Почему ДНР и Украина возвеличивают кровопролитную битву за воздушную гавань - «Политика» » Новости Дня Сегодня
Почему ДНР и Украина возвеличивают кровопролитную битву за воздушную гавань - «Политика» 20:00 Пятница 0 362
29-09-2017, 20:00

Почему ДНР и Украина возвеличивают кровопролитную битву за воздушную гавань - «Политика»



В конце сентября 2014 года начался второй этап боев за аэропорт Донецка имени Сергея Прокофьева. В историю противостояния в Донбассе битва за воздушную гавань вошла как самая продолжительная. В общей сложности сражение длилось около 240 дней. Обе стороны конфликта считают его важной вехой и подчеркивают героизм участников.


На Украине оборонявшихся военнослужащих и добровольцев за стойкость и мужество называют «киборгами». В Донецкой народной республике победу ополчения также героизируют. Об огромном количестве жертв в период ожесточенных столкновений по-прежнему непринято вспоминать ни с той, ни другой стороны. Подсчетом убитых никто до сих пор не занимался.  


Сегодня мало кто помнит, что совсем недавно аэропорт, названный в честь великого русского композитора, был произведением современной архитектуры. Воздушная гавань обрела новый облик в 2012 году накануне чемпионата Европы по футболу. Планировалось, что в 2015 году Донецкий аэропорт будет обслуживать около четырех миллионов человек в год. В модернизацию инфраструктуры было вложено 900 миллионов долларов, но в считанные недели гавань оказалась разрушена.


В тылу ополчения


В ночь на 26 мая 2014 почти вся территория аэропорта перешла под контроль батальона «Восток», который создал бывший командир донецкой группы «Альфа» Александр Ходаковский. Воздушную гавань удерживал 3-й полк Кировоградского спецназа, но, как утверждает Ходаковский, ему удалось уговорить коллег не открывать огонь.


Однако днем 26 мая штурмовики Су-25 и вертолеты Ми-24 нанесли по ополчению первые удары. Украинские спецназовцы беспрепятственно совершили высадку с вертолетов и открыли снайперский огонь. Жертвами неудачного штурма стали около 50 из 120 ополченцев. Действия отряда Ходаковского были несогласованными и привели к печальным результатам.


«Жуткое обстоятельство: грузовики с уходящими из аэропорта расстреляли свои же. Один из взводов «восточных» принял грузовики за украинские и встретил выходящих из аэропорта огнем. Уверенные, что атакует украинская Нацгвардия, засадчики буквально изрешетили грузовики. Расстреляв машины, «восточные» подошли ближе и только тогда увидели на телах георгиевские ленточки…», — рассказывает военный обозреватель Евгений Норин.


Несмотря на поражение, протестная волна, накрывшая на Донбасс, привела к тому, что аэропорт оказался в достаточно глубоком тылу. Отряды ополчения заблокировали украинских военнослужащих. По состоянию на июль 2014 года аэропорт удерживали около тысячи силовиков. Снабжение группировки осуществлялось силами транспортной авиации.


В июне украинская армия не обладала ресурсами для деблокады гарнизона, а у ополчения не хватало сил, чтобы выбить ВСУ. Как правило, любая наступательная операция требует трехкратного численного превосходства на определенном участке боевых действий. В тот момент такой роскоши Вооруженные силы Новороссии (ВСН) позволить себе не могли.


Источник угроз


Летом 2014 года развернулись ожесточенные сражения за города самопровозглашенных республик. После падения Славянска (5 июля) под угрозой оказался Донецк. ВСН терпели поражения и были вынуждены отступать к Донецку. Если верить бывшему министру обороны ДНР Игорю Стрелкову, 22 июля гарнизон аэропорта был деблокирован.


К находившимся в аэропорту спецназовцам присоединились украинские десантники (79-я аэромобильная бригада), боевики «Правого сектора» (организация запрещена в РФ) и сотрудники подразделения особого назначения МВД Украины «Днепр-1». Расположенное неподалеку от аэропорта и самого Донецка село Пески, помимо бойцов «Днепра-1», заняли артиллеристы и танкисты 93-й отдельной механизированной бригады (ОМБР).


Таким образом ВСУ установили канал снабжения гарнизона и перебросили в аэропорт тяжелое вооружение. С этого момента воздушная гавань стала источником военных угроз для ВСН и близлежащих районов Донецка. Власти ДНР утверждали, что из района аэропорта регулярно обстреливаются жилые кварталы. Но, скорее всего, постоянным обстрелам подверглись позиции ополчения, а за промахи ВСУ расплачивались мирные граждане.


В июле-августе 2014 года существовали вполне оправданные опасения, что воздушная гавань превратиться в плацдарм для наступления на столицу непризнанной республики. В Киеве не скрывали желания положить конец «сепаратистскому движению» ко Дню независимости, который отмечается 24 августа.


В течение августа ВСН предпринимали несколько попыток захватить аэропорт. Все они оказывались безуспешными из-за нехватки тяжелого вооружения и противотанковых ракетных комплексов. ПТРК показали свою эффективность при поражении живой силы противника, которая оборудовала в зданиях огневые точки.


5 сентября 2014 года после разгрома ВСУ под Иловайском было объявлено первое Минское перемирие. Победа позволила ВСН перебросить подкрепление в Донецк. В конце сентября боевые действия за аэропорт возобновились, однако украинские силовики смогли отразить все атаки и продолжали полностью контролировать гавань, включая терминалы, ангары и склады.


С октября 2014 года ВСУ начали испытывать достаточно серьезные проблемы. Дорога из посёлка Пески в аэропорт находилась под постоянным обстрелом. Периодически ополчение подбивало украинскую бронетехнику, в том числе и на взлетно-посадочной полосе. С каждым днем снабжение гарнизона становилось труднее осуществлять.


Защитники воздушной гавани понимали, что долго такое положение дел продолжаться не может: ВСУ либо развернут наступление на город, а Минск-1 это прямо запрещал, либо они окажутся в котле. В течение осени ситуация для тех, кого потом назовут «киборгами», заметно осложнилась. ВСН захватили поселок Спартак и часть технических строений. В первой половине декабря ополчение заняло старый терминал.


Считается, что успехов удалось достичь благодаря прибытию батальона «Спарта» под командованием Арсена Павлова («Моторола») и батальона «Сомали» под командованием Михаила Толстых («Гиви»). Киев утверждает, что ополчению помогали регулярные части российской армии.


В декабре ВСУ контролировали новый терминал, но сообщение с Песками было фактически прервано. Артиллерия из посёлка не могла вести огонь по позициям ВСН, так как линия соприкосновения пролегала порой в нескольких метрах. В результате ослабления гарнизона и натиска «Спарты» и «Сомали» в середине января 2015 года аэропорт пал.


Легенда о «киборгах»


Уцелевшая часть силовиков ушла в Пески и Авдеевку. Однако вплоть до 21 января Киев отказывался признавать сдачу нового терминала, ссылаясь на то, что «киборги» продолжают сопротивление. 22 января ВСН передали противнику пленных силовиков и гробы с погибшими. 


Очередное поражение могло стать звонкой пощечиной постмайданной власти, поводом для дискуссии о том, стоит ли дальше продолжать гражданскую войну. Однако режим Порошенко заранее подготовил плацдарм для отступления. Еще осенью украинская пропаганда создала красивую легенду героических боев «киборгов». Потеря аэропорта воспринималась украинским обществом как вынужденная мера из-за «российской агрессии».


Киев предпочитает не уточнять потери ВСУ. Если верить Донецку, то в результате разбора завалов в феврале 2014 года были обнаружены тела 373 «киборгов», из них 306 были переданы украинской стороне. Ополчение признавало факт стойкости противника, однако указывало на бездарное руководство боевыми действиями и убеждало пленных силовиков в том, что их предали.


Между тем на Украине битва за Донецкий аэропорт (наряду с Майданом) превратилась в некую культовую веху в истории страны. 6 декабря 2017 года в прокат выйдет фильм о «легендарных киборгах», снятый за государственные деньги. При этом ни одно украинское СМИ не удосужилось сделать передачу или репортаж о том, как живут сейчас покалеченные физически и морально защитники аэропорта.


Возвеличивание подвига ВСУ (а он, судя по всему, действительно имел место быть) доходит до откровенного маразма. Понятие «киборг» в значении защитник аэропорта на Украине было фактически монополизировано. Например, недавно журналисты поддержали неадекватные претензии силовиков к компании Apple, в рекламе которой появился «киборг из России» — инвалид с бионическим протезом Дмитрий Игнатов. Украинские бойцы заявили, что американская компания должна извиниться и впредь согласовывать с ними употребление слово «киборг» в рекламе.  


Кровопролитная битва за аэропорт, если отбросить политические оценки, действительно является примером мужества с обеих сторон конфликта. Однако наряду с этим сражение за воздушную гавань это и трагедия национального масштаба. Погибли сотни людей, имена которых до сих пор неизвестны, было полностью разрушено одно из величественных сооружений Украины.


Очень верно по этому поводу высказался в интервью RT политолог Владимир Скачко: «Безусловно, сражение за аэропорт — это символ национальной трагедии. В аэропорту сидели обычные ребята, это не были элитные части и суперподготовленные бойцы, какими их стараются представить. Как только ополчение получило подмогу, их оттуда выбили. Ничего героического здесь нет». 


В конце сентября 2014 года начался второй этап боев за аэропорт Донецка имени Сергея Прокофьева. В историю противостояния в Донбассе битва за воздушную гавань вошла как самая продолжительная. В общей сложности сражение длилось около 240 дней. Обе стороны конфликта считают его важной вехой и подчеркивают героизм участников. На Украине оборонявшихся военнослужащих и добровольцев за стойкость и мужество называют «киборгами». В Донецкой народной республике победу ополчения также героизируют. Об огромном количестве жертв в период ожесточенных столкновений по-прежнему непринято вспоминать ни с той, ни другой стороны. Подсчетом убитых никто до сих пор не занимался. Сегодня мало кто помнит, что совсем недавно аэропорт, названный в честь великого русского композитора, был произведением современной архитектуры. Воздушная гавань обрела новый облик в 2012 году накануне чемпионата Европы по футболу. Планировалось, что в 2015 году Донецкий аэропорт будет обслуживать около четырех миллионов человек в год. В модернизацию инфраструктуры было вложено 900 миллионов долларов, но в считанные недели гавань оказалась разрушена. В тылу ополчения В ночь на 26 мая 2014 почти вся территория аэропорта перешла под контроль батальона «Восток», который создал бывший командир донецкой группы «Альфа» Александр Ходаковский. Воздушную гавань удерживал 3-й полк Кировоградского спецназа, но, как утверждает Ходаковский, ему удалось уговорить коллег не открывать огонь. Однако днем 26 мая штурмовики Су-25 и вертолеты Ми-24 нанесли по ополчению первые удары. Украинские спецназовцы беспрепятственно совершили высадку с вертолетов и открыли снайперский огонь. Жертвами неудачного штурма стали около 50 из 120 ополченцев. Действия отряда Ходаковского были несогласованными и привели к печальным результатам. «Жуткое обстоятельство: грузовики с уходящими из аэропорта расстреляли свои же. Один из взводов «восточных» принял грузовики за украинские и встретил выходящих из аэропорта огнем. Уверенные, что атакует украинская Нацгвардия, засадчики буквально изрешетили грузовики. Расстреляв машины, «восточные» подошли ближе и только тогда увидели на телах георгиевские ленточки…», — рассказывает военный обозреватель Евгений Норин. Несмотря на поражение, протестная волна, накрывшая на Донбасс, привела к тому, что аэропорт оказался в достаточно глубоком тылу. Отряды ополчения заблокировали украинских военнослужащих. По состоянию на июль 2014 года аэропорт удерживали около тысячи силовиков. Снабжение группировки осуществлялось силами транспортной авиации. В июне украинская армия не обладала ресурсами для деблокады гарнизона, а у ополчения не хватало сил, чтобы выбить ВСУ. Как правило, любая наступательная операция требует трехкратного численного превосходства на определенном участке боевых действий. В тот момент такой роскоши Вооруженные силы Новороссии (ВСН) позволить себе не могли. Источник угроз Летом 2014 года развернулись ожесточенные сражения за города самопровозглашенных республик. После падения Славянска (5 июля) под угрозой оказался Донецк. ВСН терпели поражения и были вынуждены отступать к Донецку. Если верить бывшему министру обороны ДНР Игорю Стрелкову, 22 июля гарнизон аэропорта был деблокирован. К находившимся в аэропорту спецназовцам присоединились украинские десантники (79-я аэромобильная бригада), боевики «Правого сектора» (организация запрещена в РФ) и сотрудники подразделения особого назначения МВД Украины «Днепр-1». Расположенное неподалеку от аэропорта и самого Донецка село Пески, помимо бойцов «Днепра-1», заняли артиллеристы и танкисты 93-й отдельной механизированной бригады (ОМБР). Таким образом ВСУ установили канал снабжения гарнизона и перебросили в аэропорт тяжелое вооружение. С этого момента воздушная гавань стала источником военных угроз для ВСН и близлежащих районов Донецка. Власти ДНР утверждали, что из района аэропорта регулярно обстреливаются жилые кварталы. Но, скорее всего, постоянным обстрелам подверглись позиции ополчения, а за промахи ВСУ расплачивались мирные граждане. В июле-августе 2014 года существовали вполне оправданные опасения, что воздушная гавань превратиться в плацдарм для наступления на столицу непризнанной республики. В Киеве не скрывали желания положить конец «сепаратистскому движению» ко Дню независимости, который отмечается 24 августа. В течение августа ВСН предпринимали несколько попыток захватить аэропорт. Все они оказывались безуспешными из-за нехватки тяжелого вооружения и противотанковых ракетных комплексов. ПТРК показали свою эффективность при поражении живой силы противника, которая оборудовала в зданиях огневые точки. 5 сентября 2014 года после разгрома ВСУ под Иловайском было объявлено первое Минское перемирие. Победа позволила ВСН перебросить подкрепление в Донецк. В конце сентября боевые действия за аэропорт возобновились, однако украинские силовики смогли отразить все атаки и продолжали полностью контролировать гавань, включая терминалы, ангары и склады. С октября 2014 года ВСУ начали испытывать достаточно серьезные проблемы. Дорога из посёлка Пески в аэропорт находилась под постоянным обстрелом. Периодически ополчение подбивало украинскую бронетехнику, в том числе и на взлетно-посадочной полосе. С каждым днем снабжение гарнизона становилось труднее осуществлять. Защитники воздушной гавани понимали, что долго такое положение дел продолжаться не может: ВСУ либо развернут наступление на город, а Минск-1 это прямо запрещал, либо они окажутся в котле. В течение осени ситуация для тех, кого потом назовут «киборгами», заметно осложнилась. ВСН захватили поселок Спартак и часть технических строений. В первой половине декабря ополчение заняло старый терминал. Считается, что успехов удалось достичь благодаря прибытию батальона «Спарта» под командованием Арсена Павлова («Моторола») и батальона «Сомали» под командованием Михаила Толстых («Гиви»). Киев утверждает, что ополчению помогали регулярные части российской армии. В декабре ВСУ контролировали новый терминал, но сообщение с Песками было фактически прервано. Артиллерия из посёлка не могла вести огонь по позициям ВСН, так как линия соприкосновения пролегала порой в нескольких метрах. В результате ослабления гарнизона и натиска «Спарты» и «Сомали» в середине января 2015 года аэропорт пал. Легенда о «киборгах» Уцелевшая часть силовиков ушла в Пески и Авдеевку. Однако вплоть до 21 января Киев отказывался признавать сдачу нового терминала, ссылаясь на то, что «киборги» продолжают сопротивление. 22 января ВСН передали противнику пленных силовиков и гробы с погибшими. Очередное поражение могло стать звонкой пощечиной постмайданной власти, поводом для дискуссии о том, стоит ли дальше продолжать гражданскую войну. Однако режим Порошенко заранее подготовил плацдарм для отступления. Еще осенью украинская пропаганда создала красивую легенду героических боев «киборгов». Потеря аэропорта воспринималась украинским обществом как вынужденная мера из-за «российской агрессии». Киев предпочитает не уточнять потери ВСУ. Если верить Донецку, то в результате разбора завалов в феврале 2014 года были обнаружены тела 373 «киборгов», из них 306 были переданы украинской стороне. Ополчение признавало факт стойкости противника, однако указывало на бездарное руководство боевыми действиями и убеждало пленных силовиков в том, что их предали. Между тем на Украине битва за Донецкий аэропорт (наряду с Майданом) превратилась в некую культовую веху в истории страны. 6 декабря 2017 года в прокат выйдет фильм о «легендарных киборгах», снятый за государственные деньги. При этом ни одно украинское СМИ не удосужилось сделать передачу или репортаж о том, как живут сейчас покалеченные физически и морально защитники аэропорта. Возвеличивание подвига ВСУ (а он, судя по всему, действительно имел место быть) доходит до откровенного маразма. Понятие «киборг» в значении защитник аэропорта на Украине было фактически монополизировано. Например, недавно журналисты поддержали неадекватные претензии силовиков к компании Apple, в рекламе которой появился «киборг из России» — инвалид с бионическим протезом Дмитрий Игнатов. Украинские бойцы заявили, что американская компания должна извиниться и впредь согласовывать с ними употребление слово «киборг» в рекламе. Кровопролитная битва за аэропорт, если отбросить политические оценки, действительно является примером мужества с обеих сторон конфликта. Однако наряду с этим сражение за воздушную гавань это и трагедия национального масштаба. Погибли сотни людей, имена которых до сих пор неизвестны, было полностью разрушено одно из величественных сооружений Украины. Очень верно по этому поводу высказался в интервью RT политолог Владимир Скачко: «Безусловно, сражение за аэропорт — это символ национальной трагедии. В аэропорту сидели обычные ребята, это не были элитные части и суперподготовленные бойцы, какими их стараются представить. Как только ополчение получило подмогу, их оттуда выбили. Ничего героического здесь нет».
Новости дня / ДНР и ЛНР / Спорт / Здоровье / Видео / Россия / Ростов-на-Дону / Технологии / Политика / Мероприятия / Фото репортаж 09:55 Воскресенье 0 14 941 Автодилеры попросили Минпромторг отложить повышение цен на иномарки Фото Andrew Akabane | Unsplash Ассоциация "Российские автодилеры" (РоАД) обратилась к министру торговли и промышленности Антону Алиханову с просьбой отложить намеченное на 1 октября

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl