Партия украинских танков Т-80 будет отправлена в Донбасс. Об этом в субботу, 20 мая, написал на своей странице в Facebook президент Украины Петр Порошенко.
«Очередная партия красавцев-танков Т-80 будет отправлена высокомобильным десантным войскам Украины на передовую! Работаем дальше для укрепления нашей обороноспособности», — написал он.
Украинский лидер прикрепил к посту хештег #GloryToUkraine («Слава Украине»), а также видео, на котором демонстрируется работа военной техники. Из подписей в ролике следует, что калибр пушки танка составляет 125 миллиметров, а максимальная скорость боевой машины — 70 километров в час.
При этом Порошенко не уточнил, о каком количестве танков идет речь, а также когда они прибудут к месту назначения.
По данным открытых источников, сейчас в составе вооруженных сил Украины находится около 20 танков Т-80.
В январе Порошенко заявил, что при формировании оборонзаказа на 2017 год следует делать ставку на модернизацию старых танков, поскольку на закупку новых в госбюджете не хватает средств.
«У нас возникает выбор: или один „Оплот“, или 10 глубоко модернизированных и капитально отремонтированных Т-64 и Т-80. Причем „Оплот“ строится минимум за 18 месяцев, а цикл глубокой модернизации Т-80 составляет 2,5 месяца. Таким образом, у нас возникает вопрос: танковая рота в полном составе или один танк», — сказал Порошенко, выступая на заседании Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО),
Как сообщал Укроборонпром, на Харьковском бронетанковом заводе запустили технологический процесс восстановления машин, которые уже сняты с вооружения и годами стояли под открытым небом.
Директор Восточно-украинского центра стратегических инициатив Роман Травин подтверждает, что на Украине давно и систематически восстанавливают старую законсервированную советскую технику, это просто очередная партия, которая отправилась в зону АТО в рамках этой программы по восстановлению.
— Судя по заявлениям Укроборонпрома, из такой техники в пяти десантных бригадах же сформировано по танковой роте, при этом до 2015 года у десантников танков не было вообще. Так что это вполне реальный процесс усиления военной группировки на Донбассе.
«СП»: — Как вообще понимать отправку танков на передовую? Ведь, согласно минским соглашением, они должны быть отведены…
— Ну, тут скорее Порошенко сказал это в очередном патриотически-милитаристском порыве, а он словами «война», «вторжение», «передовая» и т. п. оперирует очень вольно, и тогда не факт, что они будут отправлены именно в прямом смысле на передовую. Хотя вполне возможно, что эти танки, действительно, отправятся на линию соприкосновения, ведь не секрет, что договоренности об отводе тяжелых вооружений постоянно нарушаются. Но опять же это не какой-то из ряда вон выходящий случай, а достаточно рядовой. А столь откровенным формулировкам из уст украинского президента, после его известных слов о детях Донбасса, которые будут сидеть в подвалах, удивляться вряд ли стоит.
«СП»: — В январе Порошенко призвал делать ставку на модернизацию старых танков, ибо на закупку новых нет денег. Почему их нет? Американцы выделяют деньги по линии минобороны, МФВ дает транши. Почему нет денег на танки?
— Ну МВФ, как мы знаем, дает транши не на танки, а в первую очередь на погашение предыдущих долгов. Американцы выделяют денег, на самом деле, совсем немного, а дырок в украинском бюджете, в том числе и оборонном, немало. В таких условиях, и в самом деле более рационально модернизировать законсервированную технику, благо ее с советских времен осталось предостаточно. То есть, деньги на танки какие-то есть, просто возникает вопрос: заказать несколько более современных, но значительно более затратных во временном и финансовом смысле машин, или значительно быстрее получить в разы большее число техники, пусть и несколько устаревшей.
«СП»: — Насколько украинская танкостроительная индустрия сегодня вообще существует? В каком состоянии она находится?
— Информация о проблемах на украинских предприятиях, производящих бронетехнику, просачивается в прессу постоянно. Это и проблемы со своевременным выполнением контрактов и с серийным производством новых образцов. Но не стоит забывать, что Украине с советских времен досталась очень мощная конструкторская школа и солидная производственная база и, несмотря на значительные проблемы, ее потенциал еще полностью не исчерпан. Критики современной киевской власти, часто представляют Украину какой-то «банановой республикой». Это весьма далеко от действительности. Несмотря на деградацию страны во многих сферах, в первую очередь общественно-политической, украинская промышленность вполне способна решать ряд серьезных задач, в том числе и для армии.
«СП»: — Ранее Укроборонпром сообщал, что на Харьковском бронетанковом заводе запустили технологический процесс восстановления машин, которые уже сняты с вооружения и годами стояли под открытым небом. Насколько, по-вашему, эти машины могут быть эффективны?
— Понятно, что сравнения с наиболее современными образцами бронетехники они не выдерживают. Насколько они окажутся надежными в широкомасштабном конфликте — тоже вопрос открытый, но ведь и на более морально и физически устаревшей технике воюют сейчас по всему миру достаточно успешно в ряде случаев. А уж для выполнения тех задач, которые перед этой техникой стоят в настоящее время на Донбассе, они вполне себе эффективны.
Военный эксперт, директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов отмечает, что танки, о которых идет речь — советского производства.
— Это, конечно, машины надежные, добротные, но для современной войны значительно устаревшие. Просто других у Украины нет. Я вспоминаю просто кошмарные случаи сразу после того, как Украина стала независимой, и украинская армия начала быстрыми темпами разваливаться и разворовываться, когда были склады, где танки стояли просто друг на друге. Судьба из была предопределена, было ясно, что они просто сгниют. Все, что было в более или менее добротном состоянии — уходило на экспорт.
Сегодня Харьковский бронетанковый завод действительно наладил некую программу восстановления танков, которую назвать модернизацией довольно сложно — это какой-то «танковый каннибализм»: они «раздевают» все, что можно, склепывают, и получается якобы новая машина, которая сразу отправляется в «зону АТО».
На экспорт такую машину, естественно, не отправишь, никто их покупать не будет. А там — сойдет: ездит, стреляет. Общеизвестный факт, что украинские танки ночью «слепы», у них настолько устаревшее оборудование…
Что «спасло» ВСУ, так это то, что танковая отрасль после развала Союза (как и еще пара отраслей: двигателестроение для вертолетов — «МоторСiч» и «Антонов», военно-транспортная и гражданская авиация) была одна из немногих отраслей, представлявших замкнутый цикл. Это единственное, что смогло хоть как-то работать после переворота 2014-го года.
«СП»: — О каком количестве танков может идти речь у Порошенко?
— Я бы сказал, что количество этих машин очень невелико — там все парой десятков в год измеряется. Просто сравните, что было в Советском Союзе, и что сейчас.
Танкостроительная отрасль Украины очень сильно деградировала. По факту, у них нет больше производственных возможностей, только возможности собирать по складам. В общем, собирают то, что могут. Счет реально современных машин, тот же «Оплот» — это единицы. Это в серию, учитывая финансовые возможности украинского ВПК, невозможно поставить в принципе. Все, что осталось — это существует исключительно благодаря советскому заделу. Он был настолько мощным, что просуществовал довольно долго. Все это сейчас на грани развала и давно бы развалилось, если бы киевская власть не предпринимала отчаянные попытки хоть как-то пополнить потери, которые она понесла в ходе активных боев в Донбассе, и сейчас на фоне обострения ситуации они опять несут потери…
«СП»: — А что вы думаете о перспективах отрасли?
— Перспективы там совсем нерадужные. Учитывая, какой у них Гособоронзаказ, а он совсем небольшой и то, сколько нужно для восстановления не только танкостроительной отрасли, но и ракетостроения, которое тоже «лежит на боку» (завод «Южмаш»), тот же «Антонов», который кошмарят постоянно — заставили сменить руководство и вообще больше занимаются политическими играми, чем производством. Единственный, кто еще держится, это «МоторСiч», так и там постоянно подбираются к Богуслаеву (глава правления, генеральный директор, председатель совета директоров, почётный президент предприятия — ред.), пытаются сменить руководство, прибрать к рукам до сих пор относительно прибыльное предприятие.
Что касается танкостроения, то какое-то время, конечно, оно будет существовать. Если только случится чудо, и откуда-то возьмутся деньги на Гособоронзаказ, но это действительно должно быть чудо. А с теми фин
К тому же, стоит обратить внимание, что советниками по военно-промышленному комплексу и реформы в военных областях у них являются представители США. Совершенно очевидно, что ни США, ни Европе никакая оборонка на Украине не нужна. Украинская оборонная промышленность, во-первых, это была одна из мощных связей с Россией — вся эта кооперация, оставшаяся от СССР. Именно поэтому первое, что целенаправленно начали рушить нынешние киевские власти — это собственная оборонка. Сейчас эта кооперация разорвана, но основные потери понесла как раз украинская сторона. Во-вторых, собственная украинская оборонная промышленность Западу просто не нужна, так что я сильно сомневаюсь, что советы американских «советников» будут направлены на то, чтобы поднять отрасль. Они сами хотят продавать, чтобы во всем мире покупали их вооружение. Зачем им еще украинское?