Избирательный марафон на Западе постепенно завершается. Осталось дождаться результатов парламентских выборов в Великобритании и Германии.
В Соединенном Королевстве они определят, какой мандат доверия получит премьер-министр Тереза Мэй для проведения процедуры выхода страны из Евросоюза. До недавнего времени сохранялась интрига относительно того, какой будет ее поддержка в Шотландии и Северной Ирландии. Сумеют ли местные националисты, выступающие за «единую Европу», добиться здесь большинства? Однако несколько дней назад прошли региональные выборы, и они принесли победу сторонникам единства с Англией. Противники Brexit оказались в меньшинстве в местных органах власти. И независимо от того, удастся ли им мобилизовать свои силы на парламентских выборах, расколоть Соединенное Королевство и тем самым заблокировать выход из ЕС уже будет проблематично.
В Германии канцлер Ангела Меркель также надеется укрепить свои позиции внутри страны. Но, в отличие от Мэй, это ей необходимо не для выхода из ЕС, а для его укрепления. Удастся ли Меркель сохранить лидерство своей партии — пока сказать сложно. Но какая бы политическая сила не заняла первое место, в силу раздробленности электората ей придётся создавать коалицию со своей ближайшей соперницей. А это значит, что при любых итогах голосования новый коалиционный кабинет будет состоять из христианских демократов и социал-демократов.
Таким образом, уже сегодня можно спрогнозировать, каким будем европейский политический ландшафт. Намного сложнее предсказать какой будет западная внешняя политика.
Завершение избирательных кампаний далеко не всегда приводит к внутриполитической стабилизации.
Так, Эммануэль Макрон, победив на президентских выборах, столкнулся с тем, что его политические возможности могут быть значительно ограничены отсутствием большинства в Национальном собрании. На июнь запланированы парламентские выборы, но команда нынешнего хозяина Елисейского дворца уже сегодня признает, что не рассчитывает на победу. Следовательно, придется договариваться с оппонентами, идти им на уступки. Но даже в случае успеха переговоров любое сотрудничество с политическими противниками будет ситуативным, неустойчивым.
Трудности ждут и фаворитов избирательных кампаний других стран.
А самым главным дестабилизирующим фактором является отсутствие ясной стратегии со стороны многолетнего лидера западного мира — Соединенных Штатов.
В момент избирательной кампании в этой стране нынешний президент Дональд Трамп говорил о наличии у него новой внешнеполитической стратегии, отличной от той, которая была ранее.
Прошло уже несколько месяцев, как мультимиллионер занял Овальный кабинет". Соединенные Штаты по-прежнему претендуют на мировую гегемонию, однако внешнеполитическая линия предыдущих администраций подвергнута жесткой критике. Тем не менее, обещанная новая стратегия внешней политики так и не представлена.
То ли она не имеет поддержки внутри собственной партии. То ли ее вообще не существовало.
В то же время со стороны Белого дома постоянно звучат противоречивые заявления, сопровождаемые декларациями о намерении сократить финансовую помощь своим союзникам. И в этой ситуации каждый из «партнеров» Вашингтона вынужден самостоятельно решать, как ему действовать дальше.
Привыкшие механически исполнять пожелания заокеанского Господина, они вдруг обнаружили, что просто не знают, какой стратегии теперь придерживаться. Предоставленные сами себе, лишенные ясных целей они сосредотачиваются на внутренних проблемах. Во внешней политике они только и способны, что перейти на управление в «ручном режиме». Не имея четкой линии, лишь инстинктивно реагируют на возникающие новые вызовы.
В этой ситуации общей разбалансированности, многие процессы вдруг оказались вне поля зрения западных стран.
Так, Украина, на создание русофобского проекта в которой были потрачены многие десятилетия и огромны финансовые вливания, вдруг выпала из активного политического процесса Запада. Более того, она полностью исчезла из информационного пространства западных стран. Причем настолько, что, складывается впечатление, что Запад просто забыл про существование им же созданного киевского режима.
Как «забыл» про множество других стран, которым Вашингтон ранее навязывал свои интеграционные проекты — такие как Транстихоокеанское торговое партнерство и другие.
На этом фоне все эти государства оказались в ситуации, когда они не знают, что делать. И этой ситуацией спешит воспользоваться Китай.
Он предлагает новый образ будущего, в котором каждому будет предоставлено право на политическую и экономическую свободу. Никто больше не будет навязывать интеграционных проектов, а все взаимоотношения станут выстраиваться на двухсторонней основе — путем создания многочисленных зон свободной торговли.
В то время когда Вашингтон сокращает финансовую помощь, а с некоторых «партнеров» еще и требует вернуть долги, Поднебесная играет на контрастах.
Чтобы предлагаемый ею образ будущего выглядел как можно более привлекательным, слаборазвитым странам предлагается широкий инвестиционный пакет в десятки миллиардов долларов.
Три года Украина шла на Запад, чувствуя себя в центре международной политики. А сегодня вдруг оказалось, что избранный ею путь оказался на обочине международных процессов. Все взоры обращены не в западном направлении, а на Восток.