Утром 23 февраля в Риге бдительный гражданин шел мимо 96-й школы. И увидел, что дети заходят в школу, держа в руках воздушные шарики. Гражданин связал в уме два этих факта — 23 февраля и шарики — и написал заявление-донос в IKVD (похоже на НКВД, расшифровывается как «Государственная служба качества образования»). Гражданин выразил возмущение, что в латвийской школе отмечается советский праздник, и потребовал принять меры.
Спустя месяц в школу нагрянула проверка. В течение трех часов сотрудники IKVD изучали документы: план развития школы, воспитательную программу, планы классных руководителей. Затем допросили (провели анкетирование) учителей и школьников. Интересовались не только 23-м февраля, спрашивали, какие еще праздники отмечаются в школе, какие даты ученики празднуют дома, в кругу семьи и т. п.
Вышесказанное — не выдумки российской пропаганды, а самая что ни на есть повседневная реальность. Еще не Оруэлл, но уже где-то рядом.
Сотрудники IKVD действовали строго в рамках действующего законодательства. Несколько месяцев назад в Латвии приняли поправки к закону «Об образовании», карающие учителей за нелояльность государству. Под нелояльностью подразумеваются главным образом «пророссийские настроения». Осуществляет проверку и выносит вердикт IKVD. С уличенным в нелояльности учителем директор школы обязан немедленно расторгнуть трудовое соглашение. В течение пяти лет уволенный за нелояльность учитель не имеет права работать по профессии.
Ликвидировать русские школы — давняя мечта латвийских властей. Формально говоря, русских школ в Латвии нет — есть «школы национальных меньшинств». К ним относится и подвергнутая проверке на лояльность 96-я школа. Но по факту, в школах нацменьшинств учатся дети из русских семей, и часть предметов преподается на русском языке. В пропорции 60 на 40, т. е., 60% предметов должны преподаваться на государственном латышском, 40% — на родном русском.
Какое-то время латышские националисты питали иллюзию, что с помощью такой системы билингвального обучения (с преобладанием латышского) удастся ассимилировать русских детей, сделать из них латышей. Но не получилось. Русские школьники научились говорить и писать по-латышски, но для большинства из них Россия так и не стала враждебной страной, которую надо ненавидеть и бояться. Как и их родители, они ощущают себя русскими. Каждый год отметить День Победы к памятнику воинам-освободителям в Риге приходят десятки тысяч подростков, родившихся уже после распада СССР. Конечно, это нервирует власть. Гибридная война в разгаре, а тут такая «пятая колонна» подрастает…
Были сделаны выводы. Языковой контроль никуда не исчез, и «языковая инквизиция» (так в Латвии называют Центр государственного языка) продолжает свирепствовать, но после украинских событий основной упор был сделан на пресловутую «лояльность».
На мой взгляд, большинство российских СМИ, да и российский МИД неверно оценивают нынешнюю волну антироссийского милитаристского психоза, охватившего Прибалтику. Преобладает мнение, что психоз накручивают из Вашингтона, а латыши, эстонцы и литовцы просто смиренно подчиняются, как послушные солдатики.
Это не так. Понятно, что американцы хотят ослабить Россию, но своя конкретная цель есть и у прибалтийских националистов.
Существуют европейские правила игры, нельзя грубо в лоб заявить: мы будем душить русские школы и общественные организации именно за то, что они русские. Это было бы вопиюще неполиткорректно в XXI веке. Но можно, используя военный ажиотаж, объявить организацию или группу людей неблагонадежными, подозрительными, нелояльными, «врагами государства».
То есть, решения как бы продиктованы не русофобией, а интересами государственной безопасности.
Те же поправки к закону, карающие за нелояльность учителей, нереально было бы протащить через парламент, если бы не атмосфера антироссийской истерии. Как и другие законы последних лет, так или иначе направленные против русского сообщества Латвии.
Создав государство после Первой мировой войны, латышские националисты принялись за искоренение его естественной многонациональности. Особенно их раздражали три влиятельных общины: русские, евреи и немцы. Вторая мировая война помогла им избавиться от евреев (уничтожили) и немцев (уехали в добровольно-принудительном порядке). Остались русские.
Поэтому нужна новая — не война всерьез, но вот эта постоянная предвоенная напряженность, которая позволит ужесточить законодательство и дожать последнее крупное меньшинство, расчистив тем самым путь к мононациональному государству. Удар наносится по трем основным «пунктам сосредоточения» русских жителей Латвии: школы, общественные организации, СМИ.
… А по итогам проверки установлено, что 23 февраля в 96-й школе отмечали масленицу. Отсюда и шарики. Ну, масленицу можно, безобидный праздник. Сам я живу в пяти минутах ходьбы от этой школы. Как сообщили информированные соседи, бдительному гражданину вручена почетная грамота от IKVD «за развитое патриотическое чувство».
Рига