Материал комментируют:
Артем Деев
Дмитрий Кувалин
Роман Алехин
После выборов-2018 в экспертной среде активизировалась дискуссия о предстоящих реформах. 21 марта бывший министр финансов Алексей Кудрин в своей статье написал, что у власти есть всего два года для того, чтобы провести масштабную трансформацию экономики и госуправления, так как потом начнется избирательная кампания в Госдуму и «непопулярные меры» станут невозможными.
В тот же день, 21 марта, экономисты Росбанка подсчитали, сколько средств потребуется для проведения реформ, предложенных Владимиром Путиным в Послании Федеральному собранию. По их оценкам, затраты в период 2018—2024 могут составить до 20,5 триллиона рублей. Из этой суммы 8,4 трлн. руб. придется на развитие социальной и транспортной инфраструктуры, 5,2 трлн. — на здравоохранение, 3,6 трлн. — на образование и 3,4 трлн. — на улучшение демографической ситуации.
Самый важный вопрос касается того, откуда брать эти средства. Экономисты полагают, что если расходы консолидированного бюджета останутся на уровне 34% от ВВП, профинансировать реформы не удастся. Необходимые средства можно будет изыскать только за счет сокращения социальных расходов на 7,8 триллиона рублей, расходов на оборону на 6 триллионов рублей, увеличения доходов на 4 трлн. руб. и ослабления бюджетного правила, которое обеспечит 2,7 трлн. руб.
По действующему бюджетному правилу доходы от нефти, превышающие 40 долларов за баррель, сберегаются в резервах и не могут направляться на текущие бюджетные расходы. Если цена отсечения будет повышена хотя бы до 45 долларов (а текущие котировки нефти находятся на уровне 60 долларов за баррель), это, по подсчетам Росбанка, позволит уже в нынешнем году повысить расходы на 525 млрд. рублей. А комбинируя различную пороговую цену нефти и прогнозный курс национальной валюты можно высвободить и до 700 млрд. рублей в год.
Параметры распределения средств между расходными статьями эксперты взяли из программы руководителя ЦСР Алексея Кудрина. Именно он предлагал снизить расходы на оборону и безопасность с 7,4 до 6,5% от ВВП, что и позволит сэкономить указанные шесть триллионов за шесть лет. Что касается «оптимизации» социальных расходов, этого Кудрин предлагал добиться за счет увеличения пенсионного возраста и перехода к адресному распределению субсидий.
Кроме того, при своевременном проведении реформ несырьевую налоговую базу можно увеличивать на 2,5?3% ежегодно и получить еще 4 трлн. руб. за шесть лет.
Экономисты Росбанка предупреждают, что положительный эффект от проводимых реформ будет отложенным и проявится не ранее чем через пять-десять лет. Перераспределение бюджетных статей будет нейтральным для текущего экономического роста. Прямое воздействие на реальную экономику в пределах 0,2?0,3% ВВП окажет только возможное смягчение бюджетного правила.
Напомним, что в Послании 1 марта действующий и избранный президент Владимир Путин заявил о новых целях по модернизации российской экономики, которые должны быть оформлены в новые «майские указы». Планируется увеличение расходов на образование, здравоохранение, инфраструктуру и городскую среду. Предполагается, что они будут профинансированы за счет роста экономики, темпы которого превысят среднемировые благодаря новым налоговым условиям и наращиванию инвестиций. По прошествии шести лет экономика России должна войти в пятерку крупнейших в мире.
Несмотря на эти планы, финансирование остается главным вопросом, тем более что прогнозы по экономическому росту выше среднемировых выглядят сейчас излишне оптимистично. По предварительным итогам 2017 года, ВВП страны вырос только на 1,5%, хотя в Минэкономики прогнозировали, что рост превысит 2%. Прогнозы на ближайшие годы также остаются достаточно скромными и не превышают 2%. Например, Всемирный банк предсказывает рост российской экономики на 1,8% в 2019 году. Мировой же экономике в том же году предсказывают рост на 3%.
Похоже, правительство сейчас действительно активно занято поиском источников финансирования будущих реформ. Появилась информация, что на одном из первых после выборов совещаний с премьер-министром Дмитрием Медведевым чиновники обсуждали налоговую реформу, в том числе повышение ставки налога для физических лиц (НДФЛ) с текущих 13% до 15% с введением необлагаемого минимума.
Также по сведениям инсайдеров обсуждались такие варианты налогового маневра, как обнуление экспортной пошлины для нефтяников при повышении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и снижение страховых взносов до 22% с повышением НДС также до 22% с нынешних 18%.
Позднее информация об обсуждении повышения НДФЛ получила свое подтверждение. Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович во время встречи со студентами Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова заявил, что рост налога не приведет к глобальному уходу от его уплаты, зато дополнительные два процента могут быть направлены на здравоохранение.
«Если будет понимание справедливости новых подходов по сравнению с нынешним, это будет консенсус в обществе, тогда это действительно имеет смысл, ничего страшного я в этом не вижу, мы жили с 13-процентным налогом достаточно долго и если дополнительные 2% будут направляться, например, на здравоохранение, это точно будет в плюс», — заявил вице-премьер.
Заместитель директора ИНП РАН, доктор экономических наук Дмитрий Кувалин считает, что найти деньги на проведение реформ можно, главное — обеспечить экономический рост в стране.
— Я не видел методики расчета Росбанка, но у меня такое ощущение, что это статический бухгалтерский расчет, который не учитывает динамические процессы — рост производства и структурные изменения. Один из ключевых посылов Послания президента — увеличение ВВП на душу населения в полтора раза за 7 лет. Это означает, что темпы прироста ВВП должны составлять в среднем более 5% в год. Если эти темпы удастся обеспечить, средств с запасом хватит и на большие дополнительные расходы, чем 20,5 триллионов рублей.
Кроме того, эту сумму необходимо изыскать не единовременно, а в течение 6?7 лет. Таким образом, речь идет о 3?3 с половиной дополнительных триллионах рублей в год. Наш ВВП составляет около 90 триллионов, а расходы консолидированного бюджета — больше 30 триллионов. Даже если расходы консолидированного государственного бюджета сохранятся на уровне 34% ВВП, чтобы решить поставленные задачи, не сокращая прочие статьи бюджета, их придется увеличивать на разумную величину — примерно на 8?10% в год.
Если говорить совсем коротко, если будут темпы роста экономики в стране по 5?6% в год, все эти проблемы с финансированием реформ закроются легко. Вопрос в том, как обеспечить эти темпы роста и какие расходы для этого нужны. Тут уже встает вопрос, где брать деньги на запуск роста, но и в этом случае на него есть ответ.
«СП»: — Но пока что даже профильные министерства, не говоря уже о международных финансовых организациях, не прогнозируют такой рост ВВП. Возможен ли он?
— Я считаю, что потенциал российской экономики — свободные производственные мощности, недоиспользуемые трудовые и природные ресурсы — позволяет иметь темпы прироста свыше 5%, по крайней мере, в течение 5?10 лет. С 1999 по 2008 годы у нас были даже более высокие темпы роста, и никого это не удивляло. Вопрос в том, как этим потенциалом воспользоваться, и здесь приходится возвращаться к макроэкономической и макрофинансовой политике.
Вы прекрасно знаете, что у нас крайне дорогой кредит. В 2017 году по факту реальные ставки по кредитам стали даже выше, чем в 2016. Дорогой кредит дестимулирует инвесторов. Кто будет вкладывать деньги, если ожидаемая рентабельность проекта 5?7%, а даже льготная ставка по кредиту — 10% и выше? Это инвестиции себе в убыток. Зато если бы реальная ставка находилась на уровне 2?3%, а рентабельность составляла бы все те же 5?7%, инвесторы, конечно же, взялись бы за такой проект.
Дорогие кредиты — это проблема номер один для наших производителей, представителей реального сектора, промышленности, сельского хозяйства, транспорта и так далее. Да и население — тоже достаточно активный потенциальный инвестор. Домохозяйства строят жилье, покупают товары длительного пользования и понятно, что чем дешевле кредиты, тем активней они будут этим заниматься, увеличивая спрос внутри страны и создавая пространство для наращивания масштабов национального производства.
«СП»: — Нужны ли дополнительные ресурсы для снижения ставок по кредитам?
— Деньги на все это в стране есть. Не нужно даже печатать дополнительные денежные знаки и вбрасывать их в экономику. Нужно уже имеющиеся в нашей экономике свободные денежные ресурсы переправить в реальный сектор, чтобы их вкладывали не в американские бонды и не держали на счетах в Центральном банке. Сейчас на депозитах в ЦБ наши банки получают довольно приличный процент, который, как правило, обеспечивает более высокую рентабельность, чем при кредитовании реального сектора. Поэтому банки не хотят втягиваться в более рискованные проекты в реальном секторе и предпочитают, ничего не делая, получать более высокий процент с депозитов. Это ненормальные структурные моменты, при наличии которых запустить высокие темпы роста не слишком реально.
Тут можно еще много возможных мер обсуждать, но главное, что свободные финансовые ресурсы для запуска экономического роста в России есть. Нужно только создать условия для того, чтобы эти деньги пошли в реальный сектор. А это уже вопрос качества экономической политики, которое у нас в последние годы, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Ресурсная база российской экономики, то есть свободные трудовые ресурсы, производственные мощности, полезные ископаемые, потенциальный спрос, имеются.
У нас ведь очень недоинвестированная страна — не хватает жилья, дорог и прочей инфраструктуры, а это все потенциальный спрос. Это какой-нибудь Бельгии некуда инвестировать, так как там все построено. У нас же потенциал для пространственного, инфраструктурного и прочего развития огромен, и потому высокие темпы экономического роста в России не только возможны, но и естественны.
Руководитель маркетингового центра «Алехин и партнеры» Роман Алехин считает, что без сокращения расходов и роста налогов все же не обойтись.
— В своих подсчетах эксперты опирались на программу руководителя ЦСР Алексея Кудрина, чья стратегия развития России на 2018 — 2024 годы уже была представлена президенту и сейчас готовится к реализации. С нынешней структурой бюджета реформы невозможны, а единственное из предложений по росту экономики — это повышение цены на отсечение за нефть. При этом против смягчения бюджетного правила выступает Минфин, предлагая взамен «обеление экономики и увеличение адресности социальной поддержки».
Пока все надеются на рост ВВП, который сможет покрыть расходы на реформы инфраструктуры, здравоохранения и образования. В итоге же нас ожидает сокращение расходов на другие общественные сферы и повышение налогов. Собственно, как и в 2012 году, когда Путин говорил о привлечении средств на реформы за счет роста экономики.
Ведущий аналитик AMarkets Артем Деев подчеркивает, что прогноз Росбанка очень приблизителен, так как за шесть лет экономическая картина может существенно поменяться.
Рост госрасхродов за счет использования большей части поступлений от сырьевого экспорта, средств Резервного фонда, увеличения рынка внутреннего рублевого долга и налоговой нагрузки — это основные каналы привлечения финансирования.
Что касается оценок, то цифры понятные, на практике заведомо они будут еще корректироваться и неоднократно. Важно учитывать при анализе цифр, что они соответствуют интервалу в 6 лет — там и цены на внешнем рынке будут сильно меняться, и доступность внешнего финансирования тоже.
Новости экономики: Дворкович не увидел криминала в повышении НДФЛ до 15 процентов