В тяжелой и смутной атмосфере экономического кризиса людям особенно хочется верить во что-то чудесное и сказочное. Пожалуй, точно так же стоит периодически поступать и представителям СМИ (которые, кстати, нередко и способствуют нагнетанию той самой мрачной атмосферы вокруг тех или иных событий). Например, можно искренне попробовать поверить в то, что вызвавшая нешуточное бурление народных масс программа «реновации хрущевок» не имеет под собой никаких иных подоплек, кроме искренней заботы об уровне жизни рядовых граждан.
Посчитать простым совпадением, что вся эта затея анонсировалась с подачи Владимира Путина аккурат в предшествующий выборам президента РФ год.
Не обращать внимания на то, что некоторым активистам, известным своей непримиримой критикой предлагаемого властями закона о реновации, наносят серьезный вред здоровью, а также портят имущество.
Не задаваться вопросом, почему в опубликованном властями столицы 100-страничном предварительном официальном списке планируемых к сносу пятиэтажек первого периода индустриального домостроения (и некоторых других домов) фигурирует более четырех с половиной тысяч адресов, а столичный же департамент строительства в своих пресс-релизах говорит, что таковых «хрущевок» осталось всего 64.
Наконец, не думать о том, что за те 15−20 лет, на которые рассчитана реновация, в политической и экономической жизни страны могут произойти кардинальные перемены и глобальная переоценка социальных приоритетов. А, значит, в один прекрасный момент эта новация может быть, по аналогии с широко разрекламированной программой Минстроя «Жилье для российской семьи», признана проваленной со всеми вытекающими отсюда последствиями. Интересная деталь: после распоряжения мэра столицы о выделении 96,5 миллиардов рублей на первоначальный этап программы реновации дефицит городского бюджета достиг 314,4 миллиарда рублей. Не слишком ли накладной для мегаполиса будет подобная нехватка средств в течение двух десятков лет? Очевидно, что компенсировать ее придется из федеральных средств, то есть из кармана налогоплательщиков всей страны. Конечно, можно привлечь и сторонних инвесторов, но что они потребуют взамен?
При этом, искренне веря в светлое будущее чиновничьих начинаний, никто не помешает журналисту пофантазировать о том, как именно будут жить граждане в этой сказке. Вернее, сколько им за это придется ежемесячно платить.
Итак, инициаторы программы реновации обещают москвичам, что те переедут в квартиры, которые будут более просторными, как уточняется — на 20%, на 5−10 квадратных метров. Безусловно, многие жильцы тесных «хрущевок» радуются подобным перспективам. Вместе с ними, кстати, оживленно потирать руки могут и представители управляющих компаний, ведь ровно на столько же, если не еще больше, возрастет после переселения взнос за содержание и ремонт общедомового имущества, который напрямую зависит от общего метража новой квартиры. Если еще и учесть тот факт, что никаких мало-мальски серьезных ремонтно-восстановительных работ в новом здании в ближайшие несколько лет не предвидится, то обещанное переселение должно радовать представителей управляющих компаний вдвойне.
Насколько при этом увеличатся платежи за ОДН (в их расчет замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис распорядился теперь включать площади не только лестничных клеток, но еще и чердаков с подвалами), с которыми до сих пор творится полная неразбериха, сказать трудно. Но предположить, что итоговые суммы окажутся более впечатляющими, будет вполне логично: в новых домах власти мегаполиса обещают устанавливать два лифта (грузовой и пассажирский) и оснащать зоны общего пользования круглосуточными системами видеонаблюдения, а все эти новшества постоянно будут потреблять электроэнергию. К слову, как долго это все профункционирует и сохранит свой товарный вид, учитывая то, что среди обитателей московских «хрущевок» не так уж и редко попадаются откровенно маргинальные элементы, большой вопрос.
Сразу же после принятия решения по реновации конкретной пятиэтажки ее жильцы прекратят вносить деньги в фонд капитального ремонта. Что ж, во-первых, это справедливо. Во-вторых, не исключено, что определенная часть граждан будет рассматривать высвобождающуюся ежемесячную сумму в несколько сотен тысяч рублей как неплохое подспорье к семейному бюджету.
Правда, после переселения эти взносы (которые, опять-таки, жестко привязаны к общей площади новой квартиры) рано или поздно будут возобновлены, тогда радоваться будет уже местный фонд капитального ремонта. Впрочем, это тоже можно понять: собирать более серьезные деньги на восстановление нового здания, которое, по заверениям тех же чиновников, прослужит верой и правдой минимум 150 лет, гораздо прибыльнее для бизнеса, поскольку неизрасходованные суммы теперь можно помещать в банки под проценты. Для скольких граждан при этом новые платежки станут поистине разорительными, и как быстро у них может образоваться задолженность за ЖКХ, которая является основанием для наложения ареста на недвижимое имущество — тема для отдельного разговора.
Также ходят разговоры о том, что возводимые на месте «хрущевок» современные многоэтажки можно будет с полным правом заносить в категорию «умных домов», коль скоро они будут иметь собственные автономные котельные, саморегулируемые станции подачи воды и тепла в жилые помещения, а также «энергоэффективные» батареи. С одной стороны, все эти устройства уже давным-давно пора внедрять, ведь на дворе XXI век. Однако здесь есть одно «но»: случись какой-нибудь длительный сбой в энергоснабжении микрорайона (а это не так уж и редко все еще случается в столице России, несмотря на прогресс), как дом превратится в простую бетонную коробку без света, тепла, воды, интернета и всех прочих благ цивилизации.
«Переселенцам» также клятвенно обещают благоустроить территории вокруг новых домов и выстроить развитую инфраструктуру. Конечно, отрадно, что хотя бы жители Москвы получат, наконец, жилье, соответствующее мировому уровню, не снимая с себя как говорится, последнюю рубаху.
И все же, учитывая последние тенденции на столичном рынке недвижимости, стоит предположить, что за те же машиноместа на новых парковках (и подземных, и особенно наземных) жителям также придется платить ежегодный налог на имущество физических лиц. Его размер, к слову, определяется от кадастровой стоимости, а, принимая во внимание высокую стоимость квадратного метра столичной земли в принципе, едва ли тут может идти речь о каких-либо «смешных» или «несерьезных» суммах. То же самое верно и в отношении налога на саму новую квартиру, которая, по словам Сергея Собянина, будет дороже старой в среднем на 30%.
Интересно, многие ли жители столичных «хрущевок» захотят, а главное — смогут, позволить себе такие расходы?