Как известно, 4 мая этого года Синодальное управление военного духовенства (СУВД) «Киевского Патриархата» и «Правый сектор» подписали соглашение о сотрудничестве. Никто данного события не скрывал, даже несмотря на то, что оно, вполне ожидаемо, должно было стать очередным поводом для критики в адрес обеих сторон договора. Однако самих документов, регламентирующих их взаимодействие, никто еще не видел. Между тем, эти тексты содержат довольно красноречивые выражения о целях и формате провозглашенного сотрудничества филаретовцев с националистами.
Прежде всего, примечательно содержащееся в соглашении явное указание на то, что одной из целей сотрудничества «Правого сектора» и раскольников является создание в «Украинском Независимом Соборном Государстве» Единой Поместной Церкви (которая, видимо, должна полностью отвечать политическим ожиданиям «правосеков»). Также стоит отметить, что Василь Лабайчук, подписавший документ в качестве главы Центрального Штаба НОД «Правый сектор», уже давно работает в этом направлении, по его собственным словам, одолевая каноническую Украинскую Православную Церковь (именуемую им «Московский Патриархат») «всеми возможными методами».
В частности, «друже Кривозуб», как называют Лабайчука его подельники-националисты, имеет большой опыт организации силовых акций по захвату культовых сооружений Украинской Православной Церкви и оказанию давления на местные власти. Так, 29 сентября 2015 года глава «Правого сектора» объявил о планах самочинного «урегулирования» ситуации с храмом в селе Колосовая. «Если власть не даст разрешения служить – то община заберет храм, потому что это ее церковь», – сказал глава Центрального Штаба организации, комментируя свои претензии на храм Украинской Православной Церкви. А 10 июня 2016 года «друже Кривозуб» привел свою угрозу во исполнение.
«Мы в каждом случае приезжаем, где образуется новая община "Киевского патриархата"», – рассказал в том же интервью Лабайчук. Или, быть может, наоборот, раскольнические общины создаются в результате таких вот поездок «Правого сектора»? Не случайно 19 из 70 случаев «перехода общин в Киевский патриархат», отображенных на интерактивной карте РИСУ, произошли именно на Тернопольщине, уроженцем Збаражского района которой является «друже Кривозуб».
Однако теперь в «Киевском патриархате» не смогут оправдываться тем, что они, якобы, сотрудничают с бандеровцами только по вопросам помощи участникам т.н. АТО, борьбы с коррупцией, возрождения духовности и патриотического воспитания, никак не разделяя политических заданий национальной революции. «Стороны осуществляют сотрудничество, исходя из общих задач религиозного и морального мировоззрения национализма – православного христианства и действуют в пределах прав и обязательств, которые изложены в Положении об отделе Капелланской службы НОД "Правый сектор" – прямо говорится в пункте 1.4. Соглашения. Весьма любопытное отождествление православного христианства с идеологией национализма исповедует "Киевский патриархат"»!
Какие же права и обязательства согласно указанному Положению примут на себя представители «Киевского Патриархата», пожелавшие стать капелланами при НОД «Правый Сектор»?
Согласно одобренным Киевским патриархатом нормативным документам «Правого сектора», служители культа, получающие материальное обеспечение от руководства данной организации, оказывают членам НОД информационно-методическую и информационно-справочную поддержку, координируют свою деятельность с отделом идеологического воспитания (раздел 2 Соглашения), а в отсутствие непосредственного начальника – имеют право отдавать «целесообразные» приказы подчиненным им боевикам(п.7.4. Положения).
Очевидно, под этим подразумевается привлечение «батюшек» в качестве экспертов при разработке пропагандистских материалов, а также в роли «информаторов» и «наводчиков», указывающих цели для атак – как информационных, так и физических. Одним словом, если принимающий у вас исповедь филаретовец сочтет ваше поведение либеральным или недостаточно патриотичным, вы можете получить «душеспасительное наказание» от рук последователей Степана Бандеры в качестве «бонуса».
Такие, с позволения сказать, «православные священнослужители», наделенные теперь и полномочиями отдавать приказы бойцам, обязуются «руководствоваться в своей деятельности основами идеологии Украинского Национализма» (п. 1.2.), и более того – распространять главные идейные принципы украинского национализма и его творцов (п. 7.5.). Они должны быть готовы в любое время дня и ночи причастить членов «Правого сектора» (там же), и при этом «в чрезвычайных условиях» могут даже священнодействовать не надевая епитрахили (п. 7.3.) – символа благодати священства. При этом православная традиция прямо запрещает совершать богослужебные действия без епитрахили, а для соблюдения этого правила в тюрьме, во время гонений и в других чрезвычайных обстоятельствах предусматривает использование специально благословленных подручных предметов в качестве заменителей этого элемента облачения.
Внимание верующих должны также привлечь следующие пункты бандеровского Положения:
«2.1. Видимым знаком присутствия Бога в украинском народе является Церковь Христова, наглядным свидетельством христианских ценностей среди патриотов-националистов является священник-капеллан,» – п.2.1.;
«2.3. Главной и основополагающей доктриной религиозного и морального мировоззрения национализма является христианство, которое представлено традиционными украинскими церквями,» – п.2.3.;
Быть может, называющим себя православными сторонникам Филарета стоит задаться вопросом о том, какую Единую Поместную Церковь хотят с помощью «Киевского патриархата» создать националисты. Православную ли? По своему собственному признанию, тот же Василь Лабайчук активно сотрудничает и с греко-католиками. Интересно, их «Правый сектор» тоже хочет включить в конструируемую радикальными политиками «Единую Поместную Церковь»?
Очевидно, признание множественности церквей – закономерное следствие искаженного отношения к Церкви Христовой, согласно которому Бог присутствует в украинском народе по умолчанию, а без Церкви это присутствие лишь не будет иметь видимого выражения.
Отнюдь не бессп-ой с богословской точки зрения является и формулировка одной из основных задач отдела Капелланской службы НОД «Правый сектор»: «воспитывать националиста – христианина, то есть, того, кто любовь к Богу доказывает через любовь к своей Нации» (п.3.2. Положения). «Любовь» их – не к ближнему, как заповедал Господь, а лишь к собственной Нации, которую идеологи украинского национализма ставят на один уровень с Богом. Кричащее противоречие с Евангелием Христовым не требует комментариев.
Трудно поверить, что подписывая Соглашение о сотрудничестве с радикалами, филаретовцы не предвидели очередной волны вопросов о том, как они умудрились совместить идеи революционного национализма с учением Христа. Однако теологи «Киевского патриархата», столь изворотливо защищающие его претензии на автокефалию, не остановили главу СУВД УПЦ КП Иоанна (Яременко) от подписания столь сомнительных документов или даже не предложили своих правок.
В свою очередь, для радикалов «Правого сектора» темным пятном на репутации должно было бы стать сотрудничество с организацией, которая спонсируется А.Мацолой, имеющим бизнес-интересы в «стране-агрессоре». Почему же стороны подписанного 4 мая Соглашения пошли навстречу неизбежной критике и не стыдясь рассказали об официальном провозглашении сотрудничества прессе?
Видимо, осознав, что искренне верующих православных украинцев все-таки отталкивает неканонический статус «Киевского патриархата», филаретовцы решили сменить приоритеты и искать новых сторонников среди последователей Степана Бандеры. А при таком подходе, действительно, «заморачиваться» богословскими вопросами не только излишне, но и прямо противопоказано.
Более того, даже сугубо политические сторонники Единой Поместной не питают иллюзий относительно темпов вытеснения канонической церкви. Об этом красноречиво свидетельствуют комментарии к сообщению Евстратия Зори о результатах очередного исследования конфессиональных предпочтений украинцев, проведенных Центром Разумкова.
Так что, похоже, ставка на грубую силу – действительно единственное, что осталось раскольникам. Так что открытое подписание «Киевским патриархатом» соглашения с радикалами, от участия которых в захватах храмов Украинской Православной Церкви ранее открещивались, – не только свидетельство богословского нигилизма филаретовцев, но и сигнал о готовности развязать на Украине реальную религиозную войну, путь к которой должны были открыть скандальные законопроекты 4128 и 4511.