20 апреля исполнилось три месяца с момента инаугурации президента США Дональда Трампа. Накануне компания Gallup провела традиционный опрос, чтобы выяснить, как оценивают американцы деятельность главы государства. Как оказалось, Трамп поставил антирекорд: его действия одобрили всего 41% опрошенных.
Gallup подчеркивает, что это самый низкий показатель по итогам первого квартала президентства за всю историю ее социологических исследований. Так, рейтинг предыдущего президента Барака Обамы к этому сроку составил 64%. Наименее популярным лидером до Трампа после трех месяцев работы был Билл Клинтон — но даже его одобряли 55% респондентов. А самый высокий рейтинг был у Джона Кеннеди — 74%.
Получается, Америка недовольна Трампом. Но президентом США недовольна и Россия. Москва слишком рано причислила его к своим союзникам, приняв за чистую монету предвыборные обещания «поладить» с президентом РФ Владимиром Путиным и «подумать» о возможном признании Крыма частью РФ и отмене санкций.
Холодным душем для российских политиков стало февральское предложение Трампа «вернуть Крым». А удар 7 апреля крылатыми ракетами Tomahawk по сирийской авиабазе Шайрат, который Москва назвала «актом агрессии», окончательно похоронил надежды на нормализацию российско-американских отношений. Комментируя удар, Трамп заявил Fox Business, что «если бы Россия не поддерживала это животное (президента Сирии Башара Асада), то не было бы проблемы».
Вполне ожидаемо Трампом недоволен Тегеран, которого Вашингтон внес в список врагов. Подтверждением тому стали громкие заявления госсекретаря США Рекса Тиллерсона, что «неконтролируемый Иран может проделать тот же путь, что и Северная Корея». Резкие выпады Тиллерсона прозвучали на фоне начавшегося турне по Ближнему Востоку другого члена команды Трампа — министра обороны Джеймса Мэттиса. Весьма символично программа турне, включающего визиты в Египет, Израиль, Катар и Джибути, началась с посещения Саудовской Аравии — ключевого союзника США в Персидском заливе и главного антагониста Ирана.
Наконец, Трампом недовольны в Европе. Во время мартовских переговоров в Вашингтоне президент США передал канцлеру ФРГ Ангеле Меркель отчет о сумме, которую Германия якобы «должна за услуги НАТО». Счет в более чем £300 млрд. ($ 374,2 млрд.) был выставлен за поддержку обороноспособности ФРГ. Один из немецких министров озвучил общую позицию Берлина — назвал действия Трампа «возмутительным шантажом».
Но есть и те, кого Трамп вполне устраивает. Это Британия, Израиль, Саудовская Аравия. Недавно список пополнила Турция, отколовшись от альянса РФ-Иран, и Китай, который не стал блокировать в Совбезе ООН проект резолюции по химической атаке в Сирии, возлагающей вину за атаку на режим Асада.
Будет ли и дальше множиться число недовольных Трампом, чем это грозит президенту США?
— Низкий рейтинг президента США вполне объясним: с одной стороны, в Америке продолжается травля Трампа со стороны его противников, с другой — есть разочарование в нем в лагере сторонников, — считает политолог, директор Института политических исследований Сергей Марков. — Трампа все-таки избирали не для того, чтобы он издавал указы против мигрантов, которые не выполняются. Его избирали, чтобы он эффективно выполнял свои предвыборные обещания, а на деле Трамп демонстрирует, что так и не стал настоящим президентом.
По сути, 41% рейтинга одобрения можно рассматривать как кредит доверия главе американского государства. И этот кредит растает, если Трамп не сумеет взять управление страной под должный контроль. Пока, повторюсь, его ключевые решения эффективно блокируются.
«СП»: — Как выглядят перспективы Трампа, если он не сможет переломить ситуацию?
— Программа-минимум политической коалиции противников Трампа — как раз не допустить реализации его программы. Это заставит часть американских избирателей отвернуться от президента США, и позволит коалиции через четыре года спокойно Трампа переизбрать.
Имеется у коалиции и программа-максимум — объявить Трампу импичмент примерно через полтора года. Для этого необходимо поддерживать митинги против президента США по всей Америке, плюс поддерживать его травлю в СМИ.
В ноябре 2018 года в США состоятся промежуточные выборы трети Сената и полностью Палаты представителей. Скорее всего, демократы получат большинство в нижней палате парламента: американцы традиционно не любят, когда одна партия контролирует и президента, и Конгресс. После этого, надо думать, Палата представителей и начнет процедуру импичмента.
«СП»: — Можно ли сказать, что Америкой с Трампом во главе все больше недовольны и международные игроки?
— Скандальные международные шаги Трампа — например, ракетный удар по Сирии, — преследовали чисто внутриполитические цели. Таким способом Трамп пытался усилить свою роль во взаимодействии с Конгрессом и американским общественным мнением.
Тем не менее, Америка на международной арене не олицетворяется с Трампом. Внешнюю политику США уже в течение многих лет определяет не президент страны, а ведомства: Госдепартамент, Пентагон и ЦРУ. Во всех этих ведомствах, замечу, при Трампе так и не произошло серьезного обновления кадров.
— На фоне нападок на Дональда Трампа внутри США показатели Gallup весьма для него неприятны, — отмечает доцент Финансового университета при правительстве РФ Геворг Мирзаян. — С другой стороны, сравнивать рейтинги Трампа, Обамы и Билла Клинтона не вполне корректно. Никто из предшественников Трампа не находился с самого начала президентства в ситуации прессинга. И никто, будучи кандидатом, не имел такого высокого антирейтинга, как Трамп — около 20%.
Именно это объясняет нынешний низкий рейтинг Трампа. Еще будучи кандидатом, он был симпатичен всего 40% американцев. Так что сейчас, я считаю, ситуация принципиально не изменилась.
«СП»: — Может ли привести такой низкий рейтинг к импичменту?
— Нет. Для этого нужны более серьезные основания. Другое дело, что с таким рейтингом Трампу будет сложнее работать. В целом, я считаю, Трамп пока не сделал ничего, чтобы в нем глобально разочароваться.
«СП»: — Но ожиданий России он не оправдал, разве не так?
— Давайте смотреть на факты и отбрасывать риторику. О ракетном ударе по Сирии нас Трамп предупредил, и он выступает категорически против ввода в Сирию наземных сил международной коалиции во главе с США. Такая наземная операция, замечу, серьезно смешала бы нам карты на Ближнем Востоке. Трамп не мешает нам и на Украине. Да, внутри США он предпочитает жесткую риторику по украинской тематике, но на деле фактически отказывается встречаться с украинским президентом Петром Порошенко.
В целом, я считаю, Трамп хорошо понимает, где проходят «красные линии». Да, его политика немного авантюрна, но, как показала ситуация вокруг Северной Кореи, «линии» он переступать не собирается. Поэтому до сих пор, я считаю, есть надежда, что многое решится в позитивном ключе на встрече Трампа с Путиным.