Кремль повесит на границе «железный занавес» - «Военные действия» » Новости Дня Сегодня
Кремль повесит на границе «железный занавес» - «Военные действия» 00:00 Суббота 0 285
20-01-2018, 00:00

Кремль повесит на границе «железный занавес» - «Военные действия»



Материал комментируют:
Кремль повесит на границе «железный занавес» - «Военные действия»

Михаил Александров

В среду, 17 января, Федеральная служба безопасности (ФСБ) опубликовала на портале правовой информации проект указа Владимира Путина «Основы пограничной политики РФ». Как уточняется в пояснительной записке, действующие положения, утвержденные в 1996 году, потребовали корректировки из-за «появления новых угроз национальной безопасности РФ» и «возросших возможностей государства по их нейтрализации».

В документе прямо говорится, что Россия опасается территориальных притязаний «ряда иностранных государств», и попыток проникновения террористов и экстремистов. Не меньше авторов волнует наличие вблизи границы «очагов социально-политической и военной напряженности», и связанных с ними рисков возникновения инцидентов на границе.

Аналитики спецслужбы отмечают сохраняющиеся предпосылки к дестабилизации общественно-политической обстановки на приграничных с РФ территориях на почве неразрешенных социально-экономических проблем, религиозно-этнических противоречий и сепаратистских проявлений, в том числе среди населения, проживающего на приграничных территориях.

Вместе с тем ФСБ видит риски экономической и демографической экспансии для отдельных районов «из-за низкой заселенности и уровня социально-экономического развития, а также транспортной изоляции». Отдельными угрозами значатся деятельность трансграничной организованной преступности, криминализация населения (связанная с незаконной миграцией), контрабандное перемещение через госграницу оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и наркотиков.


Особо среди рисков отмечается «активизация деятельности сопредельных государств и транснациональных корпорации в попытках освоения стратегических ресурсов морских пространств в ущерб национальным интересам» России.

В документе подчеркивается, что Россия «не имеет территориальных претензии к другим государствам, отвергает любые территориальные притязания» и «последовательно ведет дело к бесконфликтному завершению процесса международно-правового оформления государственной границы» и разграничения морских пространств.

В то же время в новой версии «Основ пограничной политики» отсутствует пункт о совпадении новых границ РФ с прежними границами административно-территориального деления СССР. Отныне принципом, на который будет опираться пограничная политика, назван «дифференцированный подход в выборе форм и способов реализации» политики РФ с сопредельными государствами, а также в рамках СНГ, Союзного государства, ОДКБ, ШОС и ЕЭС.

Заметим: проект указа содержит самые существенные изменения за время действия документа — в последний раз технические поправки в него вносились еще в 2003 году.

Что стоит за переменами в пограничной политике, к чему они приведут на практике?

— Новая концепция пограничной политики давно назрела, — ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. — Ряд экспертов давно выступали за ужесточение пограничного режима, в частности, за введение визового режима со странами Центральной Азии и Закавказья.

С другой стороны, обострение отношений с Украиной показало, что и с территории «незалежной» могут прибывать лица, которые способны представлять угрозу национальной безопасности России.

Понятно, кроме того, что вблизи наших границ имеются очаги напряженности в Донбассе, вокруг Крыма, вокруг Абхазии и Южной Осетии. В этот же список можно включить Курильские острова, в связи с притязаниями на них со стороны Японии, и ситуацию в Баренцевом море, где у нас разногласия с Норвегией.

Сюда же следует включить и Северный морской путь, ситуация вокруг которого противоречива из-за позиции США. Американцы, напомню, не признают наш контроль над Севморпутем, так что в теории не исключены попытки силового прорыва по этому маршруту.

Отдельного упоминания заслуживает Каспийский регион. Конвенция по статусу Каспия фактически готова, но не подписана, и как с ней будет развиваться ситуация, пока не очень понятно. Между тем, она связана с освоением природных ресурсов Каспия и транспортировкой нефти и газа, что также может представлять угрозу российским интересам.

Все это говорит об одном. Нам давно следовало ужесточить пограничную политику, и правильно, что сейчас это делается.

«СП»: — Какую угрозу из «пограничного» списка ФСБ вы считаете главной?

— Неконтролируемую миграцию из стран Центральной Азии и Закавказья, а также террористическую угрозу. Проблема в том, что США практически открыто встали на сторону международных террористических организаций. Американцы поставляют в Сирию ПЗРК неизвестно кому — то ли курдам, то ли бойцам Свободной сирийской армии, в которую инкорпорированы, в том числе, боевики ИГИЛ*.

Замечу, в последнее время бойцы «Исламского государства» активно просачиваются в Афганистан. По мнению экспертов, это связано с деятельностью ЦРУ, которое перекидывает их туда с территорий клиентских государств США, таких как Саудовская Аравия и Катар. Таким способом в Афганистане американцы создают плацдарм против России и Китая.

На деле, Вашингтон ведет долговременную политику расшатывания ситуации в Центральной Азии, и нам нужно к этому готовится.

«СП»: — Основным принципом, на который будет опираться новая пограничная политика, в документе назван «дифференцированный подход» в выборе форм и способов ее реализации. Что это означает на практике?

— Что если сопредельное государство хорошо к нам относится, мы можем идти на послабления в пограничном режиме с ним, даже вопреки формальным ограничениям. Такие отношения у нас, например, с Арменией. А вот с Таджикистаном, Узбекистаном и Киргизией наши отношения не столь радужные, хотя Душанбе и Бишкек члены ОДКБ, а Узбекистан имеет с нами двусторонние военные отношения.

Про Туркмению я вообще не говорю: на ее границе происходят серьезные столкновения с боевыми группами из Афганистана, включая ИГИЛ.


Неясная ситуация и с Азербайджаном, который заигрывает с Западом и не обменивается с нами развединформацией. Поэтому вероятность проникновения террористов в Россию с территории Азербайджана, я считаю, тоже имеется.

То же относится к Грузии — государству, которое стремится в НАТО, и на территории которого действуют структуры альянса, которые способны перебрасывать в Закавказье диверсионные группы.

В такой обстановке действительно необходим дифференцированный подход к пограничной политике с соседями. К тем же жителям Донбасса мы должны относиться по-другому, чем к населению других регионов Украины, а к жителям Одесской области — лучше, чем к населению Центральной Украины. Просто потому, что разные регионы по-разному относятся к России.

«СП»: — Что новая пограничная политика дает России?

— Если коротко, речь идет об усилении пограничного контроля. Этот контроль в последние годы был ощутимо ослаблен, но пришло время навести порядок и на границах страны.

* «Исламское государство» (ИГИЛ) — террористическая группировка, деятельность которой на территории России запрещена решением Верховного суда РФ от 29.12.2014.


Материал комментируют: Михаил Александров В среду, 17 января, Федеральная служба безопасности (ФСБ) опубликовала на портале правовой информации проект указа Владимира Путина «Основы пограничной политики РФ». Как уточняется в пояснительной записке, действующие положения, утвержденные в 1996 году, потребовали корректировки из-за «появления новых угроз национальной безопасности РФ» и «возросших возможностей государства по их нейтрализации». В документе прямо говорится, что Россия опасается территориальных притязаний «ряда иностранных государств», и попыток проникновения террористов и экстремистов. Не меньше авторов волнует наличие вблизи границы «очагов социально-политической и военной напряженности», и связанных с ними рисков возникновения инцидентов на границе. Аналитики спецслужбы отмечают сохраняющиеся предпосылки к дестабилизации общественно-политической обстановки на приграничных с РФ территориях на почве неразрешенных социально-экономических проблем, религиозно-этнических противоречий и сепаратистских проявлений, в том числе среди населения, проживающего на приграничных территориях. Вместе с тем ФСБ видит риски экономической и демографической экспансии для отдельных районов «из-за низкой заселенности и уровня социально-экономического развития, а также транспортной изоляции». Отдельными угрозами значатся деятельность трансграничной организованной преступности, криминализация населения (связанная с незаконной миграцией), контрабандное перемещение через госграницу оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и наркотиков. Особо среди рисков отмечается «активизация деятельности сопредельных государств и транснациональных корпорации в попытках освоения стратегических ресурсов морских пространств в ущерб национальным интересам» России. В документе подчеркивается, что Россия «не имеет территориальных претензии к другим государствам, отвергает любые территориальные притязания» и «последовательно ведет дело к бесконфликтному завершению процесса международно-правового оформления государственной границы» и разграничения морских пространств. В то же время в новой версии «Основ пограничной политики» отсутствует пункт о совпадении новых границ РФ с прежними границами административно-территориального деления СССР. Отныне принципом, на который будет опираться пограничная политика, назван «дифференцированный подход в выборе форм и способов реализации» политики РФ с сопредельными государствами, а также в рамках СНГ, Союзного государства, ОДКБ, ШОС и ЕЭС. Заметим: проект указа содержит самые существенные изменения за время действия документа — в последний раз технические поправки в него вносились еще в 2003 году. Что стоит за переменами в пограничной политике, к чему они приведут на практике? — Новая концепция пограничной политики давно назрела, — ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. — Ряд экспертов давно выступали за ужесточение пограничного режима, в частности, за введение визового режима со странами Центральной Азии и Закавказья. С другой стороны, обострение отношений с Украиной показало, что и с территории «незалежной» могут прибывать лица, которые способны представлять угрозу национальной безопасности России. Понятно, кроме того, что вблизи наших границ имеются очаги напряженности в Донбассе, вокруг Крыма, вокруг Абхазии и Южной Осетии. В этот же список можно включить Курильские острова, в связи с притязаниями на них со стороны Японии, и ситуацию в Баренцевом море, где у нас разногласия с Норвегией. Сюда же следует включить и Северный морской путь, ситуация вокруг которого противоречива из-за позиции США. Американцы, напомню, не признают наш контроль над Севморпутем, так что в теории не исключены попытки силового прорыва по этому маршруту. Отдельного упоминания заслуживает Каспийский регион. Конвенция по статусу Каспия фактически готова, но не подписана, и как с ней будет развиваться ситуация, пока не очень понятно. Между тем, она связана с освоением природных ресурсов Каспия и транспортировкой нефти и газа, что также может представлять угрозу российским интересам. Все это говорит об одном. Нам давно следовало ужесточить пограничную политику, и правильно, что сейчас это делается. «СП»: — Какую угрозу из «пограничного» списка ФСБ вы считаете главной? — Неконтролируемую миграцию из стран Центральной Азии и Закавказья, а также террористическую угрозу. Проблема в том, что США практически открыто встали на сторону международных террористических организаций. Американцы поставляют в Сирию ПЗРК неизвестно кому — то ли курдам, то ли бойцам Свободной сирийской армии, в которую инкорпорированы, в том числе, боевики ИГИЛ*. Замечу, в последнее время бойцы «Исламского государства» активно просачиваются в Афганистан. По мнению экспертов, это связано с деятельностью ЦРУ, которое перекидывает их туда с территорий клиентских государств США, таких как Саудовская Аравия и Катар. Таким способом в Афганистане американцы создают плацдарм против России и Китая. На деле, Вашингтон ведет долговременную политику расшатывания ситуации в Центральной Азии, и нам нужно к этому готовится. «СП»: — Основным принципом, на который будет опираться новая пограничная политика, в документе назван «дифференцированный подход» в выборе форм и способов ее реализации. Что это означает на практике? — Что если сопредельное государство хорошо к нам относится, мы можем идти на послабления в пограничном режиме с ним, даже вопреки формальным ограничениям. Такие отношения у нас, например, с Арменией. А вот с Таджикистаном, Узбекистаном и Киргизией наши отношения не столь радужные, хотя Душанбе и Бишкек члены ОДКБ, а Узбекистан имеет с нами двусторонние военные отношения. Про Туркмению я вообще не говорю: на ее границе происходят серьезные столкновения с боевыми группами из Афганистана, включая ИГИЛ. Неясная ситуация и с Азербайджаном, который заигрывает с Западом и не обменивается с нами развединформацией. Поэтому вероятность проникновения террористов в Россию с территории Азербайджана, я считаю, тоже имеется. То же относится к Грузии — государству, которое стремится в НАТО, и на территории которого действуют структуры альянса, которые способны перебрасывать в Закавказье диверсионные группы. В такой обстановке действительно необходим дифференцированный подход к пограничной политике с соседями. К тем же жителям Донбасса мы должны относиться по-другому, чем к населению других регионов Украины, а к жителям Одесской области — лучше, чем к населению Центральной Украины. Просто потому, что разные регионы по-разному относятся к России. «СП»: — Что новая пограничная политика дает России? — Если коротко, речь идет об усилении пограничного контроля. Этот контроль в последние годы был ощутимо ослаблен, но пришло время навести порядок и на границах страны. * «Исламское государство» (ИГИЛ) — террористическая группировка, деятельность которой на территории России запрещена решением Верховного суда РФ от 29.12.2014.

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl