Опросы Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) демонстрируют, что популярность российской армии достигла исторического максимума за минувшие 30 лет. В преддверии празднования Дня защитника Отечества, социологи сообщили о том, что Вооруженные силы РФ лучшими в мире считают 31% респондентов.
Более половины граждан назвали российскую армию одной из лучших в мире. ВЦИОМ отмечает, что в 1990 году индекс боеспособности составлял минус 23 пункта, а сейчас он достиг исторического максимума в 73 пункта. Налицо — очевидный диссонанс общественного мнения с реальностью, который требует подробного разъяснения.
Тотальное сокращение
В позднесоветские годы советские войска находились на пике своего могущества. Перед распадом СССР армия насчитывала 3,4 миллиона человек, 54 тысячи танков, 64 тысячи артиллерийских орудий, 4,5 тысячи вертолетов и около 5 тысяч самолетов. По данным на 2017 год, в российских ВС — 830 тысяч (официальные данные — около миллиона) военнослужащих, 2,7 тысячи танков (на хранении — 17,5 тысячи единиц), 4,3 тысячи единиц тяжелой артиллерии, свыше тысячи самолетов и более 600 вертолетов.
Таким образом современная российская военная машина РФ не представляет собой и пятой части той мощи, которой обладала советская армия. В то же время столь масштабное сокращение ВС было полностью оправдано с геополитической и экономической точек зрения. С окончанием холодной войны пропала необходимость держать огромные сухопутные силы. Основной тренд развития армий развитых стран последние 30 лет заключается в повышении мобильности для участия в локальных конфликтах.
Подавляющее большинство западных государств уменьшили свой военный потенциал до минимума. Например, в ряде небольших стран НАТО (Бельгия, прибалтийские республики) полностью отсутствуют танки. Сегодня большая часть армий европейских стран, входящих в НАТО, существует лишь на бумаге. В случае потенциального конфликта Европа не способна дать эффективный отпор группировке, дислоцированной в Западном и Южном военных округах РФ.
Это прекрасно понимают стратеги альянса, и потому заставляют европейцев увеличивать расходы на оборону при одновременном наращивании присутствия американских войск у рубежей РФ.
На фоне небоеспособной Европы российская армия действительно смотрится как образцовый военный институт. Однако реальность не такая красочная как порой хочется представлять. Во-первых, в военном отношении еще минимум полвека абсолютным гегемоном будут США. Во-вторых, ключевые угрозы развития российских ВС заключены во внутренних неурядицах — слабая экономика, коррупция, неэффективное расходование средств, бюрократизм.
Развитие в ущерб
Главный геополитический противник РФ — Соединенные Штаты — занимают непримиримую позицию по поводу роста военной мощи наших ВС. Россия поддерживает паритет с США лишь в небольшом количестве сфер — стратегические ядерные силы, радиоэлектронная борьба, танки и бронетехника. Американские войска — абсолютный лидер — в артиллерии, авиации, военной и космической разведке, ракетном вооружении и на флоте, включая подводные силы. Поэтому военная стратегия России сводится к сдерживанию, а не активной конкуренции с США.
В федеральных СМИ можно найти огромное количество материалов о том, как неумело американцы тратят деньги на вооруженные силы или проваливают военные операции. При этом опускается тот факт, что военный бюджет заокеанской сверхдержавы (несмотря на кажущиеся громадные размеры — свыше 700 миллиардов долларов) формируется, в отличие от расходов на оборону РФ, по остаточному принципу.
Иными словами, власти США не могут увеличивать военные расходы в ущерб социальным программам, которые являются абсолютным приоритетом. В поисках дополнительных средств на нужды армии Америка может увеличить госдолг, запустить печатный станок или сотворить очередной банковский кризис. Бюджетное правило остаточного финансирования ВС не изменится.
Именно слабая экономика является основным вызовом для российской армии и общества. Гонку вооружений, которую Вашингтон любезно предлагает Москве, Россия не потянет. По мнению большей части экономистов, военный бюджет РФ (46 миллиардов долларов) должен быть сокращен. Однако в таком случае придется пустить под нож множество важнейших направлений в сфере перевооружения.
Ахиллесова пята нашей страны в том, что развитие Вооруженных сил идет в ущерб социальной сфере, а внутри армии сохраняется традиционный перекос в сторону ядерного оружия. При формировании военного бюджета и закупочной политики (Госпрограмма вооружения) на первом месте стоят нужды РВСН, атомного подводного флота и стратегической авиации. Это залог сохранения суверенитета РФ, все остальное финансируется по остаточному принципу.
России всегда приходится делать непростой выбор, урезая уровень жизни населения и закрывая перспективные программы по разработке или закупке обычных вооружений. Так, ближайшие 10 лет в сложной ситуации будут находиться надводные соединения ВМФ. В небоеспособном состоянии могут оказаться крупные боевые корабли, а единственный авианосец «Адмирал Кузнецов» — приказал долго жить, учитывая неясные планы по его ремонту.
При этом в ВС РФ заметно подтянется атомный подводный флот, РВСН получат новые межконтинентальные ракеты, Сухопутные войска смогут похвастаться техникой и экипировкой нового поколения.
Примерно такое положение дел было и в Советском Союзе. Военно-политическое руководство СССР вкладывало средства в ракеты и танки, игнорируя призывы конструкторов профинансировать в должной мере разработку тяжелых беспилотников. В итоге Россия пропустила революцию в беслилотной сфере. Сейчас на этом направлении нашу страну обгоняют США, Израиль, Франция, Великобритания, Китай и даже Иран.
Экзистенциальная мощь
Россия во всех ведущих рейтингах (даже без учета ядерных сил) занимает второе место с достаточно большим отрывом от Китая и Индии. Безусловно, у нас в стране одна из лучших армий мира. Вооруженные силы обеспечивают надежное сдерживание Соединенных Штатов, заимствуют (публично об этом не говорится) передовой западный опыт, продолжают славные традиции предыдущих поколений.
Большинство положительных изменений связано с приходом на Фрунзенскую набережную Сергея Шойгу. Доля современной и модернизированной техники в войсках с 2012 года выросла в три раза, до 59,5%. Фигура бывшего «министра по чрезвычайным ситуациям» крайне популярна в народе, и рост авторитета военной службы во многом связан именно с ним.
Огромную гордость россияне испытывают за успешные операции в Сирии — пуски знаменитых «Калибров», точечные удары ВКС, действия спецназовцев. Слезы и горечь вызывают у наших граждан потери, которые несет российская группировка в САР. Гибель каждого солдата и офицера на войне воспринимается как утрата близкого человека. В этой неразрывной связи армии и народа заключена экзистенциальная мощь России.