Материал комментируют:
Алексей Анпилогов
Ракета «Союз-2.1А» с кораблем «Прогресс МС-08» не стартовала 11 февраля в назначенное время с Байконура. Старт перенесен на резервную дату — 13 февраля.
«Роскосмос» отмечает, что на старте автоматика дала команду на выключение двигателей. Источник агентства ТАСС в ракетно-космической отрасли заявил, что старт перенесен из-за нестыковки бортового и наземного оборудования.
По информации «Интерфакса», к отмене запуска могла привести нештатная работа системы управления ракеты-носителя. Источник агентства считает, что проблема может крыться в ошибке компьютера системы управления. «Там мог возникнуть конфликт или ошибка в работе компьютерной системы. Это будет проверяться в первую очередь», — заявил он — Не исключено, что из-за ошибки в программном обеспечении могли не открыться клапаны на ступенях ракеты-носителя и произошел отбой". По словам собеседника агентства, причина может крыться в ошибке программного кода, он дополнительно будет перепроверен.
«Прогресс МС-08» должен доставить на Международную космическую станцию (МКС) 1,39 тыс. килограммов сухих грузов, 890 килограммов топлива, 420 килограммов воды и 46 килограммов сжатого воздуха и кислорода в баллонах. Корабль передаст на станцию научное оборудование, в том числе аппаратуру для мониторинга миграций диких животных «Икарус».
13 февраля корабль уже не сможет по баллистическим условиям причалить к МКС за 3,5 часа, как планировалось. Будет предпринята двухсуточная схема.
Напомним, в ноябре 2017 года произошла авария при запуске с космодрома «Восточный» ракеты-носителя «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат» и космическим аппаратом «Метеор-М». Кроме «Метеора-М» «Союз-2.1б» должен был доставить на орбиту и другие аппараты — студенческий спутник «Бауманец-2», а также наноспутники российских и иностранных заказчиков. Все они в итоге были потеряны.
Специалисты комиссии пришли к выводу, что авария произошла из-за «непрогнозировавшегося» поведения разгонного блока «Фрегат». Его программное обеспечение не было подготовлено к запуску с нового космодрома.
В чём причина участившихся неудач российской космонавтики?
— Мы воспринимаем космическую промышленность, как область инноваций, — говорит директор фонда исторических исследований «Основание» Алексей Анпилогов. — Считается, что там задействованы самые лучшие специалисты, используются самые надёжные материалы и технологии. Отчасти это верно. В космические системы стараются закладывать такой запас прочности, которые невозможен для большинства аппаратов, используемых на земле. Уже потому, что в космосе крайне сложно исправить какую-то неполадку. И это, к слову, было ахиллесовой пятой всей советской космонавтики.
С одной стороны, были созданы очень надёжные инновационные аппараты. Тот же «Протон» для своего времени был передовой ракетой. А если говорить об «Энергии» и других ракетах, созданных на излёте советских времён, то до сих пор к этому уровню не подошли ведущие космические отрасли мира. Хвалёная ракета Falcon Heavy способна поднять груза в два раза меньше, чем лучшие советские ракеты.
Однако, что касается ракет, выпущенных в 70-е годы прошлого века, для управления ими почти не выпускается старая элементная база. В принципе, это хорошо — поскольку пытаться что-то делать на больших интегральных схемах образца 1970 года сегодня нереально. В своё время, кстати, и американская программа «Спейс Шаттл» столкнулась с подобной проблемой. В конце эры эксплуатации космических челноков американцам приходилось пользоваться некогда списанными микросхемами. Тогда американская космонавтика столкнулась с огромными проблемами, поскольку не финансировался не только военный космос, но и мирный. Дескать, СССР побеждён, зачем нам космические технологии.
Американцы в какой-то момент даже утратили данные о том, как им собирать марсоходы. И когда появилась программа возврата в большой космос, им пришлось срочно привлекать престарелых инженеров и учёных, чтобы восстановить то, что ещё можно.
«СП»: — А как шел процесс у нас?
— Сейчас в России журналисты часто восклицают: что же такое, почему происходят аварии, ведь наши ракеты уже много лет как обкатаны, сотни раз летали в космос?! Для ракет класса «Союз» это вроде бы справедливо. Но нельзя забывать, что с начала 2000-х годов эти ракеты проходят процесс довольно серьёзной модернизации. По старинке работать стало уже невозможно. Начался переход на новые цифровые системы управления. Что по идее, должно только повышать надёжность пусков.
В целом этот процесс модернизации завершён. Однако новые модернизированные космические системы нуждаются в доводке. Если говорить о нашумевшем массовом падении спутников с космодрома «Восточный» в ноябре прошлого года, то выяснилось, что по ошибке был использован код для Байконура.
Поэтому я считаю, что сейчас «Роскосмосу» и смежным с ним структурам пора понять, что ракеты «Союз» и «Протон», которые давно уже проверены с точки зрения составляющих их механизмов — двигателей, конструкции баков, турбонасосов — в связи с приходом цифровой эпохи, по сути, стали новыми ракетами. С ними надо заново настраивать всё, что касается системы управления полётом. Да, сейчас многие новые программы по управлению полётами, можно сказать, находятся «в детских штанишках». Они не лишены «Багов», ошибок и внезапных сбоев. Я думаю, что данная задержка старта как раз была вызвана контрольной процедурой, призванной предотвратить серьёзные проблемы уже в полёте.
«СП»: — Сколько должно пройти времени, чтобы новые системы управления полётами «выросли из детских штанишек»?
— Я думаю, тут дело даже не во времени, а в том, насколько часто будут производиться пуски с отработкой всех нештатных ситуаций. Как показал тот же печально известный запуск с «Восточного», что если бы на симуляторах даже 10 раз прогнали в условиях «Байконура» спутник или ракету, то отладчики не распознали бы неправильный код, не поняли, что третья ступень и разгонный блок между собой не согласованы.
А вот если бы пусков было больше, то постепенно происходило бы приспособление к новым условиям. Сейчас пока со стороны власти нет чёткого сигнала, что космическая сфера нужна государству. Как для военных, так и для мирных целей. Тот же ГЛОНАСС сегодня есть во многих мобильных телефонах. То есть, должно быть ясное понимание, зачем нужна космическая отрасль.
Да, сегодня первичный романтизм прошёл, и мы не ждём, что через несколько лет на Марсе появится первая колония человечества в космосе. Но есть конкретные задачи, которые можно решать за счёт совершенствования ныне существующих космических систем.
Нужны спутники глобальной связи, спутники раннего предупреждения для военных, нужны спутники-шпионы и т. д. Пока ничего необратимого в российской космонавтике нет, всё можно исправить. Но эта ситуация не может длиться без конца.
«СП»: — И в это время, посмотрите, у американцев идут очень успешные космические эксперименты. Взять хотя бы компанию SpaceX.
— Действительно, компания SpaceX за 10 лет добилась серьёзных успехов, создала новые образцы космических систем. Но этот рост основывался на том громадном научно-инженерном заделе, который был у США в сфере освоения космоса. У американской космической отрасли тоже было непростое время в 10-е годы этого века, когда они практически потеряли «Спейс Шаттл» и остались у разбитого корыта. Но они смогли перегруппироваться, найти деньги и специалистов.
«Роскосмос» сейчас может провести такую же работу над ошибками, вместо того, чтобы сидеть и страдать, что он теряет долю рынка космических услуг. А если не бороться с негативными тенденциями, а только продавать землю завода имени Хруничева под элитное строительство, то, в конце концов, мы потеряем свою космическую промышленность.
За примерами ходить далеко не надо: недавно пришла новость о том, что украинский спутник, который не первый год пытались создать, теперь запустить в космос невозможно, поскольку нет той украинской ракеты, под которую он специально делался.
«СП»: — Американцы отказываются заключать дополнительные договоры, которые бы закрепляли исключительно мирный статус космоса. Означает ли это, что уже в ближайшие десятилетия военное противостояние может перенестись на космическую орбиту?
— Во-первых, Договор об использовании космического пространства, заключённый в 1967 году продолжает действовать. Согласно этому договору, стороны обязались не использовать в космосе оружие массового поражения. Сегодня более 100 стран подписали этот договор и следуют его положениям.
Ясно, что американские военные недовольны этим договором. Тем более что сейчас в Америке подогревается психоз: мол, КНДР или ещё какая-то из новых ядерных держав могут осуществить милитаризацию космоса. И тогда США окажутся в уязвимом положении. Под эту лавочку американцы разрабатывают проекты, которые могут иметь отношение к милитаризации космоса. Например, проект космического беспилотного челнока X-37. У него есть отсек, в который может быть помещено ядерное оружие. И он в перспективе может стать практически неуязвимым для наземных противоракетных комплексов, поскольку сможет наносить удар фактически с любой точки орбиты. Конечно, это не перспектива ближайших 10 лет. Но в дальнейшем не исключено, что борьба за глобальное доминирование перейдёт в космос. Уже только поэтому России нельзя терять свою космическую отрасль.