Понятно, что нынешний проект Минобороны под названием «Взвод» получил свое название не от одноименно кинофильма «Взвод» (Platoon) Оливера Стоуна о войне во Вьетнаме. Скорее, по количеству участников — в финал проводимого среди молодых российских офицеров конкурса вышли 30 человек, как раз по количеству военнослужащих в таком подразделении. Ну, и само название — «Взвод» — звучное, красивое, сразу показывающее на причастность к армии. Очень подходящее для военного конкурса.
А это, действительно, был именно конкурс (назвать его «шоу» язык не поворачивается), который Министерство обороны России достаточно широко разрекламировало на этапах проведения и по итогам дало самую высокую оценку. В военном ведомстве даже заявили о создании подразделения спецназа, состоящего из тридцати «универсальных офицеров». В общем, эксперимент по доподготовке выпускников военных училищ был признан удачным и требующим внедрения подобного опыта в войска. Тут следуют фанфары, а после их звучания возникает и невольный вопрос: что это было такое?
В прежние годы (в советское время точно) в Вооруженных силах практиковалось проведение так называемых «сборов молодых офицеров». На базе учебных центров соединений и отдельных частей собирали всех лейтенантов, которые только что окончили профильные военные училища.
Читайте также
«Искандер» поставил точку на «Точке», на очереди «Калибр»
Ракетные бригады Сухопутных войск России готовы вооружиться ракетами средней дальности
Селили в казармах или полевых городках и устраивали проверку «на вшивость» — проводили с ними учебные стрельбы из разных видов вооружений, тактико-специальные занятия, обязательную сдачу нормативов по физической подготовке, ну и прочих зачетов в зависимости от вида или рода войск (в ВДВ, например, совершали прыжки с парашютом).
То есть, молодой офицер должен был показать свою профпригодность, а по результатам такого тестирования мог получить и более высокую должность. Так что нынешний проект «Взвод» — это хорошо забытое старое, может быть, более экстремальное, с учетом претензии на звание подразделения спецназа.
Как сообщается, этих 30 «универсальных офицеров» на строгой конкурсной основе отбирали из 4?500 человек, надо полагать, что в звании лейтенант — максимум старший лейтенант. Вспомним, что в ВС РФ в 2018 году, в результате перехода ряда военных училищ (командного профиля) с пятилетнего на четырехлетний срок обучения, пришло 2000 лейтенантов (в три раза больше, чем в предыдущем).
В нынешнем году, по словам начальника Главного управления кадров Минобороны Виктора Горемыкина, армию пополнят более 13 тысяч молодых лейтенантов. Это из 35 действующих в России вузов в системе военного образования. За вычетом летчиков, моряков, ракетчиков, многочисленных «технарей» и прочих «не боевых» специалистов, непосредственно в Сухопутные войска попало сейчас немногим более двух тысяч человек в погонах с двумя звездочками.
Получается, что в конкурсном отборе для проекта «Взвод» участвовали практически все молодые армейские офицеры! Поголовно, для отчетности о массовости. Скорее всего, что и не участвовали в той строгой конкурсной программе, которую озвучило Минобороны. И 4?500 лейтенантов лишь прошли упомянутые выше «сборы молодых офицеров», показав своему непосредственному начальству, на что они способны. «Взвод» можно было бы и на «Полк» растянуть, но это уже затратная часть, в том числе по съемкам проходимых офицерами суровых испытаний в экстремальных условиях. По итогам конкурса планируется выход фильма под названием «Взвод» — что-то типа «В зоне особого внимания», только не в художественном варианте.
Напрашивается и вопрос о том, кто же командует таким «универсальным» взводом, в штате которого сплошь офицеры? Можно, конечно, вспомнить офицерские полки Добровольческой армии времен Гражданской войны, когда в атаку с «трехлинейкой» ходили штабс-капитаны и полковники. Однако в нынешней российской армии офицеры-«рядовые» — это практика лишь подразделений спецназа, причем самых элитных — ГРУ, ФСБ, ССО. Можно, конечно, предположить, что на такой взвод «поставят» замминистра обороны генерал-лейтенанта Юнус-Бека Евкурова — он отвечал за организацию и проведение «Взвода». «Мы считаем, что эксперимент успешный, и, конечно, он будет иметь продолжение. Министр обороны поставил в этом плане задачу», — заявил Евкуров. При этом генерал, который отвечает в МО за боевую подготовку, желания командовать взводами не высказал.
Если посмотреть на все этапы проведения «Взвода», а их было семь, то очевидно, что это было испытание именно для офицеров спецназа — в Минобороны и говорили, что «в ходе эксперимента было сформировано сводное подразделение специального назначения». Офицерам пришлось научиться десантироваться с вертолетов по-штурмовому, преодолевать сложные участки горного ландшафта, переправляться через водные преграды на лодках, тросах и под водой, организовывать засады, применять дроны, а также проводить боевые стрельбы.
В принципе, это обычные дисциплины боевой подготовки курсантов факультета спецназа Рязанского десантного училища (РВВДКУ), который в свое время окончил (тогда это была «особая» 9-я рота училища) и Юнус-Бек Евкуров. Вероятно, что не без его участия была составлена такая программа испытаний для «универсальных офицеров».
И вот здесь можно поверить в то, что после конкурсных испытаний удалось отобрать лишь 30 человек. Программа подготовки в военных училищах до сих пор страдает после проведенных экс-министром обороны Анатолием Сердюковым «реформ» в системе военного образования. И, скажем, тот же факультет спецназа в Рязани в нынешнем году из 250 выпускников направил непосредственно в подразделения спецназа лишь около 80 человек. Остальных распределили в танковые, мотострелковые и прочие непрофильные части, в том числе из-за сокращения офицерских должностей в подразделениях спецназа. Как отмечают военные эксперты, сбой в системе военного образования придется исправлять ещё длительное время — необходимо восстановить учебную базу, ликвидировать пробелы в наличии опытных преподавателей.
Читайте также
Министерство обороны превратило Крым в пустыню
Москва смирилась: в Тавриде вместо магнолий вырастут саксаулы
Пока же на выходе армия получает достаточно «сырых» лейтенантов, которым поначалу далеко еще до «универсальных». В принципе, опыт — дело наживное, молодых офицеров всегда «обкатывали» по своим специальностям, доводили уже в воинских частях до состояния «нормального боя». И в этом плане «Взвод» неплохая школа, как и любая другая боевая учеба для офицеров. Причем, такие «взвода» нужны не только для специальных подразделений, но и для танкистов, артиллеристов, мотострелков, десантников, летчиков — да и для всех воинских специальностей. Лейтенантов в войсках надо банально доучивать. Они наберутся опыта, и со временем уже сами будут учить других.
Интересен опыт в ВВС. Всем известна авиационная группа высшего пилотажа «Русские Витязи». Это и ряд мировых рекордов, и групповой и одиночный пилотаж, и участие в международных авиасалонах — там пилоты только воздушные асы. Эта пилотажная группа располагает тремя типами самолетов — Су-27, Су-30СМ, в 2019 году получены новые Су-35С, которые являются серийными истребителями.
При этом у «Русских Витязей» есть и еще одно предназначение — обучение высшему пилотажу строевых летчиков. Уже достаточно подготовленные пилоты приезжают сюда на стажировку со всей России, набираются опыта и мастерства, а спустя время возвращаются в свои авиационные полки, чтобы обучать молодых летчиков. Реально действующий практический проект, который можно было бы назвать, например, «Эскадрилья».
Если Минобороны даст развитие «Взводу» именно как школе мастерства, а не превратит в некое подобие шоу «Танковый биатлон» (от него тоже есть несомненная польза в обучении танкистов), то подобное начинание станет хорошей доподготовкой для лейтенантов. Причем не в масштабах взвода, а для всей армии.
Военное обозрение: Су-57: Что в российском самолете не нравится индусам
Военные новости: СМИ США: у русских есть смертоносная винтовка