Материал комментируют:
Анатолий Баранов
Федор Бирюков
Американские спецслужбы пытаются вербовать российских журналистов, заявила на брифинге официальный представитель МИД Мария Захарова.
«Помимо законодательного давления власти этой страны (США) активно практикуют менее формальные, но, по их мнению, видимо, более действенные методы. В последнее время представители российских средств массовой информации, в том числе в США, стали подвергаться жесткому давлению со стороны спецслужб, а именно — попыткам вербовки».
Захарова уточнила, что речь идет о так называемых подходах к журналистам как государственных, так и негосударственных российским СМИ. Попытки вербовки она назвала «многочисленными и многоступенчатыми».
В качестве примера Захарова привела случай — сначала сотруднику СМИ предлагали сотрудничество, потом пытались подкупить, а получив отказ, перешли к психологическому давлению и угрозам.
При этом представитель МИД не назвала ни имен, ни названий СМИ.
По ее словам, сотрудники американских спецслужб «вторгались в личное пространство, в том числе в нерабочее время, делали аналогичные подходы к членам семьи, к тем самым людям, которые в принципе не имеют отношения к журналистской деятельности».
«Вновь ставим вопрос в данном случае не только перед американскими коллегами, но и перед всем международным сообществом о беспрецедентном давлении на российские средства массовой информации со стороны Соединенных Штатов Америки», — заявила она, добавив, что речь идет в том числе и о требовании к RT зарегистрироваться в качестве иностранного агента.
При этом представитель МИД отметила, что, если задать вопрос о попытках вербовки журналистов в Госдепартаменте, «они скажут, что им об этих случаях неизвестно».
«Страшно представить, в какой ситуации находятся сами американские СМИ, на которые, как мы теперь понимаем, можно найти любую управу со стороны спецслужб», — отметила она, выразив надежду, что представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ «обратит внимание на эту недопустимую ситуацию и сделает соответствующие выводы».
— Вообще вербовка иностранных граждан — это обычная практика работы любой разведки, — отмечает главный редактор ФОРУМа. мск Анатолий Баранов.
— Естественно, вербовать стараются тех, кто по роду деятельности либо из-за родственных связей может представлять интерес для иностранной спецслужбы. Интерес может быть весьма многообразным, так что и объекты вербовки могут быть весьма различными. В данном случае речь идет о журналистах, как можно понять, работающих за рубежом. Они в силу специфики их работы могу иметь доступ к дипломатической информации, иметь контакты с какими-то людьми, которые могут интересовать спецслужбы. Это в самом общем плане — конкретика может быть весьма разнообразной, вплоть до вербовки для того, чтобы использовать в качестве объекта для провокации.
«СП»: — Захарова назвала эти попытки «многочисленными и многоступенчатыми». Каков, по-вашему, может быть масштаб этого явления?
— Думаю, масштаб лимитирован только бюджетом соответствующей организации. В принципе, вербовочная активность является одним из показателей, по которым оценивается эффективность как отдельного сотрудника, так и всей структуры. Все хотят выслужиться, есть и меркантильный интерес — как везде, скажем, на стройке или в гостиничном бизнесе, везде приписки, показная активность. Но и реальная работа тоже случается, я полагаю.
«СП»: — Журналисты каких именно СМИ могли заинтересовать спецслужбы США?
— Судя по словам Захаровой, и по тому, какой информацией такого рода она может располагать по роду своей деятельности, речь идет о журналистах, аккредитованных в США на постоянной основе, живущих там постоянно и с семьями. Это небольшой пул прессы, легко понять, о ком идет речь. Наши в Америке держатся немного вместе, не только журналисты, но и дипломатические работники, технические работники посольства, в том числе и сотрудники наших спецслужб, работающие «под крышей». Обычно они известны «вероятному противнику», но иметь осведомителя в этой среде имеет смысл — но это проблема далеко не сегодняшнего дня. Вспомните симметричные высылки российских дипломатов после шпионских скандалов — высылают же не кого попало, а тех, кто у них числится в возможных агентах. По большому счету любая «дипломатическая колония» — это всегда своего рода группа риска. Неслучайно же в анкетах всегда отмечается работа за границей. Допустим, приехал не особо заметный журналист из длительной загранкомандировки, и вдруг неожиданно стал пресс-секретарем в МИДе или внешней разведке — ценнейший кадр для любой спецслужбы… А с другой стороны, какое поле для повальной шпиономании! Ездил на отдых в Испанию или Грецию? Ну, ясно, шпион трех разведок.
«СП»: — Захарова призвала вновь поставить вопрос о давлении на российские СМИ, напомнив, что речь идет, в том числе, и о требовании к RT зарегистрироваться в качестве иностранного агента. Можно ли назвать все это частью единой стратегии? Какова ее конечная цель?
— Регистрация СМИ как «иностранного агента» и иностранный агент в смысле шпион — немного разные понятия. И тут выскажу крамольную мысль — а в России есть независимые СМИ, способные вдобавок содержать сеть иностранных корреспондентов? Кремль в течение 24 лет, начиная с эпохи залоговых аукционов, ведет последовательную кампанию по взятию под полный контроль всех значимых СМИ. Сегодня эта задача в принципе решена, реально независимые СМИ в России можно пересчитать по пальцам одной руки, и их «поголовье» продолжает сокращаться. Эти СМИ, как правило, бедны, они практически лишь выживают. Какие уж там длительные загранкомандировки — в Пензу вот еду в субботу за свой счет.
А обратная сторона медали, то есть успеха властей по полному контролю СМИ — это закономерное подозрение в отношении любого российского журналиста за рубежом в работе на государство в целом и разведку в частности. Я бы тут добавил и вербовочную активность уже наших российских спецслужб внутри журналистского сообщества.
«СП»: — Кто, по-вашему, еще, кроме дипломатов и журналистов может заинтересовать спецслужбы США?
— Сотрудники торгпредств и внешнеторговых российских предприятий, в первую очередь имеющие отношение к военно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами. Представители бизнеса, особенно крупного — вот как вы думаете, с Керимовым сейчас только полицейские общаются или сотрудники французских спецслужб тоже? Олигарх — это не просто богатый человек, это человек, подчас контролирующий целую отрасль, а то и несколько отраслей, но при этом обязательно связанный с государственной властью и управлением. Керимов — он ведь член Совета Федерации, до того депутат Госдумы, то есть человек с министерским статусом в России. Теперь прикинем, «Нафта-Москва», компания Керимова, бывший советский «Союзнефтеэкспорт», то самое внешнеторговое предприятие, из числа самых «вкусных» объектов для вербовки у западных спецслужб. Теперь добавим «Уральскую сталь», «Полиметалл», «Полюс золото», «Уралкалий» — это все громадные стратегические предприятия. Это даже не министерство по масштабам. Это представьте себе, что руководитель комитета ЦК КПСС по тяжелой промышленности жил бы на Лазурном берегу под контролем спецслужб НАТО. И у нас практически все олигархи — там, под крылом у «вероятного противника».
Так что журналисты на этом фоне — лишь очень мелкая сошка.
— Вербовка журналистов спецслужбами — вполне обычное дело, — соглашается член Бюро президиума партии «Родина», директор Института свободы Федор Бирюков.
— Ведь представители прессы не случайно считаются четвертой властью. В их руках находятся инструменты воздействия на умы миллионов людей, рычаги формирования общественного мнения. Поэтому каждый завербованный журналист-профессионал служит универсальным солдатом глобальной информационной войны.
Интерес американских спецслужб к российской прессе также вполне логичен, поскольку Вашингтон продолжает вести против Москвы информационно-политическую войну, и она только набирает обороты. Для американцев было бы идеальным нашпиговать наши редакции своими агентами, которые бы производили соответствующий контент, рассчитанный на российскую аудиторию.
Кроме того, сегодня в России фактически началась полномасштабная президентская кампания, Путин объявил о своем намерении идти на выборы в марте 2018 года. И львиная доля западных медийно-пропагандистских ресурсов уже завтра будет направлена на снижения явки, снижение процентного результата действующего президента, а также на поддержку различных его оппонентов, включая любых либеральных фриков. И в этом плане наличие шпионской сети российских журналистов было бы очень желательным для американских спецов, занимающихся противостоянием с Россией.
«СП»: — Удастся ли им создать такую сеть?
— Должен отметить, что уровень патриотизма и профессиональной лояльности среди наших журналистов в подавляющем большинстве ведущих СМИ достаточно высок. Полагаю, что даже среди работников одной известной оппозиционной радиостанции, вещающей при этом на государственные деньги, американцы вряд ли найдут себе подходящие кадры. И тот факт, что о проблеме рассказала официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, показывает отрицательное отношение нашего журналистского сообщества к вербовочной деятельности США.