21 ноября, в день, когда православная церковь традиционно чествует святого Архистратига Михаила, украинские военные впервые отметят новый армейский праздник — День десантника. Одновременно сохранившиеся в стране осколки советских еще Воздушно-Десантных войск, с 1999 года в состряпанном в Киеве штатном расписании не без претензии, но совершенно безосновательно называвшиеся «Высокомобильными войсками», превратятся в Десантно-Штурмовые войска (ДШВ). Накануне, входящие в их состав солдаты и офицеры, напоминавшие о прежних временах голубые береты, сдадут в ротные каптерки. Взамен получат темно-бордовые. В такие же одеты десантники во всех армиях стран НАТО. В новых беретах и выйдут на торжественное построение.
По этому поводу в начале нынешнего месяца командование ВДВ ВСУ опубликовало официальное сообщение: «Новые традиции: из уважения к победам украинских десантников в нынешней российско-украинской войне, им предлагается использовать берет, как единственный повседневный и парадный головной убор. От солдата и до генерала армии. Не фуражку, а берет цвета крови, пролитой в боях за государственный суверенитет, территориальную целостность и свободу Украины».
Насчет пролитой крови вопросов нет. Потери в вооруженном конфликте на юго-востоке страны высокомобильные войска Украины четвертый год несут регулярно, как и прочие их собратья по оружию из ВСУ. При этом, правда, в официальном сообщении нет пояснений, какие именно сражения геройски выиграл украинский десант в Донбассе в известной только в Киеве, но абсолютно неведомой в Москве «российско-украинской войне». Ну, да ладно. Однако к чему вообще весь этот дорогостоящий балаган с переодеванием солдат и офицеров в новую форму?
Велик соблазн объяснить очередной реформаторский порыв соседей одним только жгучим стремлением нынешних власть предержащих соседней страны сделать что угодно, только бы перестать быть похожим «на москалей». Как говорится, «нехай гирше, абы инше». Мол, ваши воздушные десантники все еще носят голубые береты и петлицы? А профессиональный праздник российских ВДВ ежегодно отмечается 2 августа? На Украине до нынешнего года было ровно то же самое? Так отныне не будет!
Такой мотив у киевских инициаторов столь решительной «реформы» Высокомобильных сил, конечно, присутствует. Причем — давно. Еще в 2005 году некоторыми общественными организациями Украины было предложено традиционную бело-голубую тельняшку десантника в ВСУ заменить на такую же, но с «жовто-блакитными» полосами. Ее даже успели назвать «Тільник Патріота». В 2015 году образцы новой тельняшки в Киеве продавали всем желающим на масштабной выставке «Волонтерский военпром». Тогда же было объявлено, что носить новый тельник отныне разрешено не только «майданутым», но и всем военнослужащим Высокомобильных войск ВСУ. Нарушением формы одежды среди украинских десантников это с той поры не считается.
Поэтому, повторяю, мотив «нехай гирше, абы инше» в данном случае свою роль, безусловно, сыграл. Но, уверен, не он — главное. Главное заключается в осознании руководством Вооруженными силами Украины того горького факта, что на самом деле ни Воздушно-Десантных, ни Высокомобильных войск у Украины давно нет. То есть — замышлять высадку масштабных воздушных десантов в тыл противника, конечно, можно. Только высаживаться с парашютами давно некому. И не на чем. В ближайшие десятилетия поправить это невозможно. Однако прежде, чем попытаться доказать это, предлагаю вспомнить короткую, но горькую историю профессиональной деградации украинской «десантуры».
Украине при распаде СССР досталась группировка ВДВ в составе одной дивизии и трех бригад общей численностью более 10 тысяч солдат и офицеров. Правда, самая мощная сила тут же растаяла. Из-за отказа принять украинскую присягу стоявшая в Болграде Одесской области 98-я гвардейская воздушно-десантная Свирская Краснознамённая, ордена Кутузова дивизия имени 70-летия Великого Октября в 1993 году почти в полном составе была передислоцирована на территорию России — в Иваново. На базе того немногого, что осталось в распоряжении Киева в опустевших под Одессой казармах и на полигонах, Киев решил сформировать собственную 1-ю аэромобильную дивизию. Но получилось как-то не очень. В итоге ровно через десять лет болградскую дивизию расформировали, сократив до бригады и изгнав с берегов Черного моря. Сегодня это 25-я отдельная воздушно-десантная бригада и стоит она в Днепре (бывшем Днепропетровске). Единственная воздушно-десантная на Украине и пока еще входящая в состав ее Высокомобильных войск. По состоянию на 2009 год — наряду с двумя отдельными аэромобильными бригадами и одним отдельным аэромобильным полком.
Потом еще много чего было. В 2005 году из аэромобильных частей и соединений украинское командование попыталось создать Силы быстрого реагирования. После начала войны за Донбасс сформировано дополнительно две отдельных десантно-штурмовых бригады. Но все эти разношерстные преобразования четверть века сопровождало одно обстоятельство — последние черты именно воздушного десанта на Украине стремительно и беспрерывно таяли в вихре непрерывных армейских перемен.
Чтобы высаживать такой десант, его ведь надо на чем-то скрытно доставить в тыл противника, верно? Так уже не на чем. В составе Повітряніх Сил ВСУ в неизвестном техническом состоянии на сегодня осталось всего шесть (!) военно-транспортных самолетов Ил-76МД. Из 190 таких самолетов, доставшихся Киеву при распаде СССР. Куда девались остальные машины? Похоже, с этим не в силах разобраться даже следователи. Во всяком случае, по сообщению РИА Новости Украина, «в 2011 году началось разбирательство вокруг фактического исчезновения 23 машин Ил-76 и 18 вертолетов. Оказалось, что принадлежащее Министерству обороны Украины госпредприятие „Авиационная компания Украины“ разукомплектовало более двух десятков машин и продало за границу под видом металлолома. Проданные таким образом части летательных аппаратов затем вновь собирались уже за границей».
Впрочем, результаты расследования так и не были опубликованы.
Да, в полном и безраздельном распоряжении Киева фирма «Антонов», специализирующаяся как раз на самолетах ВТА. Но за четверть века «незалежности» она сумела изготовить единственный новый военно-транспортный самолет этого класса — Ан-70. Да и то в теснейшей кооперации с Россией. Кончилась кооперация — рухнуло и производство «семидесятки».
Кроме самолетов десантникам при высадке беспосадочным способом нужны еще, как минимум, парашюты. С этим не лучше. Еще в феврале 2009 года начальник управления аэромобильных войск командования Сухопутных войск Вооруженных сил Украины полковник Сергей Лисовой заявлял журналистам: «Складывается катастрофическое положение и с закупкой новых парашютов. На 8000 украинских десантников осталось всего 1507 комплектов».
Будьте уверены: с той поры парашютов больше не стало. А вот меньше — наверняка. При этом в 2012 году по сообщениям украинской прессы, скажем, в 95-й отдельной аэромобильной бригаде насчитывалось всего полсотни парашютов. Все — в ее разведроте. Остальным десантникам соединения даже потрогать этот, казалось бы, незаменимый атрибут их службы было негде.
Если у кого-то из киевских генералов и оставались хоть какие-то иллюзии насчет возможности высадки собственных десантов во вражеский тыл, то они были развеяны в самом начале вооруженного конфликта в Донбассе — 14 июля 2014 года. Тогда была предпринята первая и единственная попытка в условиях войны посадочным способом высадить десант в аэропорту Луганска. При заходе на посадку трех украинских Ил-76МД сесть удалось только первому борту. Второй был сбит из ПЗРК «Игла». Третий, на глазах экипажа которого все и произошло, предпочел от выполнения боевой задачи отказаться и повернул восвояси. В тот день погибли 9 членов экипажа самолета и 40 десантников 25-й отдельной вдбр ВСУ.
После той трагедии, части и соединения Высокомобильных сил ВСУ стали использовать исключительно в качестве обычной пехоты. Главным образом — для решения штурмовых задач. Для этого в 2015 году в их состав была включена тяжелая боевая техника — совершенно не предназначенные для десантирования танки и самоходные артиллерийские установки.
Так фактическая смерть украинских ВДВ стала медицинским фактом. На таком фоне предстоящее их расставание с голубыми беретами выглядит оправданным и логичным.
Из досье «СП»
Привычные для десантников стран НАТО береты цвета maroon впервые появились в Британии в сформированной по распоряжению Уинстона Черчилля в 1941 году 1-й воздушно-десантной дивизии. Увы, эта дивизия вовсе не прославила новую форму. В 1944 году она приняла участие в операции «Маркет Гарден», предпринятой по инициативе британского фельдмаршала Монтгомери. По плану операции, обладателям темно-бордовых беретов предстояло в составе 1-й англо-американской воздушно-десантной армии на парашютах высадиться в тыл гитлеровских войск в районе голландского города Арнем, чтобы захватить основные мосты через реки Маас, Доммель, Аа и другие.
17 сентября с первой волной десанта в Голландию вылетели 1344 военно-транспортных самолета, 491 планер с буксировщиками, 1113 бомбардировщиков и 1240 истребителей. Выброска оказалась внезапной и прошла без сопротивления немцев. Но вскоре в бой с союзниками вступили подошедшие по приказу Гитлера наспех сформированные 1-я парашютная армия люфтваффе (около 18 тысяч человек), а также 2-й танковый корпус войск СС (около 7 тысяч человек). Положение десанта стало быстро ухудшаться. 26 сентября союзные силы в Голландии были разгромлены, а их потери огромны. В частности, из 9,5 тысяч десантников 1-й британской дивизии к своим выбрались всего 2400 человек.
Такой получилась первая страница боевой биографии «темно-бордовых беретов» НАТО.