Материал комментируют:
Дмитрий Журавлев
По самым приблизительным подсчётам более 70 субъектов федерации из 85 сегодня балансирует на грани банкротства.
А в следующем году после президентских выборов налоговая нагрузка на регионы, по всей видимости, только вырастет. То есть вопрос не то, что развития, но и выживания в регионах встанет ещё острее. При этом федеральные СМИ не часто обращаются к темам региональных проблем.
На днях глава Якутии Егор Борисов обратился с ежегодным посланием к Ил Тумэну (региональному парламенту). Республика Саха — не самый бедный регион в России, но и в выступлении Борисова прозвучали сомнения в целесообразности усиления налоговой нагрузки на региональный бюджет.
«Свободная пресса» решила обсудить наиболее резонансные положения послания главы Якутии, чтобы через них понять, какие проблемы встанут в ближайшем будущем перед российскими регионами, и есть ли рецепты их решениях.
Наш собеседник — генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв.
«СП»: — Глава Якутии сообщил о том, что республика за достижение наивысших темпов роста налогового потенциала уже в этом году получит дополнительно более 2,5 млрд. рублей в качестве гранта из федерального бюджета. Раньше подобной практики не существовало, в чём смысл новшества?
— Действительно, раньше существовали только бюджетные трансферты из федерального центра, которые распределялись так, чтобы все регионы могли тратить примерно равные суммы на социальные нужды пропорционально числу жителей.
Если у регионального бюджета не хватало своих денег на покрытие всех нужд, федеральный центр добавлял и будет добавлять впредь. В этом есть своя логика — мы все граждане России и от государства должны получать примерно одинаковый кусок пирога, обладаем равными социальными правами, вне зависимости от того, живём ли мы в Дагестане, Москве или Якутии. Однако при этом данная система напрочь отбивает желание у региональных руководителей увеличивать налогооблагаемую базу в своём субъекте федерации.
Поэтому и вводится грантовая система. «Премии» выдают тем регионам, у которых налоговая база повышается. Якутия здесь в лидерах, и потенциал для повышения этой налоговой базы у неё есть. Поскольку в республике развивается добыча полезных ископаемых. До возникновения системы грантов особой необходимости в развитии налогового потенциала у регионов не было. Наоборот, как раз увеличение налоговой базы могло привести к уменьшению социальных трансфертов из центра. Логика проста: если у тебя деньги на «социалку» есть, ты успешно собираешь налоги, зачем мы тебе будем ещё доплачивать? Идея премирования тех регионов, которые увеличивают налогооблагаемую базу — и есть способ выйти из этой ситуации.
«СП»: — То есть попросту говоря, регион отсылает в федеральный бюджет на 5 рублей больше, чем раньше, а ему 3 рубля из них возвращают в виде «премии»?
— Нет, не так. Важно, чтобы в регионе собирались любые налоги — и федеральные, которые не остаются в регионе, и региональные, которые в свою очередь не уходят в центр. Вот если общая сумма собранных доходов возрастает, регион за это ещё и получает премию.
«СП»: — Якутия больше известна как регион, где добываются алмазы. Однако в своём докладе Егор Борисов делает акцент на то, что в республике фактически созданы и работают новые отрасли промышленности — сереброрудная и полиметаллическая. В Оленёкском районе начинается активная фаза работ по подготовке производственных мощностей для добычи редкоземельных. В Оймяконском районе запущено золоторудном месторождении «Дражное» и т. д. При этом обращает внимание следующая часть послания, цитирую: «Таким образом, несмотря на кризисы в глобальной международной политике и западные санкции, промышленность республики, ориентированная преимущественно на экспорт, функционирует с большим запасом прочности». Получается, что в сфере экспорта редких металлов санкции нам не грозят?
— Экспорт стратегического сырья приветствуется нашими западными коллегами в любом случае. Полиметаллы, практически неотделимы от урана. Их добычу Запад так же с удовольствием может «поручить» нам. То же самое можно сказать о золоте и серебре, исключение могут составлять только алмазы. Алмазный рынок не столь стабилен, и выброс на алмазный рынок крупной партии товара может привести к непредсказуемым результатам. Надо понимать, что бриллианты люди покупают довольно редко. Понять, какой спрос будет в ближайшие годы на ювелирные изделия — невозможно. А вот редкие металлы всегда будут в цене, как на мировых рынках, так и внутри России.
«СП»: — Егор Борисов в качестве достижений республики приводит такой факт: собственные доходы республики растут. Их доля в структуре республиканского бюджета на 2018 год прогнозируется на уровне 70 процентов.
— По словам главы республики Саха, при желании уже сегодня этот субъект федерации мог бы принять бездотационный бюджет для исполнения своих полномочий, вообще отказавшись от федеральных денег. Однако, как подчёркивает Борисов, Якутия — это полноправный субъект Российской Федерации, а значит, все федеральные программы должны работать и на её территории.
— Да, здесь всё логично изложено. Если другие регионы получают помощь из федерального бюджета, почему Якутия должна отказываться? Это ведь будет означать, что дотации получит кто-то другой. У нас есть регионы, где 80% процентов наполнения бюджета составляют трансферты из федерального центра.
А то, что они могли бы сверстать собственный бюджет без федеральных дотаций — чистая протокольная правда. У них просто надобности нет отказываться от федеральных денег, учитывая, что у них хватает своих проблем с транспортом, вечной мерзлотой, большими расстояниями, сельским хозяйством и т. д.
«СП»: — Однако, просматривается некоторое противоречие в том, что глава Якутии предлагает готовиться к напряжённому периоду в связи с увеличением налоговой нагрузки на региональные бюджеты. Цитирую послание: «Независимо от нашего желания, финансовая ситуация будет ужесточаться. В основном из-за резкого сокращения налога на прибыль, которое произойдёт по ряду причин. Это изменчивость курса доллара. Это централизация в пользу федерального бюджета части налога на прибыль. Это усиление налогового бремени для предприятий нефтяной отрасли в виде дополнительного налога на доходы от добычи углеводородов и повышения налога на добычу полезных ископаемых. Кстати, довожу до вашего сведения, что мы выступаем с сомнениями по поводу справедливости введения этих новшеств. Однако такие решения принимаются. Поэтому придётся вырабатывать адекватные меры, чтобы минимизировать потери».
— И здесь всё логично. Он как бы говорит, да при нынешнем раскладе, мы могли бы при желании сами сформировать свой бюджет. Но если часть налога на прибыль федеральный центр заберёт себе и изменит ставки по другим федеральным налогам, то ситуация в республике усложнится. Я не готов сказать, усложнится ли она настолько, что они не смогут обходиться без федеральных дотаций, но она действительно ужесточится.
Глава Якутии просто предупреждает: давайте соизмерять обязанности, которые на нас налагаются, и те доходы, которыми располагает наш субъект федерации.
После президентских выборов многие законодательные акты будут пересмотрены в сторону ужесточения. Поскольку главная экономическая задача у Кремля сегодня — сверстать федеральный бездефицитный бюджет. А деньги, в условиях невысоких цен на нефть, надо где-то брать. Вот поэтому и предполагается, что часть налога на прибыль, который раньше полностью уходил в регион, уйдёт в федеральный центр.
«СП»: — Однако даже при нынешнем законодательстве многие регионы находятся на грани банкротства.
— Многие — это слишком мягко сказано. На грани банкротства больше 70 субъектов федерации из 85.
«СП»: — Получается, что ради того, чтобы сверстать федеральный бюджет, мы ставим регионы на грань коллапса?
— Я бы жёстче сказал. Мы перетягиваем в федеральный бюджет все наиболее собираемые налоги. Есть налоги, которые крайне сложно собрать в полном объёме. Это касается, например, малого бизнеса. Федеральный центр пытается сделать всё, чтобы аккумулировать все основные доходы в своих руках. Исключение — как раз те гранты, о которых мы говорили выше. Это первая белая полоса на нашей чёрной лошади.
И если Якутия всё-таки регион, располагающий значительными природными богатствами, то, скажем, в Мари Эл, главным природным достоянием являются, условно говоря, болота. И как этой республике выполнять социальные обязательства перед жителями — совершенно непонятно.
«СП»: — Если глава не самой бедной Якутии заявляет о своих сомнениях в необходимости усиливать налоговую нагрузку на региональные бюджеты, не стоит ли ждать целой серии проявлений недовольства регионов по этому поводу?
— Я бы так сказал: может усилиться недовольство региональной элиты, которая считает, что сама лучше распорядится деньгами, собранными у себя в регионе. Рядовые граждане не ощутят большой разницы от того, придут ли деньги «на социалку» из федерального центра, или их будет выделять из собранных налогов региональная власть.
«СП»: — Егор Борисов призывает серьёзно отнестись к увеличению производительности труда. Насколько это реально в масштабах отдельно взятой республики?
— Это в принципе реализуемо. Но помните, у Жванецкого была едкая шутка: воровать надо с прибылей, а не с убытков. Вот в США и ЕС вкладываются средства в увеличение производительности труда, а потом доходы, скажем так, не всегда и не совсем справедливо распределяются. А есть вариант, когда воруют то, что есть. Дескать, о повышении производительности пусть думают следующие поколения. Тут всё зависит от того, насколько уверенно и стабильно чувствует себя элита, и насколько она задумывается о завтрашнем дне, о будущем хотя бы своих детей. Если элита хочет приумножать то, что есть — она будет поступать так, как говорит глава Якутии. Если же она будет поступать по принципу — после нас хоть потоп, никто не будет заниматься повышением производительности труда.
«СП»: — В своём послании Егор Борисов обратил внимание, что по исполнению «майских» указов республика входит в тройку регионов-лидеров, наряду с Москвой и Татарстаном. По-моему, тема майских указов президента давно и успешно похоронена?
— Зря вы так думаете, я вас уверяю, как раз на грядущих президентских выборах эта тема всплывёт. Я даже думаю, что главное направление критики ныне действующего президента России будет именно это. Указы подписал — где результаты? Что касается того, что Якутия в лидерах — это чистая протокольная правда. Я недавно спорил с сенаторам Совета Федерации, который доказывал мне, что динамика выполнения майских указов положительная. По его словам, что-то растёт, что-то поднимается, всё очень хорошо. Но он ни разу не подкрепил цифрами, что у нас в большинстве регионов России выросли показатели благосостояния по каким-то параметрам. Я не пытаюсь обелить власть. Но майские указы, на самом деле, были рассчитаны на совсем иную экономику. Но и отказаться от их выполнения уже нельзя. Именно поэтому относительно благополучно обстоит дело в Якутии с её природными богатствами, в Москве, где оборачивается 50% всех денег страны, и в Татарстане, который у нас среди несырьевых регионов — экономический лидер. А вот в упомянутой выше республике Марий Эл, чиновники могут расшибиться в лепёшку, но денег на то, чтобы сделать учителям зарплату вдвое выше средней по региону, они не смогут.
«СП»: — В Якутии введены меры, сдерживающие приток нелегальных мигрантов. Там, как заявлено в послании, контролируется численность гастарбайтеров, установлен запрет на использование иностранных рабочих в тех сферах, где достаточно высок уровень профессиональной востребованности якутян — в образовании, здравоохранении, транспортном комплексе, сельском хозяйстве, добыче полезных ископаемых и т. д. Кроме того, для иностранной рабочей силы из дальнего зарубежья применяются отграничения на основе Трехстороннего соглашения между профсоюзами, работодателями и правительством республики. Это опыт стоит перенести на всю Россию?
— Нечто подобное было, кстати, заявлено в одном из майских указов. Однако воз и ныне там. Власть в лице президента России ещё 8 лет назад понимала, что нам необходимо бороться с нелегальной миграцией, поскольку она не только способствует росту безработицы среди коренного населения, но и влечёт массу проблем за собой, в том числе усиление коррупции. Однако хорошо известно, что если выгодно использовать мигрантов, бизнес и нечистоплотные чиновники будут это делать, и самые суровые законы мало помогут. В Якутии, как я понимаю, эта проблема решается во многом в ручном режиме. Это всё-таки один регион, хоть и очень большой. А в России есть ещё 84 региона, как мы помним, и во всех из них одинаково хорошо бороться с нелегальной миграцией не получится.
«СП»: — В послании говорится, что на улучшение демографических показателей в республике повлияли принятые 5?6 лет назад решения о мерах по профилактике алкоголизма в республике. Это подтверждается не только специалистами, но и конкретными цифрами. В частности, заболеваемость алкоголизмом снизилась на 46%, общие коэффициенты смертности — на 12%. Опять же, может быть действительно, по примеру Якутии, резко ограничить продажу алкоголя по всей России, чтобы добиться столь впечатляющих результатов?
— Для борьбы с алкогольным лобби нужны «танки». В Якутии ещё сказывается фактор национального региона: сказали — никакого чужого алкоголя не пустим, и всё. К тому же особенность республики в том, что нелегально провезти колонну «левого» спирта там крайне сложно. В силу географических факторов большая часть перевозок там осуществляется по воздуху или по воде. А вот если завтра Владимирская область примет подобное решение, то послезавтра туда потянутся фуры с неучтённым алкоголем со всей России, который будут продавать из-под полы.
«СП»: — Однако меры в Якутии были приняты только 6 лет назад. Что мешало принять их раньше, учитывая, что проблема алкоголизма там стояла остро ещё с советского времени?
— То и мешало, что спорить с «водочными королями» сложно, что в Якутии, что в Магадане, что в Подмосковье. И никому из глав регионов в 90-е годы не хотелось умереть «с пулей во лбу». Только сейчас главам некоторых регионов удаётся понемногу наводить порядок в этой сфере. И Егор Борисов — из их числа.