Аналитическое издание National Interest опубликовало статью «Почему Америка должна заставить Россию не нарушать договор РСМД (Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности -авт.)». Суть публикации сводится к тому, что «слабый президент» Обама не смог принудить Кремль вернуться к соблюдению буквы и духа этого соглашения, подписанного почти тридцать лет назад генсеком Горбачевым и президентом Рейганом. В статье признается, что в сохранении договора заинтересованы, прежде всего, американцы. Но для того, чтобы Путин взял под козырек, Вашингтону нужен эффективный рычаг давления на Россию.
Если верить NI, таким рычагом в 1988 году были баллистические ракеты MGM-31C Pershing II мобильного базирования и крылатые ракет BGM-109G «Томагавк», развернутые в Европе в ответ на советские ракеты СС-20. Стивен Пайфер, автор статьи, считает, что Михаил Горбачев не на шутку испугался этого оружия и согласился на запрет в Европе всех американских и советских (теперь российских) наземных крылатых и баллистических ракет с дальностью 500−5500 километров. Всего под нож в рамках РСМД пошло почти 2700 ракет, которые потенциально могли нести ядерные боеголовки.
В России преобладает иная точка зрения. Люди, которые помнят «перестройку», уверены, что Запад переиграл руководство СССР, спекулируя на внутренних трудностях. Этому активно способствовал тогдашний министр иностранных дел Советского Союза Эдуард Шеварднадзе, который после 1992 года возглавил проамериканскую Грузию. Если называть вещи своими именами, речь идет о предательстве национальных интересов.
Так или иначе, но в 1988 году ракетами средней и малой дальности обладали две страны — США и СССР, тогда как спустя пару десятилетий этим грозным оружием обзавелся верный союзник Америки — Израиль, с чьей территории удар по центру РФ является вполне реалистичным.
Кремлю не нравится данный расклад, считает NI. Опасения русских, по мнению издания, строятся на том, что Иерусалим и Вашингтон настолько связаны между собой, что с точки зрения угрозы российской безопасности их можно считать одним целым. Но это не так, убеждает Стивен Пайфер, называя русские страхи необоснованными. Якобы «земля обетованная» никогда не ввяжется в потенциальную Третью мировую войну на стороне американцев.
Но почему-то NI не вспоминает о прямом нарушении Америкой договора РСМД в Польше и Румынии, по факту разместивших у себя комплексы Aegis Ashore с установками вертикального пуска Мк41, которые способны запускать не только «противоракеты», но и модифицированные ракеты SM-6 средней дальности «поверхность-поверхность». И почему-то забыли о дронах Predator и Reaper, которые по всем признакам могут приравниваться к ракетам средней дальности.
Контраргументы с американской стороны сводятся к простой формуле — «как вы могли про нас так плохо подумать, мы — не такие…».
В ответ на московскую критику наиболее горячие головы в Вашингтоне предложили начать разработки новой ракеты Pershing III мобильного базирования и новых крылатых ракет наземного базирования.
Цель — напугать Москву. Однако в США опасаются риска, что ряд стран ЕС заблокирует решение о размещении «Першингов» в Европе.
Именно поэтому Белый дом заинтересован в РСМД, причем настолько, что боится дать шанс Кремлю поставить крест на соглашении Горбачев-Рейган. «Смерть этого договора будет означать, что союзники США в Европе и Азии окажутся под угрозой неограниченного количества российских ракет средней и малой дальности наземного базирования, — сокрушается NI. — Хорошо, если бы нарушение Россией РСМД имело бы для Москвы другие последствия, чем выход Америки из данного соглашения».
NI предлагает нарастить группировку бомбардировщиков B-52 или В-1 в Великобритании, оснащенных ракетами «воздух-поверхность». А также увеличить в Северном море и других водах Северной Европы группировку надводных кораблей и подводных лодок, вооруженных крылатыми ракетами морского базирования. Называются даже города, где будут они базироваться — Осло и Гамбург.
Суть размышлений National Interest сводится к тому, что эти меры, во-первых, не будут противоречить договору РСМД, а во-вторых, не надо спрашивать у европейцев разрешения. Американцы, как всегда, изображаю себя белыми и пушистыми. При этом им совершенно неважно мнение жителей Осло и Гамбурга, и, по большому счету, всего Старого Света.
Эта публикация является одной из множества антироссийских истерик, связанных с сообщениями о якобы развертывании в РФ новых ракетных систем. Так, вице-председатель Объединенного комитета начальников штабов, генерал Пол Сельва, на слушаниях 8 марта 2017 года сказал, что его напрягает «очень-очень страшная крылатая ракета 9М729 — SSC-8».
По словам четырехзвездного генерала, ракета 9М729 — SSC-8 близка по своим размерам к «Калибру-НК». Значит, мало, чем отличается от своего морского аналога. А это уже, как минимум, дальность 3000 км. И если Россия располагает крылатыми ракетами «Калибр-НК», то у неё есть технические возможности сделать наземный вариант. Причем, легко и без особых затрат.
Кроме того, Пол Сельва, ссылаясь почему-то на всезнающие западные СМИ, выразил мнение, что новая ракета русских может быть также наземным вариантом авиационной стратегической крылатой ракеты Х-101 с дальностью полета уже 5500 км. Впрочем, сайт Arms Control Wonk предполагает, что неизвестное оружие Москвы является глубокой модернизацией ракеты Р-500 (9М728), применяемой на комплексе «Искандер-М». На этом, собственно, базируется американское обозначение нашей гипотетической ракеты.
Исходя из этих предположений, Пол Сельва делает вывод: «достоверных сведений нет, но на Москву на всякий случай необходимо оказать давление». Европейская и американская пресса тут же сообщила о развертывании в Центральном военном округе, как минимум, одного батальона из 4-х мобильных установок на шасси МЗКТ-7930, способных нести по 6 ракет 9М729 — SSC-8.
Есть ли на самом деле «очень-очень страшная ракета 9М729 — SSC-8», нам остается только догадываться. Но ясно одно: затраты на скрытные ракетные комплексы мобильного базирования в сотни раз меньше, чем на постройку кораблей и самолетов — носителей аналогичного вооружения. Россия, будучи сухопутной державой, имеет все права на наземные средства сдерживания. В любом случае, с появлением нового вооружения вероятность агрессии против России в ближайшие десятилетия существенно снижается.