Новый виток санкций в отношении России, на этот раз экономических, инициировала Британия. На этот раз, речь идет о размещаемых на британских клиринговых площадках, а именно, Euroclear и Clearstream, российских евробондах.
Предложение о запрете операций с куплей-продажей российских государственных ценных бумаг выступил глава комитета по иностранным делам британского парламента Том Тугендхат. По его словам, «Россия может брать займы на рынках капиталов ЕС и США, несмотря на западные санкции, а потом поддерживать связанные с Кремлем банки и энергетические компании, которые не могут (в условиях санкций) делать это самостоятельно».
Министр иностранных дел Британии Борис Джонсон уже назвал данное предложение весьма интересным, и, судя по всему, теперь его внимательно рассматривает премьер этой страны, Тереза Мэй.
Впрочем, российские аналитики к данным инициативам относятся весьма скептически. К примеру, по словам авторов телеграм-канала MMI, «такой шаг будет выстрелом себе в ногу, так как создаст серьёзные проблемы для европейских инвесторов в российские евробонды. До введения запрета, скорее всего, не дойдёт; представить такой сценарий достаточно сложно. Американцы признали, что санкции на российский госдолг чреваты рисками для всей мировой финансовой системы. Здесь — то же самое.
Однако, появление этой темы в публичном пространстве очень наглядно подчёркивает тезис о том, что в «деле Скрипаля» дипломатическими мерами всё не ограничится. Тема финансовых санкций в отношении России вернулась в повестку дня, и не исключено появление новых инициатив в этом направлении».
Финансовый аналитик Евгений Когган раскладывая ситуацию на составляющие, указывает и на такую угрозу: «Госдолг РФ в процентах к GDP весьма небольшой. Доля внешних заимствований в нем — менее 50%. С этой напастью теоретически справиться можно. Но вопрос не в этом. Дело в том, что в бюджете РФ расходы на погашение внешнего госдолга не предусмотрены, кроме тех, что являются плановыми. И, естественно, никто платить, если что и будет предъявлено, не собирается.
Горячие головы в Госдуме вполне могут посчитать данную ситуацию угрозой национальной безопасности страны и вообще Казусом Белью. О последствиях даже говорить не хочу». И резюмирует, «если не дай Бог эти инициативы будут проведены в жизнь, Лондон начнет, благодаря собственным умным политикам, терять свое значение как мировая финансовая столица. Поймут они это, разумеется, не сразу. Но когда дойдет — будет уже поздно. Вот уж немцы сейчас во Франкфурте лапки-то потирают».
В канале «Первое управление» авторы также указывают на возможную потерю Лондоном ключевых позиций в работе в подобного рода ценными бумагами: «будет ли Мэй ворошить Сити, учитывая, что многие финансовые учреждения уже собираются во Франкфурт? Нельзя дополнительно регулировать финансы (в том числе по отношению к России) в условиях Брекзита. Каждый неудачный или не скоординированный шаг приведёт к неприятным последствиям.
Да и упомянутые Euroclear и Clearstream вообще не попадают под юрисдикцию Мэй — их штаб-квартиры не в Сити. Теоретически давление на них возможно, но зачем мешать европейские компании и Сити в одну кучу?».
Финансовые аналитики признают, что данный шаг может создать определенные проблемы и для России, в особенности, в плане привлечения внешних капиталов. Но, как и было отмечено, во-первых, есть Германия и Франкфурт с аналогичными площадками. Во-вторых, самим скупщикам российских евробондов, в том числе и из Британии этой крайне невыгодно. Стоит напомнить, что в прошлом году, еще до размещения в этом году в Лондоне таких российских ценных бумаг, именно в Королевстве скупили 39% этих активов.
И, думается, все эти люди будут сильно расстроены в случае, если Тереза Мэй обрушит данную финансовую систему. А речь идет именно про обрушение сложившегося и функционирующего исправно механизма.
С другой стороны, что касается России, то в принципе, за последние четыре года под санкциями наша экономика показала себя вполне резистентной и готовой к самым неожиданным и неприятным «сюрпризам» со стороны «западных партнеров», потому и финансовые эксперты, хоть и говорят о возможных проблемах, но в особую панику не впадают.