Депутаты турецкого парламента поддержали проект конституционной реформы, которая предполагает переход на президентскую модель правления. Теперь слово за народом. Референдум по этому вопросу может состояться уже весной. Эксперты полагают, что после принятия соответствующих изменений Эрдоган начнет закручивать гайки, а сама Турция станет дрейфовать в сторону авторитарного режима.
Турецкие парламентарии одобрили пакет поправок к конституции, согласно которому Турция переходит на президентскую форму правления. За соответствующие изменения в основном законе страны проголосовали 339 депутатов при 330 необходимых.
Проект конституционной реформы был внесен правящей Партией справедливости и развития (ПСР), лидером которой является действующий президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.
«Благодарю депутатов за проделанную работу, теперь слово за народом», — заявил премьер-министр Турции Бинали Йылдырым в обращении к парламентариям.
После подписания проекта реформ и его публикации в официальной прессе вопрос об изменении конституции будет вынесен на референдум, который, предположительно, состоится через 60 дней после того, как Эрдоган поставит свою подпись под документом.
Обсуждение с потасовками
Сам Эрдоган рассчитывал на большее количество голосов турецких депутатов. Как ожидалось, за поправки должны были проголосовать депутаты ПСР и дружественной Партии национального движения (ПНД), которые в общей сложности занимают 355 мест в парламенте. То есть не все представители этих политических объединений поддержали реформирование конституции страны.
Кроме того, категорически против данных поправок выступали Народно-республиканская партия и прокурдская Партия демократии народов, которые придерживались традиционного взгляда на политический процесс в Турции.
В настоящее время в стране действует политическая модель, установившаяся в 1923 году при Кемале Ататюрке и предполагающая большее разделение полномочий различных ветвей власти.
Теперь же оппозиционные политики Турции опасаются, что вся власть в результате будет сосредоточена в руках Эрдогана.
Да и само обсуждение конституционной реформы проходило отнюдь не гладко. За день до принятия поправок, 20 января, между депутатами различных политических сил в турецком парламенте завязалась потасовка, в ходе которой два депутата получили серьезные травмы. Стартом парламентских разборок послужило то, что независимый депутат Айлин Назлыяка приковала себя наручниками к трибуне, протестуя против принятия соответствующих изменений. Депутаты от ПСР пытались оттащить ее от трибуны, а на ее защиту встали оппозиционные депутаты.
Вся власть — Эрдогану
Кроме того, из 21 поправки, которые предлагались Партией справедливости и развития, в финальный проект вошли только 18, однако эти пункты существенно изменят политическую систему Турецкой Республики.
Во-первых, в стране будет упразднен пост премьер-министра, что сосредоточит всю полноту исполнительной власти в руках президента, который будет избираться сроком на пять лет.
Если поправки будут утверждены, то Эрдоган сможет избраться президентом в 2019 году и оставаться у власти до 2029 года.
Во-вторых, президент получает полномочия назначать и освобождать от должностей вице-президентов, ключевых министров и других высокопоставленных чиновников. Кроме того, в руках главы государства сосредоточатся функции составления и представления бюджета в парламент страны. То есть именно президент фактически будет контролировать основные статьи расхода бюджетных средств. Другие законодательные функции сохранятся за парламентариями.
Вместе с тем депутаты получат определенные рычаги контроля над президентом. Так, парламент получит возможность созывать специальные комиссии для расследования противоправных действий президента и даже инициировать процедуру импичмента. Однако для совершения подобных действий устанавливается достаточно сложная процедура: простое большинство голосов для создания комиссии и 2/3 голосов — для инициирования отставки президента.
С другой стороны, президенту предоставляется возможность не прерывать свое членство в партии на период исполнения президентских полномочий.
Оппоненты реформы утверждают, что если Эрдоган в 2019 году станет президентом, а ПСР сохранит большинство в парламенте, то оппозиция не сможет полноправно осуществлять функции контроля над деятельностью главы государства.
«Турция будет только отставать в демократическом развитии»
Эксперты склонны считать, что за изменениями, которые предлагает проект реформы, стоит нечто большее, чем простое желание Эрдогана консолидировать всю полноту исполнительной власти в своих руках.
«Главное в этом процессе — даже не президентская республика как таковая, а желание Эрдогана создать исламскую республику.
Сам по себе этот факт приведет к большим сдвигам в вопросе, кто будет в авангарде исламского мира — Турция, Иран или Саудовская Аравия», — рассказал ведущий эксперт Gulf State Analytics в Вашингтоне Теодор Карасик.
При этом кемалистам вряд ли удастся собрать какие-нибудь значительные акции протеста, поскольку в Турции сегодня сложились такие условия, которые не дают возможности для сопротивления, утверждает эксперт.
Эта реформа приведет к существенным изменениям в конституции Турции, а сама республика превратится даже не в президентскую, а в суперпрезидентскую, считает доцент кафедры европейского права МГИМО Николай Топорнин. «Такой термин в юридической практике используют в основном для стран Латинской Америки, где полномочия президента преобладают над полномочиями парламента и любых других органов власти», — пояснил он.
Вместе с тем поправки, скорее всего, найдут поддержку у большинства населения Турции, после чего страна «начнет дрейфовать к авторитарному режиму», уверен эксперт. По словам собеседника, такие изменения идут вразрез с принципами светского государства, которые были заложены Кемалем Ататюрком.
«Безусловно, с принятием этой реформы начнется закручивание гаек: будут упрощаться демократические порядки, начнется давление на оппозицию — у нее станет меньше возможностей проводить свою политику, будут закрыты некоторые СМИ, которые хоть как-то поддерживали оппозицию», — полагает Николай Топорнин.
Столь жесткий вариант реформирования политической системы в стране эксперт объясняет провалившейся попыткой государственного переворота летом 2016 года. Эти события оказали существенное влияние на Эрдогана и будут иметь последствия во всех существенных решениях, которые будет принимать турецкий лидер в будущем.
Кроме того, продолжает эксперт, осложняет положение Эрдогана и то обстоятельство, что он фактически оказался без союзников: он одинаково критикует и США, и Россию, и Иран.
При этом его действия достаточно сложно спрогнозировать, поскольку он преследует одну цель — продвижение турецких интересов на Ближнем Востоке.
Также эта реформа может осложнить отношения Турции и Евросоюза, поскольку вряд ли Брюссель пойдет на сближение с Анкарой в случае установления авторитарного режима в стране. «Уже не будет речи о вступлении Турции в Европейский союз, а также о безвизовом режиме», — добавил Топорнин.
Кроме того, не стоит ожидать и существенных изменений в отношениях Турции с Россией, так как Москва выстраивает систему отношений как некое «локальное сотрудничество, поскольку стратегическое партнерство с Анкарой часто оказывается очень шатким».
«Турция только больше будет отставать от демократического развития. Конечно, в мусульманской стране, в принципе, смешно говорить о демократии. В таких странах скорее можно говорить о теократическом укладе, например, как в Саудовской Аравии или Иране. У них свой путь развития. И сейчас у Турции есть выбор: идти по пути развития светского государства, принципы которого были заложена Ататюрком, или же идти по мусульманскому пути. И на данный момент заветы Ататюрка укладывают в сейф», — комментирует эксперт.