Материал комментируют:
Юрий Крупнов
Министерство труда, которое возглавляет Максим Топилин, продолжает бороться с бедностью и за повышение рождаемости. И вот, уже вторая версия ведомственных планов по достижению национальных целей в сфере демографии и благосостояния населения направлена в правительство, пишет «Коммерсант». Предыдущий вариант не одобрили Минфин и Минэкономики.
В новом варианте появились некоторые ключевые показатели и инструменты для реализации нацпроектов, однако конкретики ведомство опять избегает.
Согласно документам, к 2024 году планируется увеличить до 78 лет среднюю продолжительность жизни россиян, а также сократить число бедных с 13 млн. до 6,6 млн. человек.
В ведомстве полагают, что победить бедность может «социальный контракт», повысить рождаемость — материнский капитал и детские сады, а снизить смертность принятые программы в сфере медицины: профилактика заболеваний, мотивирование к здоровому образу жизни, рост доступности медпомощи, а также улучшение условия труда.
Помешать достижению национальных целей, которые определены в майском указе президента, могут низкий роста ВВП, высокая инфляция, нехватка финансирования и недостаточно эффективные меры по повышению доходов населения, считают в Минтруде.
Читайте также
Авторы пенсионной реформы теперь отдельно займутся врачами и учителями
Правительство, украв у людей пять лет, «зачистит» школы и больницы от конфет и шампанского к Новому году
Как отмечает «Коммерсант», в распоряжении которого оказались документы, экономической «модели» по реализации национальных идей в них по-прежнему нет.
Судя даже по последним сообщениям, возникает вопрос о реальности решения существующих проблем. Так, по информации Pravda-News.ru, доля жителей Пензенской области в возрасте 65 лет и старше в общей численности населения превышает критерий ООН в 2,5 раза. Этот показатель не должен превышать 7%, а в регионе уже — 17,6%, отмечает издание. При этом статистика фиксирует снижение рождаемости.
Сократилась рождаемость и в Красноярском крае. Как сообщает «ФедералПресс» со ссылкой на региональное статистическое ведомство, в Красноярске за 10 месяцев 2018 года родились 9?955 детей — на 6,5% меньше, чем за тот же период прошлого года. Отмечается и миграционная убыль населения.
«За 10 месяцев 2018 года из региона уехали 47?560 человек, в том числе 10?690 человек — вообще из России, 36?870 человек переехали в другие регионы. В Красноярский край за это же время приехал 46?001 человек (12?601 из-за рубежа и 33?400 — из других российских регионов). Миграционная убыль за 10 месяцев, таким образом, составила 1559 человек», — пишет издание.
Трудно ожидать всплеска рождаемости в ближайшие годы и Северной столице России, пишут «Санкт-Петербургские ведомости», опираясь на неутешительные данные, приведенные главным гинекологом детского и юношеского возраста по Северо-Западному федеральному округу Мариной Ипполитовой.
«За последнее десятилетие общее состояние здоровья подростков ухудшилось на 77%, а уровень инвалидизации вырос на 14%. Почти у каждого школьника уже зафиксировано по три-четыре хронических заболевания. У 12% - болезни репродуктивной системы, которые в дальнейшем могут обернуться проблемами с потенцией и бесплодием», — цитирует специалиста издание.
В общем, картина не очень оптимистичная. Насколько предлагаемые Минтруда проекты смогут ее переломить, причем не точечно, а комплексно?
Как ранее пояснял «СП» кандидат социологических наук, демограф Игорь Белобородов, в ближайшие годы, а возможно, даже месяцы, мы будем в целом ряде ниш экономики пожинать плоды демографической деградации, демографического кризиса.
Солидарен с ним и председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов. По его мнению, предпосылок для решения задач, о которых идет речь в документах Минтруда, нет и причин тому несколько.
— Во-первых, абсолютное незнание Минтрудом реальной проблематики и владения реальной ситуацией. Элементарно, если мы возьмем даже прогнозы Росстата по демографии, то к 2024 году выйти на положительные результаты уже, к сожалению, невозможно. А в майском указе президента первый пункт — это обеспечить достижение естественного устойчивого роста численности населения до 2024 года.
Это примерно то же самое как, скажем, учитель по математике собрала у школьников тетради с контрольной и увидела, что у десятиклассников написано «2+2=7». Естественный устойчивый рост численности населения до 2024-го года в стране в результате неправильной демографической политики обеспечить невозможно. И это, повторяю, в первом подпункте первого пункта главного указа президента на ближайшие шесть лет.
То есть, в Минтруде просто не понимают, что происходит в демографии, соответственно, не знают проблематики, не изучали или поверхностно изучали данные Росстата, поэтому не компетентны в этой проблеме.
Второе — это то, что нет, собственно, никакого проекта — ни по преодолению бедности, ни демографического. Непонятно, что хотят. Если мы хотим хоть как-то изменить ситуацию в демографии с обвального падения рождаемости на некий плюс, то должны делать ставку на многодетную семью. Но Минтруда и официальные бюрократические органы, которые вместе с ним демографическую тему двигают, считают, что многодетные семьи — их будет всегда немного. И вообще, как сказала госпожа Глацких, никто не заставлял родителей столько рожать.
Третий момент — и демография, и бедность вырваны из общего контекста. Это как бы узко социальные проекты, которые оторваны от реиндустриализации, то есть от создания рабочих мест, от градостроительной политики и, соответственно, обеспечения жильем, от базовой социальной политики с точки зрения политэкономии. То есть, чтобы у тех же многодетных семей были хотя бы элементарные задаваемые государством основы, чтобы дети в многодетной семье не оказывались в ситуации на порядок более тяжелой, чем в обычной семье.
Читайте также
На газовых счетчиках «узкий круг ограниченных людей» сколотит миллиарды
«Умные» приборы учета залезут в кошельки россиян с помощью правительства
В общем, это такой узковедомственный подход, который не решит кардинальных вопросов.
«СП»: — С чем связана миграция населения и откуда, прежде всего, приезжают люди в Сибирь, на Дальний Восток?
— Во-первых, статистика не отражает реальной ситуации, потому что те, кто уезжает и не меняет регистрацию, не продают квартиры и так далее, реально в Москве, а числятся в регионе. Поэтому это мало что отражающая статистика.
Во-вторых, очень серьезно в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке идет миграция. Впрочем, эта ситуация наблюдается практически во всех субъектах Федерации, особенно отдаленных от центра. Народ голосует ногами.
Ничего удивительного нет, и опять же этот фундаментальный момент никого не интересует.
«СП»: — Можно ли вообще считать предложения Минтруда сформулированной соцполитикой?
— Нет, конечно. Социальное государство на наших глазах пропадает. Повышение пенсий, рост налогов, пропадают гарантии для многодетных семей: пять детей в семье будут жить в среднем хуже, чем один ребенок. Фактически в пять раз. Но это же государство никак не волнует, поэтому какая тут социальная политика.
У нас проблема уже не в социальной политике, а в том, что практически исчезло социальное государство. А мы все социальную политику ищем.
Новости политики: Удальцов посоветовал россиянам брать пример с французов
Проблемы национальной политики: Бред-2018: Крымское небо накрыл Девятый вал