось бы, повод радоваться налицо. Теперь и инфляция не разгонится, и рубль укрепится, и кредиты подешевеют. Но почему-то реальные экономические игроки этого будто не замечают.
Так, накануне «прямой линии» стало известно, что с 4 по 11 июня в России повысились цены на все нефтепродукты, а средняя цена бензина Аи-95 пробила психологически важную отметку в 40 рублей/литр. Такие данные опубликовало Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК) Минэнерго.
Подчеркнем: речь идет о средней стоимости бензина по стране. В ряде регионов литр «95-го» стоит дороже 40 рублей уже давно. Например, в Москве и Московской области это произошло в январе: сейчас средняя цена — 40,47 и 40,11 рублей/литр соответственно. В Республике Крым за литр Аи-95 придется заплатить 43,28 рубля, в Магаданской области 47,70 рублей, в Сахалинской — 44,06 рубля. Отметку в 50 рублей перешагнули Якутия (51,73 рубля) и Чукотка (56 рублей).
Словом, бензин в России дорожает, несмотря на снижение инфляции. И, судя по данным ЦДУ ТЭК, будет дорожать и дальше.
И возникает вопрос: почему? Почему в стране, которая наряду с Саудовской Аравией и США входит в тройку лидеров по производству нефти, нефтепродукты не дешевеют? Почему в богатой и сытой Америке бензин сейчас стоит дешевле, чем в РФ?
Самое неприятное — мы знаем, что следует за подорожание бензина: начинает дорожать буквально вся розница, поскольку цена топлива напрямую влияет на логистические расходы.
Что стоит нынешним подорожанием «горючки», к чему оно приведет?
— Нефтяники пока уверяют, что повышение цен на топливо по году будет вровень с инфляцией, — отмечает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. — Впрочем, наиболее жесткие прогнозы предрекают рост средних цен на бензин на 7%.
Замечу, этот рост цен не связан с понижением ЦБ ключевой ставки. Все-таки снижение ставки на 0,25 процентного пункта — это очень мягкое снижение. Снижать ли ставку дальше, Банк России будет решать, исходя из оценки инфляционных рисков. А риск некоторого повышения инфляции во втором полугодии 2017 года действительно имеется. Собственно из-за этого ЦБ не стал понижать ставку сразу на 0,5 процентного пункта — он приберег рычаг для дальнейшего влияния на инфляцию.
«СП»: — Все-таки почему цены на бензин растут?
— Во-первых, модернизация НПЗ в России затянулась. В то же время налоговый маневр, который был предпринят правительством с целью снятия дополнительных доходов с «нефтянки», ударил прежде всего по перерабатывающим производствам.
Это привело к тому, что на внутреннем рынке возникло сокращение объема топлива. Рынок на это моментально отреагировал ростом цен на бензин.
Есть и второй фактор, подтолкнувший цены вверх: подрос экспорт нефтепродуктов. Несмотря на то, что с начала года цены на сырую нефть достаточно сильно припали, они оставались все равно выше, чем цены на бензин на внутреннем российском рынке. Этот фактор также сыграл на уменьшение предложения.
«СП»: — Что будет с ценами на бензин дальше?
— Все будет зависеть от того, как сложится конъюнктура на нефтяном рынке. Судя по всему, цены на сырую нефть во втором полугодии будут выше, чем в первом. В среднем по году, скорее всего, цены на Brent будут находиться в коридоре $ 50−53 за баррель. Это означает, что нефтяники смогут без потери в доходах торговать не только сырой нефтью, но и продуктами ее переработки на внутреннем рынке.
В результате, я считаю, произойдет стабилизация цен на бензин на текущих уровнях. Я не жду, что цены пойдут вниз. Для этого нужен очень существенный рост цен на нефть, который позволил бы экспортными поставками существенно перекрыть потери от снижения цен на топливо на внутреннем рынке. Но стабилизация, повторюсь, весьма вероятна.
Правда, есть и третий фактор, который может существенно повлиять на ситуацию. Кабмин должен решить, какой будет система налогообложения в нефтяном секторе в целом. Сейчас в этом вопросе много неясностей: сохранится ли текущая система в 2018 году, будет ли она скорректирована, или же нефтяной сектор перейдет на принципиально новую систему налогообложения?
Эта неясная перспектива удерживает нефтяников от вложений в модернизацию НПЗ, и в конечном итоге играет на повышение цен на бензин.