Индия вооружается, Китай инвестирует - «Политика» » Новости Дня Сегодня
Индия вооружается, Китай инвестирует - «Политика» 00:00 Воскресенье 0 1 375
7-05-2023, 00:00

Индия вооружается, Китай инвестирует - «Политика»


Индия вооружается, Китай инвестирует - «Политика»

США пытаются выстроить систему международных альянсов, направленную против Китая, но их планы встречают серьезное противодействие.

Группа I2U2 — так называется альянс Индии, Израиля, Объединенных Арабских Эмиратов и Соединенных Штатов. В их первом общем заявлении от 14 июля 2022 г. говорилось, что страны, входящие в объединение, намерены сотрудничать в «совместных инвестициях и новых инициативах в области водных ресурсов, энергетики, транспорта, космоса, здравоохранения и продовольственной безопасности».

Безусловно, экономические проекты важны, однако с ними тесно переплетаются геополитические расчеты. Некоторые исследователи, например, Мохаммед Солиман, полагают, что со временем появится более широкий «Индо-авраамический альянс», который, кроме стран этой четверки, расширится за счет Египта и Саудовской Аравии. Это, по мнению Солимана, создаст «благоприятный баланс сил, поддерживающий мир и безопасность в Западной Азии». Тут имеется в виду, кроме прочего, то, что США смогут опереться на альянс, выстраивая свою ближневосточную политику.


Многие наблюдатели считают, что группа I2U2 стала продолжением другой «четверки». Имеется в виду Четырехсторонний диалог по безопасности — стратегический альянс между Австралией, Индией, Японией и США, который поддерживается переговорами между странами-участницами. Диалог был инициирован в 2007 г. премьер-министром Японии Синдзо Абэ при поддержке премьер-министра Австралии Джона Говарда, премьер-министра Индии Манмохана Сингха и вице-президента США Дика Чейни.


Данное дипломатическое и военное соглашение может рассматриваться как попытка всестороннего сдерживания Китая в индо-тихоокеанском регионе, поскольку экономическая и военно-политическая мощь Пекина постоянно росли в последние десятилетия, что стало вызывать беспокойство соседей.

Таким образом, согласно стратегическим проектам, одобренным в столицах ряда государств, индо-тихоокеанский регион должен соединиться с Ближним Востоком, создавая каркас экономического и военного сотрудничества, призванного блокировать влияние КНР и обеспечить сохранение влияния США.

Эти проекты также могут рассматриваться как альтернатива китайскому экономическому и инфраструктурному плану «Пояс — Путь», призванному превратить Евразию в общий рынок, где значительные элементы единой системы будут контролироваться Пекином. Но на практике, подобная программа-максимум сталкивается с целым рядом сложностей.

Индия — это вероятная сверхдержава будущего, для которой соседний Китай является главным военным и геополитическим противником. Вооруженные столкновения двух стран на спорных приграничных территориях указывают на данное обстоятельство. Поэтому Индия нуждается в растущем партнерстве с Соединенными Штатами — главным антикитайским актором на планете. Тот факт, что страна состоит уже в двух альянсах, нацеленных против КНР, говорит о многом.

В Дели мечтают о том, чтобы транснациональные компании ушли из КНР под давлением американо-китайских противоречий, и перенесли свое производство в Индию, превратив ее в мировую супер-фабрику.

Дели лихорадочно закупает оружие у разных государств. Но там не хотели бы сильно зависеть в этом вопросе от США. Поэтому для Индии важно диверсифицировать закупки. Сохраняются традиционные торговые и оружейные связи с Россией. Индия покупает оружие и во Франции. И здесь очень велика роль Израиля. Для него Индия — импортер вооружений N1. Израиль с удовольствием передает Дели современное высокоточное оружие.

Кроме того, правительство премьер-министра Нарендры Моди, которое проводит экономическую и научно-техническую модернизацию, заинтересовано в сотрудничестве с мощным израильским технологическим сектором. Индийские капиталы, соединившись с высокими технологиями, могут дать результаты.

Однако, не все так просто. Индия и США хотели бы сокращения некоторых экономических связей между Израилем и Китаем. Товарооборот этих стран постоянно растет. Китайский капитал — один из главных спонсоров израильского хайтека, и в Иерусалиме не спешат отказываться от многомиллиардных китайских инвестиций. Индия и США обеспокоены этим обстоятельством, указывая на то, что КНР получает из Израиля новейшие технологии, которые он может использовать не только в гражданском, но и в оборонном секторе. Но израильское правительство противостоит давлению и от сотрудничества с Пекином не отказывается.

Парадокс в том, что и объемы торговли между самой Индией и КНР растут быстрыми темпами. Похоже, несмотря на все попытки усилить антирыночные меры в последние годы, отгородиться от Китая, это ни к чему нигде не приводит. Даже товарооборот КНР с США увеличился в прошлом году на 5%, достигнув $690. Экономические расчеты и выгоды часто берут верх над геополитикой (впрочем, так бывает не всегда).

Растущее экономическое проникновение КНР на Ближний Восток имеет и важные политические последствия. Главным из них стало недавнее восстановление дипломатических и экономических связей между Ираном и Саудовской Аравией при посредничестве Китая.


Иран — главный оппонент США и Израиля на Ближнем Востоке. Что касается Саудовской Аравии, то у нее также имеются масштабные противоречия с Ираном, которые распространяются почти на весь регион. Страны долгое время вели между собой прокси-войны, опираясь на союзников. Отношения между двумя государствами были разорваны в 2016 г. после того, как саудовский режим казнил влиятельного шиитского проповедника Нимр аль-Нимра, и в ответ в Тегеране протестующие напали на посольство КСА. Саудовцы бомбили проиранских партизан-хуситов в Йемене, а иранцы обстреляли крылатыми ракетами и дронами саудовские нефтеперерабатывающие предприятия в 2019 году. Страны по сути дела стояли на грани войны.

Именно с этим связаны надежды США, Израиля и в какой-то мере Индии, -на то, что саудовцы нормализуют отношения с Израилем (подобно тому, как это сделали ОАЭ в рамках т.н. соглашений Авраама) и, подобно эмиратцам, присоединятся к группе I2U2.

Однако, этого пока не случилось. Более того, активное участие китайской дипломатии в нормализации отношений между саудовцами и иранцами указало на растущую роль КНР на Ближнем Востоке.

Саудовско-иранские противоречия никуда не делись, и сотрудничество КСА с их главным союзником США, который защищает королевство от иранской армии, а также и с Израилем, будет продолжаться. Но ситуация складывается куда менее однозначно, чем надеялись в Дели, Вашингтоне, Иерусалиме.

Подводя итоги, можно сказать, что в настоящее время США и некоторые государства индо-тихоокеанского и ближневосточного регионов, обеспокоенные усилением КНР, стремятся создать систему экономических и военно-политических блоков, которая могла бы охватить всю Азию, с тем, чтобы блокировать китайское влияние. Но на практике эти проекты далеки от завершения и сталкиваются с серьезными проблемами и противоречиями, как на экономическом, так и на дипломатическом уровнях.


США пытаются выстроить систему международных альянсов, направленную против Китая, но их планы встречают серьезное противодействие. Группа I2U2 — так называется альянс Индии, Израиля, Объединенных Арабских Эмиратов и Соединенных Штатов. В их первом общем заявлении от 14 июля 2022 г. говорилось, что страны, входящие в объединение, намерены сотрудничать в «совместных инвестициях и новых инициативах в области водных ресурсов, энергетики, транспорта, космоса, здравоохранения и продовольственной безопасности». Безусловно, экономические проекты важны, однако с ними тесно переплетаются геополитические расчеты. Некоторые исследователи, например, Мохаммед Солиман, полагают, что со временем появится более широкий «Индо-авраамический альянс», который, кроме стран этой четверки, расширится за счет Египта и Саудовской Аравии. Это, по мнению Солимана, создаст «благоприятный баланс сил, поддерживающий мир и безопасность в Западной Азии». Тут имеется в виду, кроме прочего, то, что США смогут опереться на альянс, выстраивая свою ближневосточную политику. Многие наблюдатели считают, что группа I2U2 стала продолжением другой «четверки». Имеется в виду Четырехсторонний диалог по безопасности — стратегический альянс между Австралией, Индией, Японией и США, который поддерживается переговорами между странами-участницами. Диалог был инициирован в 2007 г. премьер-министром Японии Синдзо Абэ при поддержке премьер-министра Австралии Джона Говарда, премьер-министра Индии Манмохана Сингха и вице-президента США Дика Чейни. Данное дипломатическое и военное соглашение может рассматриваться как попытка всестороннего сдерживания Китая в индо-тихоокеанском регионе, поскольку экономическая и военно-политическая мощь Пекина постоянно росли в последние десятилетия, что стало вызывать беспокойство соседей. Таким образом, согласно стратегическим проектам, одобренным в столицах ряда государств, индо-тихоокеанский регион должен соединиться с Ближним Востоком, создавая каркас экономического и военного сотрудничества, призванного блокировать влияние КНР и обеспечить сохранение влияния США. Эти проекты также могут рассматриваться как альтернатива китайскому экономическому и инфраструктурному плану «Пояс — Путь», призванному превратить Евразию в общий рынок, где значительные элементы единой системы будут контролироваться Пекином. Но на практике, подобная программа-максимум сталкивается с целым рядом сложностей. Индия — это вероятная сверхдержава будущего, для которой соседний Китай является главным военным и геополитическим противником. Вооруженные столкновения двух стран на спорных приграничных территориях указывают на данное обстоятельство. Поэтому Индия нуждается в растущем партнерстве с Соединенными Штатами — главным антикитайским актором на планете. Тот факт, что страна состоит уже в двух альянсах, нацеленных против КНР, говорит о многом. В Дели мечтают о том, чтобы транснациональные компании ушли из КНР под давлением американо-китайских противоречий, и перенесли свое производство в Индию, превратив ее в мировую супер-фабрику. Дели лихорадочно закупает оружие у разных государств. Но там не хотели бы сильно зависеть в этом вопросе от США. Поэтому для Индии важно диверсифицировать закупки. Сохраняются традиционные торговые и оружейные связи с Россией. Индия покупает оружие и во Франции. И здесь очень велика роль Израиля. Для него Индия — импортер вооружений N1. Израиль с удовольствием передает Дели современное высокоточное оружие. Кроме того, правительство премьер-министра Нарендры Моди, которое проводит экономическую и научно-техническую модернизацию, заинтересовано в сотрудничестве с мощным израильским технологическим сектором. Индийские капиталы, соединившись с высокими технологиями, могут дать результаты. Однако, не все так просто. Индия и США хотели бы сокращения некоторых экономических связей между Израилем и Китаем. Товарооборот этих стран постоянно растет. Китайский капитал — один из главных спонсоров израильского хайтека, и в Иерусалиме не спешат отказываться от многомиллиардных китайских инвестиций. Индия и США обеспокоены этим обстоятельством, указывая на то, что КНР получает из Израиля новейшие технологии, которые он может использовать не только в гражданском, но и в оборонном секторе. Но израильское правительство противостоит давлению и от сотрудничества с Пекином не отказывается. Парадокс в том, что и объемы торговли между самой Индией и КНР растут быстрыми темпами. Похоже, несмотря на все попытки усилить антирыночные меры в последние годы, отгородиться от Китая, это ни к чему нигде не приводит. Даже товарооборот КНР с США увеличился в прошлом году на 5%, достигнув $690. Экономические расчеты и выгоды часто берут верх над геополитикой (впрочем, так бывает не всегда). Растущее экономическое проникновение КНР на Ближний Восток имеет и важные политические последствия. Главным из них стало недавнее восстановление дипломатических и экономических связей между Ираном и Саудовской Аравией при посредничестве Китая. Иран — главный оппонент США и Израиля на Ближнем Востоке. Что касается Саудовской Аравии, то у нее также имеются масштабные противоречия с Ираном, которые распространяются почти на весь регион. Страны долгое время вели между собой прокси-войны, опираясь на союзников. Отношения между двумя государствами были разорваны в 2016 г. после того, как саудовский режим казнил влиятельного шиитского проповедника Нимр аль-Нимра, и в ответ в Тегеране протестующие напали на посольство КСА. Саудовцы бомбили проиранских партизан-хуситов в Йемене, а иранцы обстреляли крылатыми ракетами и дронами саудовские нефтеперерабатывающие предприятия в 2019 году. Страны по сути дела стояли на грани войны. Именно с этим связаны надежды США, Израиля и в какой-то мере Индии, -на то, что саудовцы нормализуют отношения с Израилем (подобно тому, как это сделали ОАЭ в рамках т.н. соглашений Авраама) и, подобно эмиратцам, присоединятся к группе I2U2. Однако, этого пока не случилось. Более того, активное участие китайской дипломатии в нормализации отношений между саудовцами и иранцами указало на растущую роль КНР на Ближнем Востоке. Саудовско-иранские противоречия никуда не делись, и сотрудничество КСА с их главным союзником США, который защищает королевство от иранской армии, а также и с Израилем, будет продолжаться. Но ситуация складывается куда менее однозначно, чем надеялись в Дели, Вашингтоне, Иерусалиме. Подводя итоги, можно сказать, что в настоящее время США и некоторые государства индо-тихоокеанского и ближневосточного регионов, обеспокоенные усилением КНР, стремятся создать систему экономических и военно-политических блоков, которая могла бы охватить всю Азию, с тем, чтобы блокировать китайское влияние. Но на практике эти проекты далеки от завершения и сталкиваются с серьезными проблемами и противоречиями, как на экономическом, так и на дипломатическом уровнях.

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl