Материал комментируют:
Александр Зимовский
Нонсенс — Украина осталась без угля. Ситуация, по словам главы Независимого профсоюза горняков и депутата Верховной рады Михаила Волынца, катастрофическая. На складах тепловых электростанций запасов угля стало в половину меньше. Обеспокоенность прозвучала и в словах украинского эксперта по энергетическим вопросам Дмитрия Марунича, который отмечает, что страна стала меньше закупать российского угля и даже не смогла договориться с Белоруссией о реверсе антрацита. По его мнению, Киеву стоит закупать более дорогой уголь в Колумбии. Это вместо соседнего Донбасса, который исправно поставлял уголёк как на саму Украину, так и экспортировал его в Россию, в ряд восточноевропейских стран. Пока в Киеве не решили устроить шахтерскому краю блокаду. Чего добились — непонятно, но вот без угля остались точно.
Любая блокада, особенно экономическая, это оружие обоюдоострое, ведь на каждое действие последует свое противодействие. И еще не известно у кого окажется «кишка тонка» — у тех, кто ее объявлял, или у тех, кто ее проигнорировал. Украина, так и не сумев вооруженным путем покорить часть своей «мятежной» территории — Донбасс, в начале 2017 года стала душить ее перекрытием любых путей сообщения. В том числе и в свою сторону, в результате чего сама оказалась без угля. Сейчас экс-министр экономики Украины Виктор Суслов констатирует, что в результате блокады неподконтрольных Киеву частей Донбасса бюджет страны потерял десятки миллиардов гривен, под угрозой остановки половина предприятий ТЭК.
Читайте также
Зеленский грозит разгромить прокремлевскую оппозицию
Начнет новый украинский лидер с главных конкурентов
«Назло маме отморожу уши» — точнее было не охарактеризовать политику части украинского политистеблишмента, в первую очередь националистического толка, которая в качестве основного аргумента в противостоянии в Донбассе решилась на экономическую блокаду. Образно говоря, поставили на всех дорогах шлагбаумы, чтобы не допустить никакого сообщения и не допустить финансирования «сепаратистов». Тех, кто все время, начиная с майданных киевских разборок 2014 года, добросовестно выполнял все обязательства, в том числе по поставкам угля на Украину. Уголёк давал тепло, вырабатывал электричество на ТЭЦ, обеспечивал работой сотни тысяч людей. За него, пусть и не густо, но приходилось платить — любой труд должен стимулироваться в финансовом эквиваленте. Даром никто работать не будет.
В Киеве, где любой выпад в сторону России, а уж тем паче Донбасса, считался делом чести, от подобной акции тогда слегка оторопели. В стране, которая мучительно отказывалась от российского газа и какого-либо экономического сотрудничества с Москвой, по спине пробежал холодок. Дров и кизяка для обогрева точно не хватит, без донецкого угля стране просто не выжить. Под угрозой закрытия оказались даже атомные электростанции. Возопил тогда даже президент Порошенко, который явственно осознал, что блокада поставок угля окончательно поставит Украину на грань уничтожения.
— Уголь всегда был королем Украины. Донбасс — это королевский домен, — говорит российский эксперт Александр Зимовский. — Я намеренно использую терминологию средних веков, поскольку блокада донецкого угля на Украине носила все признаки феодального конфликта. Исходные позиции таковы. Украинские электростанции работают на угле, так там устроен технологический контур выработки электроэнергии. Ежегодно для их эффективной работы необходимо 25 миллионов тонн угля. Львиную долю технологически пригодного для украинских ТЭС угля составляет антрацит, он же уголь класса «А» и его разновидности. 100 процентов этих углей добывается только на территории республик Донбасса — ДНР/ЛНР.
Если вы не контролируете этот уголь — вы не контролируете украинскую энергетику. Поэтому даже под артиллерийским огнём на пике военных действий украинской гражданской войны составы с углём следовали через линию фронта беспрепятственно, как литерные эшелоны времён Великой Отечественной. На узловых станциях для них специально держали в готовности локомотивы и сменные бригады, а все свободные пути выделялись для формирования угольных транспортов. Обычным делом было, когда пассажирские составы из Киева задерживали на станциях, потому что уголь имел приоритет.
Разумеется, с точки зрения взаимоотношений Донбасса и Киева это незаконная контрабанда, коль скоро между ними существует охраняемая таможенная граница и линия разделения. Однако никуда не делись единые народно-хозяйственные связи, если говорить в терминах развитой социалистической Украины. Поэтому до начала блокады поставки угля носили регулярный характер.
И потом, у донецкого антрацита и тех, кто его контролирует, остаётся неубиваемый козырь. Это цена донецкого угля. Он обходится в $ 22 за тонну, что в три раза дешевле угля, который Украина закупала в Роттердаме в среднем по $ 66 за тонну, без учёта расходов на доставку (это делалось с целью добиться независимости от донецкого угля и нанести экономический урон отделившимся республикам). Добиться угольной независимости не удалось. Во-первых, экономика вообще не любит дураков, применяющих к ней политические критерии. Во-вторых, в данном конкретном случае интересы киевских и донецких олигархических кланов совпали. В итоге на операциях с донецким углём прибыли энергетических компаний подскочили до фантастических для Украины 10 миллиардов гривен (370 миллионов долларов США).
Читайте также
Киев назло Москве полез в газовую удавку, «заботливо» подготовленную США
По новому соглашению Украина хочет получать голубое топливо из-за океана
— Разницу покрыло из своих карманов украинское население, на которое правительство переложило затраты путём увеличения энергетических тарифов, — продолжает Александр Зимовский. — При этом украинские СМИ развернули широкую кампанию пропаганды, в ходе которой украинцам усиленно вводили в уши, что они, я цитирую, «платят только 42,29 процента от рыночного уровня тарифа». Вранье украинских политиков понять было можно, у них над душой стоял МВФ, без кредитов которого Украина может ещё больше ухудшить своё положение. Но вот сами украинцы такого подхода не поняли.
И вот какой еще есть интересный аспект, который, к слову, озвучил тогда организатор блокады, «ветеран АТО» Виногородский. Все эти перекрытия путей для эшелонов с углем, было не чем иным, как противодействие украинскому бизнесмену Ренату Ахметову, который донбасским угольком торговал еще с незапамятных времен. Свой бизнес он сохранил и при введении «линии фронта». Его доходы — дело десятое, зато сумел продолжить поставки поистине стратегического угля для жителей Украины. Но прибыль Ахметова, который был «кум королю и сват министру», явно не давало покоя новой националистической элите. Уголек у него банально отжали, но и сама Украина в итоге осталась без топлива.
По официальным данным, в августе на украинских ТЭЦ оставалось 753 тысячи тонна запасов угля. Год назад они составляли 1,4 миллиона тонн. При этом ежедневно расходуется 49 тысячи тонн. Украина тратит свои запасы вдвое быстрее, чем пополняет. А уголёк-то совсем рядом лежит — в Донбассе.
Новости Украины: Соловьёв: уже реально надоела эта суета с обменами
Новости Украины: Против Порошенко и Климкина будет возбуждено уголовное дело