22 августа в Петербурге правоохранители задержали художественного руководителя «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова. Главное управление Следственного комитета России (СКР) подозревает режиссера в организации хищения 68 млн. рублей, выделенных в 2011—2014 годах на реализацию проекта «Платформа». «Его действия квалифицируются следствием по ч. 4 ст. 159 УК РФ — мошенничество в особо крупном размере», — говорится в сообщении СКР.
В ближайшее время режиссеру будет предъявлено обвинение и решен вопрос об избрании меры пресечения. По вменяемой статье УК РФ максимальное наказание составляет 10 лет заключения и штраф до 1 млн. рублей.
Как сообщали СМИ, 9 августа Мосгорсуд обнародовал отдельные материалы по делу о хищении бюджетных средств, выделенных Минкультом на популяризацию и развитие современного искусства автономной некоммерческой организации (АНО) «Седьмая студия», в которых Серебренников впервые был назван возможным соучастником преступления. В частности, показания на основателя и бывшего худрука студии дала бывший главбух Нина Масляева. По ее словам, именно Кирилл Серебренников и экс-продюсер АНО Алексей Малобродский якобы разработали план хищения 68 млн., и заставляли Масляеву фальсифицировать бухотчетность. Ранее Серебренников, находившийся в статусе свидетеля, рассказал, что правоохранительные органы забрали у него загранпаспорт, и поэтому он не может выехать за границу.
Что симптоматично, дело о мошенничестве приобрело политический резонанс. В конце мая известные деятели российской культуры обратились к президенту РФ Владимиру Путину и в СКР с просьбой обеспечить объективность расследования. Среди подписантов были президент Российской национальной театральной премии «Золотая маска» Игорь Костолевский, руководитель московского театра «Сатирикон» Константин Райкин, журналисты Алексей Венедиктов и Владимир Познер.
Заметим, в Питере Серебрянников, которого считают одним из самых талантливых режиссеров России, снимал фильм «Лето» о Викторе Цое.
Как теперь будет развиваться «дело Серебренникова», почему человек, которого подозревают в хищении бюджетных средств, стал флагом либеральной общественности РФ?
— Деятели культуры, которые встали на защиту Серебренникова, опасаются цепной реакции по образцу 1937 года или «дела врачей», — поделился своим мнением юрист Игорь Трунов. — Они опасаются, что правоохранители начнут широко и с пристрастием проверять, как расходуются бюджетные деньги, отпущенные на культурные проекты. В итоге пострадают и правые, и виноватые.
Как показывает практика, в подобных случаях в ход часто идет следующая схема. Следователи берут под арест несколько участников той или иной структуры, и обязательно главбуха — чаще всего, это женщина. Условия в наших СИЗО, прямо скажем, не далеки от пыточных. Особенно когда правоохранители прибегают к таким предусмотренным законам способам «перекрыть кислород», как запрет на пользование ларьком или на получение передач. Прибавьте сюда прессинг по линии оперативно-розыскной работы в виде подсадных сокамерников, которые специально нагоняют жути, плюс возможные угрозы о переводе в другую камеру с заведомо худшими условиями содержания.
Эти методы эффективно действуют на людей, которые никогда прежде не попадали в места лишения свободы. На фоне прессинга обычно поступает предложение со стороны следствия: у тебя все будет хорошо, если подпишешь то, что нам нужно, иначе получишь срок по максимуму. В результате в 90% случаев, по моим оценкам, задержанный дает необходимые показания.
А дальше следователи подбираются к главному фигуранту, уже имея на руках определенные козыри.
«СП»: — Эта схема, вы считаете, сработала и в «деле Серебренникова»?
— Я этого утверждать не могу, но исключить такой сценарий нельзя. Нина Масляева, как мы знаем, пошла на сотрудничество со следствием и признала свою вину. Теперь СКР, действительно, просто обязан дать ход полученным доказательствам.
Замечу только, что трудно требовать объективности от показаний, полученных от содержащегося в российской тюрьме.
«СП»: — Что теперь будет с худруком «Гоголь-центра»?
— Думаю, в тюрьму его не посадят. На руках СКР есть показания Масляевой, и конструкция обвинения наверняка выстроена. В такой ситуации Серебренникова можно оставить под домашним арестом — это вполне либеральная мера пресечения.
Но самое главное здесь не суровое наказание, а прецедент. И неслучайно деятели культуры подняли голос. Они прекрасно понимают, что палка в России часто перегибается, и что наша кампанейщина имеет богатую историю. Тут можно вспомнить и «сухой закон» Михаила Горбачева, и борьбу с прогулами Юрия Андропова, когда милиционеры среди бела дня заходили в кинотеатр, командовали «всем встать!» и требовали объяснений, почему граждане не на работе.
Серебренникова поместили под домашний арестКампанейщина в России — страшная вещь. И те, кто это понимает среди работников сферы культуры, выступают в поддержку Серебренникова — только и всего. Если начнется кампания и повальные проверки театров и культурных проектов с государственным участием, на абсурдность обвинений никто не будет обращать внимания. Это и вызывает беспокойство.
Беда в том, что российское законодательство не проработано в деталях. Поэтому при желании практически на любого, кто работает с государственными деньгами в сфере культуры, можно найти компромат. Законы многие моменты специально оставляют на усмотрение правоохранительных органов и судебного сообщества. Это и создает ситуацию, при которой можно выборочно сажать неугодных, и закрывать глаза на действия тех, кто лоялен власти.
С этой точки зрения, «дело Серебренникова» действительно может оказаться спусковым крючком для кампании по «чистке рядов» деятелей культуры.
Справка (по материалам «Коммерсанта»)
Серебренников Кирилл Семенович родился 7 сентября 1969 года в Ростове-на-Дону.
Среди спектаклей, поставленных в столичных театрах, — «Откровенные полароидные снимки» Марка Равенхилла (Театр им. А. С. Пушкина), «Терроризм» и «Изображая жертву» братьев Пресняковых, «Мещане» Максима Горького, «Лес» Александра Островского, «Господа Головлевы» Михаила Салтыкова-Щедрина (МХТ им. А. П. Чехова), «Голая пионерка» Михаила Кононова, «Антоний & Клеопатра. Версия» (театр «Современник»), «Околоноля [gangsta fiction]» по роману Натана Дубовицкого (Театр п/р ОлегаТабакова).
В 1998 году режиссер дебютировал в кино. Среди его работ — сериал «Ростов-папа» (2001), фильмы «Постельные сцены» (2003), «Рагин» (2004), «Изображая жертву» (2006), «Юрьев день» (2008).
С августа 2012 года — художественный руководитель «Гоголь-центра». В театре поставил спектакли «Идиоты» по пьесе Валерия Печейкина по мотивам фильма Ларса фон Триера, «Пробуждение весны» по мюзиклу Стивена Сейтера и Дункана Шейка на основе пьесы Франка Ведекинда, «Мертвые души».