В числе прочих причин, приведших белых к поражению, многие современные историки называют превосходство пропаганды красных над пропагандой белых.
Российский историк Владимир Булдаков отмечает, что в целом, говоря об особенностях большевистской пропаганды, надо сказать, она опиралась на «разлив» массовых утопий. Крестьянство составляло тогда около 80% населения страны. Христианская этика формировала мировоззрение земледельца на протяжении тысячи лет. Красные же предлагали как будто то же, но в новой, гораздо более привлекательной, упаковке.
Основываясь на вековечном стремлении человека к правде, марксизм выработал достаточно стройную и легко приспосабливаемую к нуждам масс понятийную систему.
Идея социальной справедливости и построения нового рая на земле привлекала пассионариев и возжигала жар романтических сердец.
В конце XIX – начале XX веков этому учению не было равных по убедительности и умению доступно объяснять причины происходящего – социального гнёта, нарушения этических норм, мздоимства и т.д. и т.п., которые подтачивали и разрушали империю.
Большевики были едины, лозунги их были просты и убедительны, бeлые же выстрaивaли свою прoпaгaндy вокруг единственного лозунга «Рoссия Eдинaя, Вeликaя и Нeдeлимaя». Ошибкой их пропаганды было и то, что большевиков они изображали слишком уж кровожадными. Сегодня психологи знают, что такая пропаганда, основанная на запугивании людей, вызывает у них лишь неуверенность в своих силах, рождает уныние, сеет панику. К тому же единства в антибольшевистской пропаганде не было: пропагандистские материалы эсеров и черносотенцев, «единонеделимцев» (так называли тех, кто боролся за единую и неделимую Россию) и, скажем, сибирских областников или казачьих автономистов, были идейно разрознены. Успехи же красной пропаганды были так впечатляющи, что белых пропагандистов иногда охватывало отчаяние.
Хотя тот же ОСВАГ (ОСВедомительное АГентство при армии А. И. Деникина) имел разветвленную сеть, состоявшую из отделений, пунктов, подпунктов, ячеек особого назначения, лекторов, добровольных осведомителей, гласных и негласных агентов. Тем не менее, по свидетельствам некоторых кадетов, сочувствовавших и помогавших белым, их «правительства» больше походили на походные боевые канцелярии. Внутренняя самооценка деятельности их была невысокой, к тому же белые офицеры сами испытывали брезгливость к шпикам и ненависть к контрразведке.
В органах пропаганды обеих воюющих сторон работали (хотя нередко не подписывая своих произведений) выдающиеся писатели и художники того времени. Такие крепкие мастера искусства, как К.С. Малевич, М.З. Шагал, К.С. Петров-Водкин и другие оформляли красные агитпоезда, для «Окон РОСТа» рисовал и сочинял В.В. Маяковский. Активно использовался новый броский стиль, сохраняя привлекательные традиции русского лубка. С ОСВАГом сотрудничали: художники И.Я. Билибин и Е.Е. Лансере, А.И. Куприн и И.А. Бунин; философ Е.Н. Трубецкой.
Высокая эффективность красной пропаганды достигалась, прежде всего, идейной целостностью, грамотностью, лаконичностью, тезисы подавались в форме легко запоминающихся лозунгов, часто повторяемых. Гениальное пиар-чутьё Ленина и Троцкого подсказывало безошибочные ходы к сердцам электората. Целостность идеи, доходчивость воплощения дополнялась неуёмной энергией вождя большевиков, а изначальная «централизованность» власти снабдила их мощной машиной, обеспечивающей массовость пропагандистского охвата.
Совокупный тираж главных советских газет «Беднота», «Правда» и «Известия ВЦИК» в конце 1919 г. превышал 1 млн экземпляров. Во второй половине 1919 г. в Красную Армию ежедневно отправлялось 520674 экземпляра центральных газет (около половины общего тиража)
Всего с марта 1919 г. по февраль 1920 г. общий тираж газет для Красной Армии составил 142,5 млн экземпляров!
Кроме того, выпускались армейские газеты ежедневным тиражом в 250 тыс. экз. Для сравнения: тиражи сибирской белогвардейской прессы даже в лучшие времена не превышали 10 тыс. экземпляров для самых крупных газет. Неудивительно, что советские газеты поступали в войска белых порой быстрее, чем их собственные.
Неграмотный, хотя и несущий в себе вековую мудрость русского народа, хлебопашец жаждал ясности, а потому одной из действенной форм большевистской пропаганды стала наглядная агитация. С её помощью буквально решались судьбы иных походов и сражений. Большую пропагандистскую работу большевики вели среди военнопленных. О ее эффективности свидетельствует тот факт, что уже к сентябрю 1918 г. в Красной Армии сражались более 130 тысяч иностранных военнопленных.
И Ленин, и Троцкий, и затем Сталин прекрасно понимали роль своевременной риторики и массовости ее распространения. 14 августа 1918 г. В.И. Ленин направил телеграмму Пензенскому губисполкому: «Вторая жалоба, что вы сократили агитацию, уменьшаете тираж листовок, жалуетесь на недостаток денег. Мы не пожалеем сотен тысяч на агитацию. Требуйте срочно денег от ЦИКа, недостатка денег не будет, такие оговорки мы не примем».
И ещё. Советские агитационные тексты отличались многочисленными призывами не просто победить, а непременно убить противника. Для этого следовало «пробудить в человеке зверя», что широко применялось в пропаганде в то время. Один из бронепоездов так и назывался «Смерть паразитам!». В свою очередь белогвардейцы порой обращались к большевикам подчеркнуто вежливо, указывая на их заблуждения и ошибки и одновременно призывая в свои ряды. Типично воззвание Верховного правителя А.В. Колчака к его армии (1919): «Солдаты должны рассеять те банды богоотступников, которые защищают гибельное для русских самодержавие народных комиссаров…»
Даже малопонятный простому русскому человеку марксистский лозунг «экспроприация экспроприаторов» коммунисты ловко заменили на «грабь награбленное», что достаточно хорошо укладывалось в сознание измученных войной людей.
Кроме того, историки отмечают, белые довольно активно использовали такие контрпропагандистские приемы, как ложные слухи, издание псевдодекретов якобы от лица красных и даже издание псевдобольшевистских газет типа «Правда», «Беднота». То есть система дезинформации использовалась в полной мере. Интересно, что белые слишком много апеллировали к мировому общественному сознанию. То есть, собирая материалы о зверствах красных, они думали не только о том, чтобы соответственно настроить население России, но и о том, чтобы склонить на свою сторону мировую общественность. Но только что закончилась мировая война, и все ужасы, с какой бы стороны они ни исходили, народы Европы уже не очень-то впечатляли.
С декабря 1918 по конец 1920 гг. действовало пять специальных красных агитпоездов. Ими было организовано порядка 1800 митингов, Агитпоезд «Красный Восток» курсировал в Средней Азии, такой же состав «Советский Кавказ» действовал на Северном Кавказе. В это же время ходило и несколько агитпароходов. К октябрю 1919 г. большевики открыли 3800 красноармейских школ грамоты, в 1920 г. их количество составляло уже 5950. Работали свыше 1000 красноармейских театров. Со свойственным большевикам размахом велась и пропаганда в войсках.
В лагере противника вообще такого не наблюдалось.
Лозунги большевиков были понятны и привлекательны для широких масс. Белые же фактически не увязывали свои действия с политической борьбой.
Радиопропаганда в годы Гражданской войны и иностранной интервенции не получила еще широкого распространения. Тем не менее, известны отдельные случаи использования радио в качестве средства пропаганды войсками Южного фронта, а также красными флотилиями на Волге, Каме и в Азовском море. Красные радисты общались с радистами белых на различные темы, в том числе на политические. Белогвардейцы иногда записывали воззвания, призывы, обращения красных, а затем нелегально передавали их сослуживцам. Кроме того, распространение агитационных материалов на территории противника осуществляли специальные лазутчики и разведывательные отряды, авиация, их доставляли воздушные шары, плоты или лодки по течению рек. Их расклеивали на строениях, разбрасывали на улицах и дорогах, оставляли в помещениях при отступлении. Учитывая важность печатной пропаганды, Совет народных комиссаров в 1918 г. принял постановление, в котором агитационная литература была объявлена срочным грузом.
Роль косвенной пропаганды, поднимавшей боевой дух бойцов и командиров, выполняла и наградная политика красных. Она также отличалась большим размахом. К осени 1920 года, например, в Красной Армии 1866 человек были награждены орденами Красного Знамени, а почетным революционным Красным Знаменем были отмечены 92 воинские части. Многие командиры удостоились награждения Почетным революционным оружием.
Лев Троцкий – личность харизматичная, склонная к театральным жестам, «гений событийного маркетинга», как сказали бы сегодня, отличный оратор и организатор, Гражданскую провёл в бронепоезде. Из 231 члена экипажа самую большую группу составляли агитаторы – 37 человек. Все они были заняты подготовкой митингов и собраний. Очень часто на них любил выступать сам Троцкий, говорить он умел долго, красочно и очень эмоционально. Его автомобильные поездки, как правило, совершались с большой помпой, а в штат поезда была введена команда музыкантов из тридцати человек. Троцкий организовывал и устрашающие акции (тот самый «событийный маркетинг»). Однажды он приказал отправить башкирскую кавалерийскую бригаду в Финляндию и Прибалтику и растиражировать её «подвиги», чтобы, мол, буржуи знали, какие головорезы к ним придут, если они поддержат белых.
Прекрасным оратором и тактиком был Ленин. Его активность, увлеченность и заразительность общения, умение установить «обратную связь», лаконичность и отсутствие излишнего пафоса доказывало, что публичное выступление – искусство концептуальное и сильно зависящее от контекста. Так, на первом же митинге после возвращения в Россию он выдвинул лозунг «Долой Временное правительство!». Нам не нужно временного, нам нужна вечность, – читался его подтекст.
В рядах же белых почти не было талантливых ораторов. Кроме того, пропагандистская работа большевиков отличалась конкретностью и оперативностью. Особое внимание они уделяли тому, чтобы нащупать самое уязвимое место у противника и немедленно воздействовать на него. Так, при окружении красными польской армии под Киевом стало известно, что, несмотря на панику в ее рядах, польские солдаты боятся сдаваться в плен, опасаясь расстрелов и избиений. В течение одной ночи политотдел армии отпечатал 300 тысяч листовок, которые утром на самолете были уже доставлены в Киев из Конотопа. В них убедительно опровергались эти опасения.
Значение большевистской пропаганды признавали даже враги. Деникинская газета «Жизнь» отмечала в 1919 г.: «Советская пропаганда, пожалуй, самое страшное оружие большевиков».
Тут как не вспомнить Дмитрия Стaхиeвича Oрлoва, бoльшe извeстного пoд псeвдoнимoм Д. Мooр, oдного из oснoвoпoлoжникoв сoвeтскoгo пoлитичeскoгo плaкaтa. Сaмым извeстным прoизвeдeниeм Мooрa в гoды Грaждaнскoй вoйны стал плaкaт «Ты зaписaлся дoбрoвoльцeм?». Дoстaтoчнo пoсмoтрeть нa вырaжeниe лицa изображенного сoлдaтa, чтoбы пoчyвствoвaть нa сeбe весь грyз oтвeтствeннoсти пeрeд стрaнoй. А чего стоит говорящий плaкaт Мooрa «Врaнгeль eщe жив, дoбeй eгo бeз пoщaды!»
Символом нового плакатного направления стал и плaкaт Лaзaря Лисицкoгo «Клинoм крaсным бeй бeлых». Плaкaт выпoлнeн в стилe сyпремaтизмa в видe трeyгoльнoгo клинкa, прoтыкaющего чёрнoe прoстрaнствo.
Нa прoтяжeнии всeгo пeриoдa Грaждaнскoй вoйны для поднятия воинского духа фрoнтoвиков прoводились рaзличныe мoбилизaциoнныe кaмпaнии. Тaкиe aгитaциoннo-призывныe плaкaты были нe прoстo дoпoлнeниeм к ним, a oдними из глaвных атрибутов. Сочинялись и духоподъемные песни, становившиеся сразу «хитами».
Уже в самых ранних советских плакатах и росписях агитпоездов приобрёл сакральное значение красный цвет.
Биологи знают, что растения и животные небезразличны к цвету; замечено, что красный и желтый цвета веселят человека, возбуждают его энергию, наличие красного цвета в помещении, где принимают пищу, способствует аппетиту. Перед ответственными соревнованиями спортсменам рекомендуют носить красные очки. В средние века люди полагали, что оспа и скарлатина легче переносятся, если больной располагается на простынях красного цвета. В астрологии красный цвет соответствует знаку воинственного Марса…
Работало на красных и то, что их враги назывались «белыми», что ассоциировалось с «белой костью», белоручкой: в белом не работают, а прохлаждаются. А красный в русском языке еще и синоним красивого: как гласит народная пословица: «На красный цветок и пчёлка летит»…
Если белая пропаганда с помощью различных визуальных и вербальных средств утверждала идею преемственности Белого движения с русской культурой и государственностью минувших веков, вплоть до Древней Руси, то красная слово Русь вообще не употребляла. Лишь два исторических имени упоминаются в перечне названий бронепоездов Красной армии – «Ермак Тимофеевич» и «Стенька Разин».
В большевистской агитации времен Гражданской войны слово Россия употребляется редко, и обязательно вместе с определением Свободная, а еще чаще – Советская, и предпочитается аббревиатура РСФСР.
Итак, у красных единое командование, отсутствие разночтения в идеях, внятность, доходчивость, призыв к справедливости в воззваниях. У белых – отсутствие идеологического единства, старые идеи, слабая материальная база. Белые предлагали ценности мира, красные – войны, и это оказалось более своевременным. К тому же большевики мыслили категориями общемирового масштаба.
И хотя белые говорили о «Единстве Руси», как национальной идее, сами не дотягивали до нее, оказавшись слишком разобщенными. Красные же были гораздо монолитнее, и идеи их были обновленческие. А потому они приобрели симпатии большинства, и чаяния этого большинства не только сокрушили империю, но и решили исход последующей после Октября Гражданской войны...