Наказанием украинцам за Волынскую резню назвал нынешний вооруженный конфликт в Донбассе архиепископ Львовского архидиоцеза римско-католической церкви Мечислав Мокшицкий. Такое мнение, как сообщила 30 мая украинская интернет-газета «Страна», священнослужитель высказал в интервью польскому изданию Niedziela,
Архиепископ призвал украинцев покаяться за массовые убийства поляков. «На украинском народе все еще лежит грех геноцида», — заявил Мокшицкий.
Как отмечает издание, публикация вызвала негативную реакцию на Западной Украине, в частности, среди прихожан греко-католической церкви, которых три года назад митрополит РКЦ призывал вернуть храмы римо-католикам. В частности, преподаватель Украинского католического университета, историк Андрей Павлишин предложил выслать из Украины Мокшицкого, который является гражданином Польши.
«Не засиделся ли в Украине этот иностранный гражданин, для которого украинцы — «эта нация», — написал на своей странице в Facebook Павлишин, который первым обратил внимание на интервью.
«Страна» отмечает, что в окружении Мокшицкого открестились от заявления священнослужителя.
«Митрополит такого не говорил, это не точный перевод», — заверил «Страну» пресс-секретарь Львовской архиепархии РКЦ Андрей Легович.
Он объяснил, что «слова митрополита о том, что необходимо выражать сожаление и извиняться за грех, следует понимать в религиозном контексте, ведь слово „грех“ применяется только в этом контексте». «Секретариат стремится выразить сожаление в связи с использованием слов архиепископа, интерпретированных вразрез с его намерениями», — говорится в заявлении регионального представительства римско-католической церкви.
Но «Страна» напоминает, что это не первое подобное заявление от поляков. Ранее профессор Богуслав Пазь из Вроцлавского университета отметился скандальным комментарием к видео с издевательствами над украинскими солдатами в Донбассе. «Бандеровская стерва получила по зубам, даже мило становится! И как тут не любить русских?», — написал он у себя в соцсети, за что был назван украинофобом.
Кроме того, издание сообщает, что среде прихожан греко-католической церкви во Львове появились опасения о противостоянии с римо-католиками, ведь большая часть местной общины РКЦ — поляки. «Может начаться война за церкви, а это путь к большему конфликту», — считает львовский преподаватель Игорь Романюк.
«Страна» напоминает, что РКЦ давно требует вернуть ее бывшие храмы, которые с начала 90-х принадлежат УГКЦ, и что Мокшицкий уже обвинял духовенство УГКЦ в «дискриминации верующих латинского обряда», а украинцев — в «захвате» костелов РКЦ. В УГКЦ, в свою очередь, притязаний РКЦ не признают.
Напомним, летом прошлого года польский парламент признал Волынскую резню геноцидом и утвердил 11 июля днем памяти жертв этой трагедии, в ходе которого было убито, по различным оценкам, от 30 тысяч до 100 тысяч человек.
По словам директора Центра евразийских исследований Владимира Корнилова, для свидомых украинцев тема Волынской резни и преступлений бандеровцев против поляков болезненна в связи с тем, что они привыкли всегда представлять себя в роли жертв, которым обязан весь мир.
— Кроме того, эта тема будет вечно раскалывать Украину и Польшу. Тема «геноцида» постоянно раскручивается украинцами в привязке к голоду 1930-х годов, но когда кто-то пытается применить термин «геноцид» к действиям украинских бандитов, сразу же звучат возмущения.
«СП»: — Будут ли приняты меры против Мокшицкого? Вышлют его из страны? К чему это может привести?
— Такие действия относительно представителя католической церкви приведут к обострению отношений не только между Киевом и Варшавой, но и между Киевом и Ватиканом. Я не думаю, что Порошенко готов пойти столь далеко. Мне кажется, что данный конфликт Киев попробует решить более тихо, по дипломатическим каналам
«СП»: — Насколько на Западной Украине сильны позиции римо-католиков?
— Позиции католиков усиливаются не только на Западе Украины, но и в Центральной Украине. Ватикан никогда не оставлял своих надежд заполучить Украину под свое крыло. Но я не думаю, что это приведет к обострению отношений между католиками и греко-католиками. Именно потому, что они служат одному начальнику — Папе Римскому
«СП»: — Насколько мнение, высказанное Мокшицким, распространено в Польше? Можно ли это считать озвучиванием позиции власти?
— Это, конечно, пока еще не позиция польской власти. Но Бандера, бандеровцы, Волынская резня — по этим вопросам у поляков в целом расхождений нет. Они справедливо считали и будут считать бандеровцев бандитами и террористами, виновными в гибели тысяч мирных поляков. Просто, когда речь заходит о поддержке киевского режима, официальные власти пока еще стараются выносить исторические споры за скобки.
«СП»: — Насколько вообще для Украины, создающей пропагандистский миф о тысячелетнем противостоянии с Россией, опасно обострение с Польшей? Готова ли она идеологически «воевать на два фронта»?
— Польша пока не готова идти на резкое обострение с Украиной, считая сейчас своей основной борьбой противостояние с Россией. Как только данное противостояние пойдет на спад, то начнет обострятся и вопрос украинско-польских историко-политических споров.
— Мнение, высказанное этим ксёндзом, безусловно, экзотическое, — считает старший преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачев.
— Но оно вполне ложится в ту оценку событий прошлого, которое преобладает в Польше. Резню на Волыни 1943−1944 гг. они считают геноцидом поляков, и требуют от Украины признания данного факта. И в этом едины все — правые, левые, еврооптимисты, евроскептики — кто угодно. А поскольку Польша сегодня намного сильнее, богаче и прочнее Украины, она будет продавливать это видение событий всеми способами.
«СП»: — То есть, надо ждать обострений в отношениях Киева и Варшавы по этой теме?
— Обострение, конечно, будет. Какие-нибудь очередные активисты радикальных националистических организаций могут обстрелять одно из польских консульств. Депутаты Рады от партии «Свобода» или кто-то из «комбатов» с депутатским значком могут погрозить Польше оргвыводами… Только это будет выглядеть как тявкание шавок. Рычагов давления на Польшу у Украины нет.
А до конфликта между УГКЦ и РКЦ дело дойдёт вряд ли — Ватикан этого не допустит. Не так уж много на Украине римских католиков (хотя они, безусловно, есть), чтобы им очень не хватало храмов… Но обострение отношений между галичанами и поляками наверняка повлияет на общение представителей двух входящих в лоно католицизма конфессий. Оно станет более тяжёлым.
«СП»: — Кому, по-вашему, должны принадлежать эти храмы? Насколько справедлива была их передача УГКЦ в 90-е?
— Это трудно сказать. В своё время Польша тоже проводила политику, так скажем, насильственного склонения греко-католиков к переходу в РКЦ. Но то, что греко-католики привыкли действовать кулаками, а порой и просто стрелять — это факт. В данном случае на стороне РКЦ будет выступать Польша, и украинским властям придётся делать очень неприятный выбор: или прогнуться под своих радикалов ценой разрыва с главным заступником в Европе, или же дополнительно разозлить собственных националистов. Плохо всё.
«СП»: — Украинцы любят вспоминать о выселении из Польши (операция «Висла»). Было ли это адекватной мерой на тот момент?
— Времена второй половины 1940-х гг. были, так скажем, не очень человеколюбивыми. Поляков тоже массово выселяли из СССР в Польшу. Тогда вообще десятки миллионов людей сменили «прописку». Это был обмен населением. Поляки из СССР перебирались в Польшу, украинцы из Польши — в СССР. Без насилия не обошлось в обоих переселениях, но на тот момент иначе вряд ли можно было поступить. Слишком уж велика была ненависть западных украинцев и поляков друг к другу.
«СП»: — Как сегодня можно было бы уладить конфликт? Вернуть храмы РКЦ? Вернуть поляков на Украину, а украинцев в Польшу?
— Вернуть кого-либо куда-либо вряд ли удастся. Поляки на Украину не поедут, а вот наоборот… В Польшу и так едут сотни тысяч украинцев — и, прежде всего, как раз галичан… Возможно, РКЦ разрешат возвести новые храмы. Или что- то в этом духе. Но сомневаюсь, что в целом будет найдено разумное решение этой проблемы. Нынешняя Украина — не та страна, где у власти находятся вменяемые политики.